Маргарита и подмастерье
Вверх-вниз, вверх-вниз раскачивается Маргарита на стальных тросах.
За её спиной вспыхивают бутафорские звёзды.
— Я лечу! — Усиленный колонками голос смешивается с записанным шумом
ветра, и вступает орган.
Идёт спектакль «Мастер и Маргарита».
Схваченная прожекторами, заслуженная артистка Елена Туманова парит
над сценой в прозрачном пеньюаре. Зал, затаив дыхание, следит
за полётом Маргариты. А за кулисами монтировщики спорят на
пиво о цвете её белья.
Их бригадира зовут Саша Белый, поэтому он всегда ставит на белое. И
время от времени выигрывает.
Сцена погружается в темноту. Бесшумные моторы мягко опускают Лену в
призрачный свет закулисья.
Я спешу освободить её от подвесной системы. Для этого нужно снять
пеньюар. Монтировщики, затаив дыхание, наблюдают за
процедурой.
Полупрозрачное одеяние летит к костюмерам, подвеска отстёгнута, и
коллеги поздравляют Сашу с очередной победой.
На Лену снова набрасывают пеньюар, и она спешит к Сатане на Бал. Я
сажусь за пульт и готовлюсь управлять полётами. Полётами
гробов над танцующими чертями.
Бал Сатаны — самая сложная сцена не только этого спектакля, но и
всего нашего репертуара. Все технические службы задействованы
на полную катушку. Даже есть традиция: если зарплата
приходится на «Мастера и Маргариту», то деньги дают только на
следующий день. Во избежание.
Бал Сатаны в разгаре. Безумствует балет чертей. По сцене носятся
лучи прожекторов. Ужаленные светом грешники корчатся в танце
под залихватский рёв органа.
На моём пульте кнопки в три ряда. Жмёшь нижнюю, и бутафорский гроб
пикирует на сцену; жмёшь верхнюю, и он уносится под небеса.
Есть ещё третья, заклеенная скотчем кнопка. Ей при аварии можно
блокировать лебёдку. И груз, повиснув на тросах, замрёт.
Я управляю танцем трёх гробов. И даже часто попадаю в ритм органа.
Сцена видна мне сбоку.
Бал идёт к концу. Пальцы привычно бегают по пульту, и в бутафорском
небе послушно пляшет мой мрачный груз. Вот только ближний
гроб…
Давно нажата кнопка «вверх», а он упрямо пикирует на сцену.
Проклятье, похоже, нет контакта. Я, разрывая скотч, вдавливаю кнопку
аварийной блокировки. А гроб по-прежнему летит на головы
танцоров.
Балет — врассыпную. Кого-то даже сбили с ног. Я колочу по всем
кнопкам сразу. Рядом кто-то ахнул.
Саша Белый рванул к дублирующему пульту. Несколько уверенных
движений, и все три гроба замерли, покачиваясь на тросах.
На сцене снова пляшут — правда, уже не под музыку — и искоса
поглядывают на меня.
Гробы качнулись, лениво поплыли вверх и скрылись в падугах.
Бал окончен. Следующие картины простые, всегда проходят гладко, и
Саша открывает пиво.
Несколько вдумчивых глотков, утробное «ух», и бутылка передаётся мне.
— Завтра, Женя, приходи пораньше. Займёмся твоим пультом.
Я киваю. И думаю о том, что завтра первым делом займутся нами.
Подходит помощница режиссёра. И как-то виновато, глядя в сторону, сообщает:
— Придётся докладную написать.
Мы её, как можем, утешаем. Дескать, пиши и не стесняйся. Всё дело в
технике, так что никому не влетит.
Здесь мы, конечно, врём. Наш главный шеф, худрук и генеральный
директор в одном лице, не знает слова «техника». Вернее, не хочет
слышать. И завтра нам влетит по первое число. Но не
сегодня: сейчас он на сцене в роли Воланда.
Однажды, в гриме и костюме Сатаны, он попытался кого-то отчитать. И
не заметил, что из образа ещё не вышел.
Вот это получилась мизансцена. Все за кулисами забыли о работе, а на
сцене без Воланда и грешников прошёл Бал Сатаны.
Наконец спектакль окончен, занавес опущен, и шустрый чёрт, свесив
ноги в оркестровую яму, записывает в кондуит расходящуюся
публику.
Театр выплёскивает людей волнами. Сначала зрителей, за ними
техников, а уж потом актёров. Герои и злодеи, боги и нечисть,
переодетые мирными гражданами, растекаются по городу.
Я у служебного входа поджидаю Маргариту. Именно Маргариту: Леной
Тумановой она станет где-то на полпути домой, не раньше.
Мы всегда возвращаемся вместе, если за ней не приезжает помощник
мэра на красной «Ауди».
Поток выносит Лену, мы прячемся за угол и закуриваем. Я-то могу
дымить безнаказанно, а вот Тумановой может влететь.
Наш художественный руководитель Тимур Альбертович из всех пороков
человечества выделил три, на его взгляд, излечимые: грязная
обувь, семечки и курение. Причём курение — порок настолько
эксклюзивный, что достаётся за него только актёрам. По полной
программе, вплоть до снятия с ролей.
Только мы закурили, звучит раскатистое:
— Туманова!
Значит, выплывший последним Тимур Альбертович имеет соображения по
спектаклю и хочет ими поделиться. Непременно с Маргаритой.
— Туманова! Кто-нибудь видел Туманову?
Я протягиваю Лене жвачку, и она спешит к рокочущему худруку. Мне
остаётся лишь вздыхать, поглядывая на часы.
Говорить с актрисой после сложной роли — занятие бессмысленное. Она
ещё где-то там — в полёте, или плачет над Мастером.
Вскоре Воланд отпускает Маргариту. Она берёт меня под руку, и
планета начинает медленно вращаться под ногами, унося ещё один
день в прошлое.
— Лена, ты ещё Маргарита?
— А? Что?
— Мы пришли. Твой подъезд.
Она долго возится с недавно поставленным кодовым замком, и, наконец,
пожав плечами, отступает.
Я в десятый раз укрощаю замок. Правда, снова не с первой попытки.
Дверь открывается, и меня награждают жидкими аплодисментами.
— Как-нибудь поужинаем вместе,— говорим мы хором и расстаёмся.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы