Вид неба Трои
![]()  | 
  Много лет назад на голову Исааку Ньютону упало яблоко, и он, согласно
  легенде, открыл закон всемирного тяготения. Яблоко, о котором
  пойдет речь ниже, к счастью, никому на голову не падало, но тоже
  способствует открытию закона тяготения – только не всемирного,
  а московского. Речь идет о гостинице «Golden Apple», на входе
  в которую установлено кресло в форме яблока – золотого. Гостиницу,
  расположенную на улице Малая Дмитровка, строил приглашенный в
  Москву архитектор из Канады Раф Шариф, весьма в мире известный,
  а само яблоко, которое находится в холле гостинице, изготовил
  дизайнер компании ДекорстройМ Владимир Трулов. Отвечая на вопросы
  журнала «Мир и дом» Владимир рассказал о том, как Шариф взаимодействовал
  с реалиями московской жизни, а так же о том, что собой представляет
  сегодняшняя городская скульптура.
– Как получилось, что именно Вы получили заказ от Рафа Шарифа?
  – Шариф обратил внимание на мои эскизы. Потом мы познакомились,
  моя задача была ему понравиться, и все срослось. В известном смысле
  это был случай, но для такого случая должны быть предпосылки в
  природе.
  Относительно предпосылок: имеет смысл рассказать о нескольких
  объектах «ДекорстройМ», которые привели к столь позитивному результату.
  Скажем, вывеска «Белый медведь» на входе в один из московских
  баров. Ее можно назвать образцом вывески европейского уровня в
  Москве, и по замыслу, и по исполнению, потому что во всем мире
  на повестке дня трактовка вывески как грани между интерьером и
  экстерьером. Здесь буквы вынесены на улицу, медведь как будто
  парит на своей льдине над головами у людей, чему те несказанно
  радуются, и постоянно под этой вывеской фотографируются. Толчком
  к тому, чтобы сделать этот проект, или некоторой уместной аналогией,
  Трулов считает увиденную им где-то на улицах Барселоны почти антикварную
  дверь, которая была еще и застеклена; так создавался акцент некоей
  витринности. Дверь переводилась из разряда утилитарных предметов
  в разряд искусства. В связи с чем Владимир заметил, что европейское
  сознание очень пластично в тех пунктах, где требуется проявить
  абстрактное мышления. Можно медведя-полярника на станции метро
  Алексеевская дальним родственником этой барселонской двери, и
  это единственный такой «сородич» в Москве. Другой вывески подобного
  уровня и по мысли, и по исполнению в Москве нет.
  Ну а то, что медведь – все же это Россия. А раз мишка полярный,
  то можно сказать, что на входе в этот бар – московский полюс абстрактного
  мышления.
  Еще на счету «ДекорстройМ» пельменная, около которой сделана огромная
  вилка с веселым прыгающим пельменем. Эта инсталляция – тоже участница
  многих фотокомпозиций гостей Москвы. Здесь речь не идет о каком-то
  европейском уровне, хотя придумано все очень славно и складно.
  Скорее происходит другая важная вещь – возрождаются советские
  «пельмешки». Они исчезли, а вот их новые приключения «десять лет
  спустя» – на другом уже уровне дизайнерской проработки, но при
  всем присутствии фольклорного звона.
  Что такое вообще современная городская скульптура? Все чаще в
  городе видны неочевидные объекты. Кстати, тот метод, который приводит
  к появлению произведений на свет именно в мастерской Трулова,
  заслуживает отдельных комментариев. Зарабатывая на жизнь оформлением
  витрин в ресторанах, гостиницах и т.п., скульптор всегда привносит
  наработки со своих текущих заказов в творчество собственно скульптурное.
  Стремится делать какой-либо объект по поводу любого текущего заказа.
  «Как работает обычный скульптор, – говорит Трулов. – Он сидит
  в своей мастерской и как заколдованный делает какие-то бюсты,
  активно варясь в собственном соку, высасывая свою продукцию из
  пальца. А потом он пытается это продать. Я стремлюсь по поводу
  каждого заказа, если из меня прет креатив, делать скульптуру в
  связи с теми вещами, которые от заказа остаются. Скажем, мы делали
  ресторан «Золото Шлимана». Я по поводу ресторана делаю скульптуру
  этого Шлимана. Не так уж важно, что дела у ресторана не покатили,
  сейчас вообще никто не знает есть такой ресторан или нет. Скульптуру
  я вожу по выставкам, ее или купят, или позовут оформлять другой
  такой же ресторан, что наиболее ценно. На выставках я присутствую
  своими скульптурами, народ их обсуждает и получает эстетическое
  удовольствие».
  По-моему, очень ценно, что художник сам формирует социальный заказ.
  Когда Ленин и К утратили актуальность, в Москве возник феномен
  Церетели с пресловудтым Петром 1. Понятно, что один человек, даже
  очень талантливый, в такой обширной области, целое отдельное искусство
  – это не ответ. А какой вообще должна быть скульптура постсоветской
  эры? И вот Трулов лепит фигуры в связи с тем, что в данный момент
  бурлит вокруг него. И с одной стороны, ему важно «чтобы потом
  позвали оформлять такой же ресторан». Но дело еще и в том, что
  «растет» социальный заказ: по-моему, это здорово. И появление
  Шлимана и всей той высокой эстетики, что ассоциируется с найденной
  когда-то Троей, происходит ненадуманно, органично. Но и тоже не
  так, как посиделки в рекламных роликах Суворова или Эйнштейна,
  которые там куклы куклами.
  Из других сюжетов: «Скажем, коллекция мелкой пластики, с маленькими
  вещичками, по русским пословицам. Я за новогодние праздники прочитал
  несколько тысяч пословиц, выбрал несколько сотен таких, которые
  рождают визуальные ряд. Есть, скажем, про петуха: «драчливый петух
  жирным не бывает», или «генеральской курицы племянник». Большие
  художники всегда не только произведение делают, но активно относятся
  к названию. Скажем, многие произведения Маггрита без названия
  вообще не поймешь. А здесь получается, что все идет от названия:
  «Ворону гнездо родная хата», «Красному яблоку червоточина не укор»
  и так далее. Я читал иностранные пословицы, первоисточники – японские,
  суффийские, думал – «круто, а что же мы такие темные?». Теперь
  понимаю: ничего мы не темные – у нас есть пословицы про все».
  Один из существенных моментов – использование ДекорстройМ нового
  материала, некоего стеклопластика. Фигуры выглядят как отлитые
  из бронзы, это на самом деле не так. С данной точки зрения интересно
  было узнать мнение специалиста от отношении к конструктивисткому
  стилю в архитектуре, который в двадцатые годы тоже шел от материалов
  – стекло и бетон. Тем более, что над кафе, в котором мы сидели,
  была вывеска, выполненная в футуристическом стиле, несколько,
  с точки зрения моего собеседника, «грубоватом». На мой же вопрос
  он ответил, «это язык, который должен знать современный скульптор,
  и если мне понадобится на нем что-то сказать, я скажу – с небольшим
  акцентом». (Кстати, работы Владимира выставляются на книжных ярмарках,
  у него есть и литературная серия: Пушкин, Гоголь, Островский).
  Этот путь привел Трулова к сотрудничеству с Рафом Шарифом при
  подготовке гостиницы «Golden Apple». Шариф сделал хорошие авторские
  интерьеры, подписанные своей фамилией, что московские инвесторы,
  по словам Владимира, «всячески душили»:
  «Они даже подпись ему не давали сделать на полу со своей фамилией.
  Он все равно ее залепил на бетон, пришел инвестор, ругался, но
  выковыривать ее не стали. У нас просто не доросли до того, что
  все зависит в конечном счете от конкретного человека – задумщика.
  Нужно хоть как-то ценить его хотя бы самолюбие. Я уже не говорю
  о том, что на его имени надо деньги делать – при перепродаже,
  при раскрутке заведения. У нас это не ценится. У нас на Рублевке
  интерьеры – они не подписные. И никогда эти дома не будут изучаться
  студентами-архитекторами. На Западе если известный архитектор
  сделал квартиру, то когда новый хозяин туда въедет, ему расскажут
  историю квартиры. У нас этого нет.»
  Один из ярких примеров неумного подхода к делу, который здесь
  пока часто процветает – некий ресторан, с владельцами которого
  Трулов однажды взаимодействовал. Он изначально был задуман архитектором
  как «футбольный». Там на стенах были картины с футбольными полями,
  очень дорогие. На стенах – вазоны с рельефами футболистов. Еще
  было несколько фигур футболистов в витринах, а из кубков росли
  вертикально стрелы некоего экзотического растения. Дела у ресторана
  не пошли, пришла новая хозяйка и сказала – долой футбол. Дизайнеры
  и архитектор с ней работать не стали, поскольку вела она себя
  глуповато. Тогда она сама взялась за дело. Футболистов, тех, что
  в витринах, начала завешивать рюшечками, цветочками. А в кубки
  посадила что-то такое вьющееся, чтобы растение этих футболистов
  закрывало, и игроки в результате прячутся в зарослях.
  Конечно, Шариф, человек, который много ездит по миру, прекрасно
  знает новый модернистский язык, переживал, когда сталкивался с
  подобным уровнем принятия решений.
  «Он страдал, – говорит Трулов, – от того, что фасад надо было
  согласовывать, говорил, что московские власти навязали ему какой-то
  нелепый балкончик. У нас как происходит – если есть момент согласования,
  то человек не может пропустить проект, если он там чего-то не
  поменяет хотя бы на сантиметр. Я сколько раз с этим сталкивался,
  что спорят не из-за сути вопросов, даже не из-за выгоды, а чтобы
  внести лепту в процесс. На Западе как делается – архитектор занимается
  архитектурой, дизайнер – дизайном, инвестор – инвестициями и так
  далее, они друг другу доверяют, иначе дела не будет. Раф ни в
  дизайн, ни в производство не вмешивался. А инвестор вмешивался,
  он все время хотел что-то менять. Во всем мире присутствует понимание,
  что делает один, что другой, что третий. А у нас выкидывают середину,
  и высшее руководство приходит к рабочим – плохо красишь, не так
  пилишь, не так мажешь, и все такое.»
  Шариф не притирал свои интерьеры к московскому стилю. Это гостиница
  для иностранных гостей, примерно за двести долларов в сутки, трехзвездочная,
  в названии ее некоторые специалисты увидели апелляцию к символике
  «Макинтош». Я спросил у Трулова: есть ли «червоточина» в этом
  «красном яблоке»?
  – Интерьеры там, – говорит дизайнер, – не очень-то для русских,
  потому что там много нержавейки, ванная, например, хай-тековская,
  из нержавейки, у нас такое только в плацкартных туалетах. Для
  русских это чуждо, они любят, чтобы были натуральные материалы,
  дерево, под орех, часто говорят об экологии, а иностранцы любят
  стекло и нержавейку. Они уже съели то, что мы сейчас кушаем, уже
  это прожили. У них минимализм был в моде еще в семидесятые годы.
  Почему в Европе выбрасывают мебель, машины, телевизоры в Новый
  Год? У нас такого праздника вообще быть не может. А они там понимают,
  что есть фамильные предметы, которые по наследству переходят,
  это важно, а есть утилитарные вещи, которые не на дачу свозятся,
  догнивать, а их просто выбрасывают, потому что в мире уже слишком
  много всего этого – машин, компьютеров. Нам этого не понять, в
  России никогда не было кризисов перепроизводства, а они это прошли,
  у них это постоянно маячит. Там магазины мясом завалены, а у нас
  мяса не хватает. А в том, что действительно ценно в у нас мало
  кто разбирается.
  И в результате правильные цепочки – они у нас в организационном
  плане не выстраиваются. Все вмешиваются во все. Это и от недоверия,
  и от недостатка профнавыков. И получается: послал дурака, иди
  за ним следом – опять же по пословице».
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
                             
