Книга о книге и маяке. Перевод «Книги Екклесиаста»
Игорь Вегеря (23/08/2004)
- Гоним стал Ритор, когда сын над корзинкой воцарился и над Иерусалимом.
- Поэтому, обманывая клеветников, называем Екклесиастом того, об устремленьях которого как о пустых они пустословили,
- и что полезнее людям, несчастья претерпевающим, подобный солнцу
- костер, который странствующих по шару станет приводить к земле, где стоять будет вечно,
- и сиять подобно солнцу, и для причаливания служить тем, кто спешит к земле, где тот сияет;
- а гонимым ветром на юг — для разворота на север, дабы, повернув, изменяли курс, когда повернет назад ветер. Кто же из окрестной
- долины идет через море в озеро: пополнить местность, в которой ему дан удел — чтобы, удалившись, поворачивали назад или сгинут.
- И речами такими утомленный, имел силу муж сей сказать, что для насыщения своего, в глаза глядя друг другу, и чтобы исполнится пред внимающими им славы,
- устроением этим как устроеньем, которое внове под солнцем
- осуществится, хвастают — хотя знают, что лишь воспроизводят, увеличив в размерах, то, что было вовек. И, как прежде
- напоминал первому, напомнил и последующему
- Екклесиаст царю об истинном Боге в Иерусалиме,
- который наделил нас душей, и ищет, диадему ли за мудрость приготовить на небесах или пагубное событие послать от Бога сыну человеческому, чтобы смирился.
- Ибо видит, какие дела совершаются под солнцем по заблуждению, а какие — свободною волей.
- Но извратить можно при переводе, не имея способностей избранных,
- реченья сии. Сердца же тех, кто взрастал, научаемый этой премудрости ветхой,— в Иерусалиме. И разуму их открыты многочисленная мудрость и знание,
- ибо дается разум — познающим через мудрость уже известную, а глупость и невежество — познающим себя в размышленьях свободных.
- А величайшая мудрость начальника — гнев свой смирять, когда знает, что лишь прибавит этим страданий.
- И сказав это о разуме, удалится сделал попытку с пира, ибо знал, сколь облагодетельствованы клеветники.
- А осмеивающим его изрек, что для безумства пиры устраиваются,
- чтобы на время и разумом овладело вино, и телом, сердце уводя от мудрости во владение глупости. Хотя известно, что благо для сына человеческого исполнится на небесах, где исчислены будут дни живущего,
- когда он возвеличивался в делах, строя дома и разбивая виноградники,
- устраивая рощи и сады насаживая плодовыми деревьями,
- а также устраивая и водоемы, чтобы вода была для орошения рощ, где взрастают деревья,
- а будучи Владыкой над рабами и рабынями, и потомками семейств — присматривал за ними как за овцами многочисленными. И потому прежде, чем с Иерусалима
- собирать серебро и золото в собственность, воцарившись над этой областью, и дабы сделаться как в песни песней привлекательным для тех, кто от сыновей Адама и жены его
- происходят, пусть обогатится прежде Иерусалимской мудростью, которой мне
- источник испросить и взять было отказано, ибо разума торжество в том, чтобы взвеселение сердец тех, кто в бедственном положении страдает,
- маяка действием совершалось. Но те, кто руками изнемогших работников устраивает для пользы заблудившихся и гонимых ветром солнечную
- башню, от явления мудрости этой глупым и невежественным человекам удерживают царя давно — ибо сделается
- очевидно превосходство мудрости этой над их невежеством о полезности освещения тьмы.
- Ведь наставленному в источнике ее лучше по Ориону двигаться во тьме, зная, что ты один, чем случайно встретить
- похваляющегося, что он от разума лыс, который невежд научает, что лучшая участь — подчинившись разуму, умереть,
- ибо о мудреце память вечна, а безрассудного, лишь придет день, и забудут. И наставляет умирать невежд
- и ненавидеть жизнь, поскольку и друзья, и дела, которые исполняем под солнцем, обманчивы, как подруга на расстоянии,
- которая не любит — а потому страданий и бед пастбищем служит человек промедляющий.
- И научает, что, проявив мудрость, глупец приобретет власть над страданиями своими и бедами. Но наставляемые им — и под солнцем станут блуждать
- и предаваться отчаянию в сердце своем от бед и несчастий. Ибо солнце
- для человеков бедствующих — это мудрости разумение, которую полезнее дать человеку в беде. И как льстецы, вводящие в заблуждение, бедствия лишь умножит, которые
- приключились с человеком, ибо бедствующий помышлять станет в сердце своем, что бедствует из-за солнца,
- и во время скорбных событий негодовать будет на ночь, тогда как в сердце его лежит заблужденье.
- А человек благодетельный станет вкушать и пить, зная, что и имущество, и жизнь бедствующих в ведении и руках Господа.
- И истребление поспешит прочь
- от человека, который благ, и которому ветхой дано мудрости разумение. Пирующие же впадают в грех, коли дело хранения и собирания данного во благо в прежние времена Богом, для них пустословие и устремление ветреное.
- Ведь назначено и время наслаждениям на небесах также, как
- время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время искоренять насаженое;
- время убивать, и время исцелять; время проламывать стены, и время строить;
- время плакать, и время смеяться; время скорбеть, и время плясать;
- время тощать и время тучнеть; время обнимать, и время уклоняться объятий;
- время жаждать, и время терять; время поклоняться, и время отвергать;
- время кроить, и время сшивать; время молчать, и время ораторствовать;
- время любить, и время ненавидеть; как — время войне, и время миру.
- Поэтому полезнее сделать, чтобы бедствующие
- знали, что заботится дано Богу о сынах человеческих, и когда несчастьем
- охвачены, и когда наряжаться пора настает. Ведь издавна разуму человеков явлено это было в деяньи божественном, когда устроен был потоп для уничтоженья —
- но знали о нем благие и радовались, что приготовлено и имущество, и животные,
- и человекам еда и питье. И знающие сие, что и благо, и страдание — это дар Божий,
- научают, ибо устроена Богом вечность из несуществованья. И наставление об обрезании Бог им сделал, дабы исполнились страха. А по-прежнему
- упорствующих и многим богам молящихся изгнал,
- ибо, видя, что служат им в тех местностях, законы нечестивые местностей тех оправдывали, и нечестие
- провозгласили в сердце своем справедливостью. Но повинных в том осудил Господь в свое время. А заботится о Писания
- словах разумных сынов человеческих избрал Господь, знающих о скотской
- судьбе сына Адама, участь которого — скотская участь, ибо первым умертвил, как умерщвляют овцу, единого с ним по духу человека из-за изобильного скота Авеля;
- и скитался в одиночестве в местности засушливой, покуда не обратился в прах.
- И научают, что душа сына Адама, которого в том, что возгордился, преступление было, подобно душе скота, под землю низвергнута.
- И увидите также в чем благо и радость для человеков из Писания, которое из-за льстецов принести на обозрение промедляют.
- Ибо обратившись к нему, узнаете и о насилии над строившими руками своими до солнца, которые слезно об отнятом сожалели — но были поссорены; а ведь башней, утешали себя,
- прославляемы будут — но были умерщвлены, поскольку ожесточились за то, что смертны стали живущие, на обитателей рая,
- где счастливы были те двое, наслаждаясь созерцаньем друг друга — но греховного деяния свершению послужив,
- познали страдание. И хотя о выгоде и полезности дела этого плохое предчувствие было у мужчины, но, взревновав к искусителю подруги своей ветреной
- и неразумной, обнял руками и вкусил плоти ее —
- благую чашу, сложенную пригоршней, наполнив на беду той, которая стремилась к свободе.
- А чтобы возвращение, когда увидели, что обмануты, заслужить,
- первый и второй сыновья их, что были братьями, работая вне поля зрения, поклялись отдавать десятину от трудов своих тому, кто в глину душу благую вдунул. Но пагубным событие это оказалось
- для обоих. Ибо облагодетельствован был лишь один, и в имуществе благое имел вознаграждение. И страдающий от того, что
- отвергнут, первенец восстал на товарища. Но наказанием и первенца изгнание, который на второго восстал,
- также было за возлежание их этим двоим. И распалясь похотью, как при первенца зачатии,
- отчего ожесточился дух первенца, двое расположиться в третий раз не спешили; и будучи отлученными
- от рая, бедняки эти мудрость проявили — ибо отроки стариков безрассуднее. Но царь, которого учил он и вразумлял,
- заключил в темницу до окончательного воцарения отрока на царстве этого бедняка —
- дабы познал как живым скитаться без солнца,— и со вторым отроком стоял
- до конца, а народ и прежнему, и последующему радовался, обманываясь, что помышляют они о свободе.
- Но и поклоняющихся идолам, и клеветников заставило идти в темницу прорицание жреца после принесения жертвы о том, что познают они за содеянное бедствия,
- которым ужаснутся. И устами, и сердцем торопили окончить перевод, прежде чем обожествленного Бог небесный с земли изгонит, хотя бы в сокращении.
- Ибо и в сновидении, пришедшем начальнику, великий голос безрассудному начальнику говорил,
- что, поскольку с обещанием, о котором дан обет Богу, тот промедляет — то положен будет конец его удовольствиям, ибо неразумно за то, что лишь дан обет, воздаяние.
- А облагодетельствован, как обещано, будет тот, кто обет исполнит,
- который давал он устами своими. Но что ошибается прорицатель,— сказал он перед лицом послов,— и из-за его согрешений Бога был гневный крик, и сокрушит Он дела его рук.
- А начальника сон — к возвеличению, и слов понапрасну тот убоялся Бога,
- которого видел. Ибо страны угнетенной, бедной и разграбленной закону справедливому изумятся, и возвеличат того, кто поклонился ему, поднявшись над собственной гордостью.
- А потому полезнее для страны царь, который и покорившиеся области, как жен своих,
- любит,— чем тот, кто лишь деньгами их насытиться жаждет, ибо любящего изобильные урожаи станут обманывать.
- Но чтобы умножилось имущество, увеличившись тысячекратно,— пусть господин проедающих его прибыль надсмотрщиков — которые лишь делают вид, что надзирают,
- а сами сладким снам предаются — уменьшит, ибо все возрастает проедаемое ими, ведь в сытости и богатстве почивают до старости;
- а есть и такие, кто, притворясь больным, лишь поглядывает на солнышко; а также — и десятки охранников господина, которые товарищей своих же
- убить ради богатств замышляют. Но к тому, кто заботится о рожденном им потомстве, и никаких руками своими
- от выхода нагим из утробы матери до возвращения после смерти туда, откуда пришел, не причинил бедствий — придут, когда руки
- его ослабеют, ближние, и от пришедших умирающему та польза будет, что страданий его скрасят они
- дни. А когда поглотит его мрак, будут возвеличивать его и скорбеть. Тогда как гневливого немощь
- видя — обрадуются и нарядятся, станут есть и пить допьяна. Поэтому знайте, что благо для страдальца — трудиться до изнеможения под солнцем в исчисленные дни жизни, которую дал ему Бог. Ибо такова доля
- человека. А кому Бог дал обогатиться, но богатством владея, он истреблял и давал деньги в рост, и лести радовался — страдание таковому будет наградой от Бога,
- и потомки будут вспоминать, что в дни его жизни Бог был вытеснен торжественными пирами из сердца его.
- А коли есть намерение увидеть под солнцем себя возвеличенным — такой человек
- Богу отдает от всего, что имеет, десятую часть имущества; и из имущества человека нуждающегося столь же приятно, как и от поставленного владычествовать, для Бога вкушенье. Но кормиться, будучи иноземцем, человеку — это как обманывать любовника, что немощен
- муж к деторожденью. И сотни тех, кто живя здесь во множестве, переняли обычаи и взрастили потомство за это время — обратилися и душей, поклявшись в благонадежности до гроба; и хотя похваляются, что снизошла на них благодать –
- в заблуждение впали, и блуждают в сумерках там, словно бы в полнолуние — но тьму
- увидят; и узнают, что солнце было за горизонтом сие.
- И хотя живущих здесь смущает учение о перевоплощении — увидят, как хорошо пребывать в этом единственном мире
- и трудится для человека, ибо здесь душа его полностью.
- И мудро поступать будет в итоге и глупец, и нищий, зная, что лишь пребывать среди живых —
- благо, а что бесплотным образом скитается человек — только обман, к которому влекутся душей
- те, кто издавна наречен именем Сима, хотя знают, что Адам, способность эту имевший, осужден могущественным
- плодиться. Ибо жалящий, что сделаются они великими, обманул человеков, если больше
- дано будет знать им о добре,— дабы человеческой жизни исчислено было время. И искушение живущим устроил, чтобы из рая вышел Адам и другому служил.
- Но там же имуществом облагодетельствованные, что жиреют ко дню смерти от дня рожденья,
- на благостно ходящие семейства, что оплакивают умерших в домах своих, а пиров уклоняются, ибо человеки эти жизнь свою посвятили сердцу, —
- негодуют; и над благостью их смеются соседи, что и лицом, и разумом они хороши —
- но сердцем наставленный мудрости народ — печален, а сердца невежественных народов — веселы.
- И благости слышат обличенья, мудрости и послушанью своим в песнях невежд;
- а также — что насмешкой над глупцами был зов из куста горящего, чтобы, обманув,
- обирать; и — что наставлений, которыми похваляются, дар уничтожили, а чтобы сердцам
- потомков слова эти были приятны, к началу времен относят их произвольно, ибо и для благих высокомерие отрадней всего.
- Но когда будет это доступно, быстро устранится и то, что вызывает досаду. Ведь гневался и отдыхающий в объятьях невежественного,
- хотя говорят, что за прежних дней его благость и мудрость давали, какое попросит
- имущество,— поскольку, чтобы мудростью овладеть лучше видеть солнце,
- чем тень. И если защиты жаждет и прибыли от разумения мудрости еще при жизни своей господин,
- то явить Писанье Божественное имеющие способности к переводу помогут, —
- дабы и во дни счастливые и благословенные, и во времена злополучные знать что делать — ибо без Бога человеку ничего не достичь.
- И увидит также, что понапрасну во дни его ради справедливости убивают, ведь возвещено, чтобы нечестивого продлевались бедствия.
- Ибо возвеличивается праведность, если, мудро поступая, оставляют того в одиночестве.
- Но умножается нечестие безрассудным поступком умерщвленья до срока.
- Благо же это пока сокрывают в обители, руки опасаясь Божьей, ибо вынести
- мудрость эту будет неповиновением. Но поступит мудро, если заплатит десятину властитель города этого
- человеками праведными в их землю. И свершением этого блага будет принесена жертва за грех,
- и изреченное для перевода будет принесено, дабы разуму это услышать. И тот из подданных, кто злословил,
- сердцем своим понял, что начальник смущен, и со злословием своим он опоздал.
- Ведь сей изгнанник был искушен в риторике, и наставлял издалека
- ибо удаленное загадочно, а загадочного хотят достичь.
- А завоевав сердца, указал и способ приобретения сей премудрости. Но тот, чье изобретение выставили нечестивым, безрассудным и невежественным заблуждением,
- позволил себе язвительность, что умерщвления через огненное жертвоприношение, когда сетью для сердец станет маяк и для рук оковами, благие пред Богом будут избавлены вместе с имуществом, поскольку избранны.
- И увидел, что достаточно этих слов против Екклесиаста. Ибо позволено было исполнить замыслы их первее первого.
- «Чтобы, моля об успокоении, находил его человек, хоть и один из тысячи, кто — обнаружив огонь, явления которого
- ему в одиночестве будет достаточно; кто — Бога, который исполнит человека праведного молитвы»,— заключил начальник.
- И было мудрым поступком, как и то, чтобы явить и перевод изречений мудрости, и человекам освещать путь к Маяку с внутренней его площадки
- через отверстие,— царю, соблюдая обычай, дать клятву пред Богом,
- что, если он вскоре умрет, то на земле оставшиеся друзья слова просьбы его исполнят,
- и подчинятся тому, кого он поставит царем. А правителю возвещение сделал, чтобы
- осторожно повелевал, показывая друзьям свой разум в мудрых поступках, в которых выкажет любовь к справедливости,
- и довольствовался тем, что имеет, ибо во время суда над человеком о многочисленных злодеяниях
- будут свидетельствовать против
- человека могущественного души, переставшие из-за него дышать. Но правитель, чье время было от смерти избавлением и от войн — избавлен будет и обвинений.
- Ибо увидят, что дал он сердцам Писание о том, что делалось под солнцем от времен Адама до владычества его друга,
- которого видим гробницу и который нечестивым придя, умер посвященным, и место нашел для города, возведение которого также считали делом напрасным.
- Но быстро исполнили указ его товарища, в дело это вложив свой разум, потомки Адама, которые от творимых здесь злодеяний
- исход совершили, и бедствовали длительно до вразумления от благого и грозного Бога, страшатся пред лицом которого
- жить беззаконно. Но хотя приятно теперь под кровом сим пребывание, из страха пред Богом
- присутствия при искушениях земных праведные, а также при избиениях и казнях за дела беззаконные — ибо нечестиво присутствовавших при этом прикосновенье к Писанию, и праведных призвали тогда напрасно –
- будут удерживаться, а также — и пиров. Ибо хотя благу человека служат еда и питье, но веселие одалживается у работника днями, которые живущим дал Бог, чтобы служением своим
- давали разуму познавать мудрость, в которой явлены и события сотворения земли, и дня от ночи отделение.
- И показано в произведении также, как Бог человека самодостаточным сотворил под солнцем — но человек страдания свои приобрел, поддавшись искусителя словам о познании, способность к которому тот ему даст.
- И когда позволено было, ибо в разума испытании праведные проявили мудрость, трудиться им, чтобы из рук их о Божественной человекам любви и ненависти узнать,— прежде всего,
- ибо первое дело у праведных, дабы беззаконное сделалось благим, и чистым — оскверненное, принести жертву,— совершили жертвоприношение благие. А очистившись от греха, поклялись страшною клятвою,
- что если соседям их то, что сделают они, будет служить, как и в том первом случае, из-за которого сердца потомков Адама исполнились помышлений безумных, для мудрствования,— то жизни свои после этого они умертвят.
- А ведь кто вступает в завет о жизни, уверен, что и собакой жить лучше, чем быть мертвым львом.
- Ибо жизни, научают они, для умерших после смерти — нет; а учение о том, что возмездие невинным — за стершиеся из памяти их
- угрозы, ненависть и зависть от прежних жизней даются в удел, но коли, в вечности исполняя служенье,
- странник вкушает на пирах угощенья и напивается пьян, то так благому человеку вином Бог оплачивает трудов его
- время,— неверно. Ибо, что строящие из кирпича терпят нужду, тогда как утучняются начальники,
- видим. А ведь из живущих каждый любви достоин. И потому время, когда обманывают, что живущим дадут солнце — это пустословящих время льстецов, которым, как животные работая, работники служат,
- чтобы обнаружились рукотворные их способности. Но за деяния свои в ад сойдут. Ибо их делом была также выдумка, чтобы те, кто для познания мудрость
- принес назад, дабы познанию служила она, как быстрота — в беге, а мужество — в битве, и умудренным была пищей, которые знают лишь десятую часть, являлись миловидными, и на это время принуждали обрить наголо тех,
- кто об Адама научает временах — хотя для рыбной ловли плохая будет из этого сеть, и лишь воробья удержит ловушка, которой те потомков Адама уловить помышляют, что в ту пору внезапно отпали
- от сей мудрости, глядя на других, кто служит в великом
- городе, что был мал и человеками малочислен, и который, приведенные сюда великим царем, обнесли стеной и построили в нем большую крепость.
- Но когда явят ее мудрецы, то и беднякам спасение в мудрости будет, и городу,— напомнил бедный сей муж,—
- ибо изречения этой мудрости тем хороши для могущества, что мудрость эта беднякам, которых он захватил, о подчинении и повиновении
- говорит. Но мудрец был повержен, когда послышался крик насмешливый: «Как неразумных
- мудростью облагодетельствует он, если во внутренность сосуда первенца промахнулся во время воспитания с благом?»
- Ведь и к омертвелому мухи устремляются из-за производимого зловония, хотя елейным умащением его умаляют. А чтобы глупость их — за драгоценность, а опытность почиталась
- за разум, мудрецы — справа, чтобы о разума их невежестве тех, кто слева
- по обыкновению, ходят, посмеяться лишить возможности (и в том весь их разум, которым так похваляются), а также — над неразумностью
- духа, который согласно их притчам носился без отдыха в пространстве, а не сидел спокойно на месте. А если для великих грешников
- существуют бедствия за явленные в служении проступки,— то за них по окончании правления
- и был осмеянию предан начальник, который с высот своих к богачам поселялся жить, чтобы унижение
- познать и рабство, как конь, что под начальником ходит. Поскольку в подвластной ему земле
- осрамился, и в яму сбросили после бегства его с каменных стен в рост медные
- и вырвали каменные статуи — ибо быть изрубленным, как дерево, подвергаясь опасности,
- дабы не тупить железа — унизился пред мужем, который в воинском искусстве имел превосходство и был удачлив.
- Но догадался жить с советов своих, и пользу имел от языка, будучи советником.
- Ибо в риторике был искусен, и располагал речами невежд, которые бывали в затруднении.
- Но как в начале гоним был за речи свои глупцами, так и в конце речами стал неугоден, и над безумием его
- посмеивались, ибо превозносил сказание об Адаме. Хотя известно из рассказов, как впоследствии,
- настрадавшись, эти же глупцы до изнеможения блуждали по городу, выпытывая:
- «Где в земле этой стоявший царем?» Ибо отрок вождя лишь истреблять искал
- блага, что были в земле сей, когда царствовал свободнорожденного потомок, ибо у правителя лишь для еды было время, сила к попойкам
- и леность. И униженные судьбой такой опускали руки, и плакали в домах.
- Ведь даже пиршества устраивал, на которых веселился, вину радуясь и жизни, на деньги тех, кого обесчестить жаждал.
- Ибо мысль умалилась царя до ложа во внутренней комнате, и для унижения богачей, когда темнели небеса, заставляли приходить по зову господина, но они таились рассказывать о том из-за преследований.
- А изгнанный пропитания ради за море к начальнику в те дни явился,
- в данный тому при разделе удел, с семь или восемью учениками — из земли,
- лесами полной и дождями орошаемой, в пустынную землю — ведь и дереву поверженному к югу из северной местности бревном прибиться случается.
- И остерегался пьянства и оплодотворения, зная, что и заросли прореживают,
- чтобы нашла дорогу свою душа. А тех кто, дабы сомкнуть глаза, чрево наполняет, научал, что действие это богом так устроено,
- если разобраться, что сеющему семенем перед вечерним упокоением, рукой познавать себя правильнее, ибо что вдвоем, то и в одиночку приятно
- и сладко. И просвещал тех, кто благости источник видит под солнцем в том,
- чтобы человеков живых умножать, ибо перемена радостна для мужчины — что через время будет тот омрачен взращиванием приведенных им же душ.
- А тех, кому в радость юноши, ибо юности приятна их сердцу пора и юноши, что прохаживаются по дорогам,— что сердца, а не внешность познаются Богом, к которому приведены будут на суд,
- и чтобы уклонялись потому гнева в сердце своем, когда не обращают внимания любовники на их плоть, ибо юность — это время рассвета души.
- Но признавая, что за сотворенное в пору юности пришли к нему бедствия, и в час казни повторил хвастунам, что желать
- темноту, словно солнце, освещать — это как и луну и звезды возвращать из-за туч, вызывая дождь.
- И в ту же минуту для устрашения стерегущие дом, чтобы сломить человека этого мужество, и дабы, бездействием мучимый, малость свою в темноте узрел, окна
- заперли и двери на улицу с низким звуком жерновным — чтобы стал голос как у птиц тих или у дочерей при пении
- у сего гордеца. Но устрашением и пути этого ужасами он пренебрег — хотя бодрствовать назначенные, как саранча, рассыпающаяся из каперса, когда идет человек, долгое время дом обходили кругами, и на улице рыданий
- далеко разносящихся жаждали, как если бы мачта сломалась или золотоискатель, осмотрев ведро у источника, крушил ворот, которым из шурфа
- поднимает вновь глину и землю. Но легко было это ему, ибо, что выведена будет назад, на Бога уповала Им
- вдунутая душа,— сказал Екклесиаст. Ведь и при введении в заблуждение
- весьма Екклесиаст был искусен. И обученный народа этого знаниям и тонкостям произношения, составил о своем величии притчу.
- И просил Екклесиаст удовлетворить его желание, чтобы слова о том, как был он гоним, навечно в писании в точности сохранялись.
- А поскольку, дабы толковников подгонять и надзирать за ними, посажен был владельца собрания первейший товарищ,
- но более всего сына его остерегаясь, сделали приращение это к писанию в конце, когда многочисленного чтения изучением утомляется плоть,
- и внимание рассеивается. И хотя преследований страшились, но о том, кто Бога завет сохранил для человечества,
- в писание Божие внесли правду для отдаленных времен — хорошо это, плохо ли...
Окончание следует.
Последние публикации:
Книга Екклесиаста. Комментарий к Ритору –
(25/08/2004)
Книга Екклесиаста. Оправдание текста –
(22/08/2004)
Настроение –
(14/04/2004)
Екклесиаст: извлечение смысла из текста книги –
(27/11/2003)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы