Эпос
Нога
Встала с постели Мелита и левой ступила ногою.
Фидий увидел ее. Дева осталась нагой!
А.А.Тарковский _ 1
1 Левой, левой! – Какою такою левой? Которая – по Корану – хранится на небесах и большим своим пальцем наслаждается каждой девой, а тут – марширует, хоть и упираясь в пах? Или, как у Платона, даже нога – идея: теряя ногу, мы ли пребываем с той, которая, с глаз редея, остается, пусть ахиллесовой, но пятой? И нам, скорей всего, выпадет цапля, животное на болоте. Какая из ног поджата, какая нет – не разберемся, а вспомним Буанаротти: муху на потолкe, затянутую в букет. 2 Арсюша, Арсюша, свет Арсений Александрович, где Вы сейчас? – Неужто в корнях растений? В Голицынский телескоп глядя на небосвод, нашлась ли звезда, где Ваша душа живёт? Впрочем, какая разница – где. Главное то, что – где-то. Надеюсь, что там – шиповник, а не колючки гетто. Надеюсь, что там Татьяна Алексеевна плюс другие и что Вас не мучат их истерики, а также приступы ностальгии – эти фантомные боли, которые, кажется (ох, память!), слева. Это – как оборвать половину у зелененького со древа, Вы мне поясняли, по серединной его прожилке, т.к. болит он весь. Ибо душа в копилке всего тела. Его я не беспокою. Но Вы-то знали, с отсутствующей-то ногою, что что-то да есть, не доступное перегною, а даже – и большее. Что даже, ставя в начало строчек «что» и «когда» (мне – Ваши табу!), я не чувствую криминала. 3 Нога – отец Гамлета! – ходит по Эльсинору. Бьет полночь. Но туфелькa здесь не впору, a (побыстрей!) Переделкино иль Тверская. Отсутствующую за собой таская – другая нога, заглянув за край, нынче движется как Тяни-Толкай. 4 Нога – отец Гамлета, пух и прах, но – фантом. Ей навстречу – сам Гамлет, на костылях. (Меч болтается, но выглядит-то неостро.) Для протеза выписывали Калиостро из Венеции. Знaчит – что будет выпад. Гамлет – стакан, который почти что выпит, оттогo и бледен, как будто стакан. Фантом (в просторечии, Фанта) его забирает в дом, объясняя с миною невеселой про их расхождения с Кокой (Колой). 5 Гамлет – в общем-то, Св. Иоанн... T. е. он весь – сплошь голова (как на том, так и на этом свете)!.. Он рожден, чтобы – видеть, а не – действовать, удивляя винтом, финтом или выпадом… А, скажем, толкнув табурет (коль уж зацеплен за потолок) он оказывается – без ног нa том свете!.. И продолжает – там уж во весь экран, но – вне блюда, ибо все же – не Св. Иоанн… 6 Нога, отец Гамлета, ходит по Эльсинору: ходики, про которые позабыли. Тикает свое медленное про ссору с Клавдием. Войлок уютной пыли – ложе Гамлета. Только и он не спит: призрак в доспехах гремит про вторую ногу, а она – на Гамлете! Ее – эскулап-аид отрезал у отца, когда оный Богу душу отдал, и (вместо совсем без ног) Гамлет обрел – одну, и хотя бы ходить возмог. 7 Нога, отец Гамлета, ищет вторую ногу: ушел он от Фортинбраса с двумя ногами, но с дыркой в груди. Оклемывался понемногу, но – бац! – и умер. Отталкиваясь утюгами, Гамлет ездил на тачке – пока ему не пришили отцовскую ногу. Но призраки – вроде пыли, на которой спит Гамлет, во сне свистя: от ноги оседает на пол культя 8 в 20 см. А Офелия? А Полоний? Последний – в полоне. Офелия же – в аире, такая судьба! Очень изредка посторонний над водой впадает в задумчивость, как над анкетой в ОВИРе. А что же Лаэрт? а Озрик-паскуда? Эти второстепенные? А как же Клавдий? Гертруда? Зачем калеке они «расставляли сети»? Пили жемчуг из государственного сосуда? А потому что – страх. Потому что пришел протез от Калиостро, и Гамлету он – как раз. 9 Хотя – чего бояться? кого? неужели-таки калеки? Правда! Бывали случаи. Но – не в галантном веке. Гамлет – пухл и одышлив. Шлифуя пол утюгами, не похудеешь. А, значит, боятся – призрака, которого таки сами и пришили. Тоже не первый случай. Возьмем Агамемнона. Я не боюсь падучей, триппера, даже спида, траханья без кондома, но – когда говорят: у него не все дома, его б в психушку, – я медленно, но зверею, и нету спуску ни эллину, ни иудею. 10 Нога, отец Гамлета, зовет свою ногу в рог – ну точный Роланд, лежащий под душным дубом! И – выходит Гамлет. Их пламенный диалог нельзя назвать ни вежливым и ни грубым – два одноногих: один – из мира теней, другой – из мира, где тень длинней человека. Порой она, как у оператора Москвина в первой части «Ивана Грозного», здесь – более нас важна. 11 Нога, отец Гамлета, трубит уже в третий раз, и – выходит Арсений, говоря: «Физическое страданье – не самое страшное. Вот Вам, Нога, рассказ почти как Ольга и её древляне. Почти чтo в древности, во Вторую Войну, меня ранило. Ампутация. Перед – налили в стакан сивухи, и потом ещё. Вся моя родня – это бинты в крови плюс голос в оглохшем ухе: – Не умирай! Рано еще! – Рана чернеет и выглядит похоронно, да и свет чересчур уж ярок! Лампочка греет рьяно. Тут я с ложа восстал, к ней подошёл и выкрутил из патрона. Но подошёл-то – на двух! Обернулся. Тело лежало в бинтах, скукожилось, задубело.» 12 Что это было, А.А.? – свиданье с загробным миром? Свиданье с другим Арсением в этом мире? Тибет, рифмующийся с Памиром? Та ль самая красота, застрявшая вдруг в аире? Лувр, Третьяковка, Прадо, Тейт – встающие там tête-a-tête? Карта ли Данте? Его ли там грифель––профиль, который – не ястреб нам здесь, а – скорей картофель, ибо голодно?.. Теперь Вы уж знаете это. Развеяли споры про Чистилище. Вам (как Вы – хотели) дали и там перо: ангельский переводить на русский, но Вы, надеюсь, довольны такой нагрузкой. 13 Если чешется пятка у отсутствующей ноги – попрыгай на месте, на костылях беги как умеешь. Запусти костылем в картину (естественно – копию), где отец все прощает сыну. Малахольный Гамлет все это проделал раз двадцать. Чуть отлегло. Тут (заново!) Фортинбрас. Гамлет на диво схож с английским бульдогом. Редок. Это – а). б) – упрям. в) – наверно, как некий предок, лоб и шея в глубоких складках – не жировых, а врожденных, но – нос все ж побивает их. Есть носы Бурбонов и Валуа, нос же Гамлета, видимо, должен идти на а) – ибо тоже – чешется! Нос-кровосос, нос-Фальстаф, нос… но каталоги оставим для «Сирано». 14 Но вот нос и нога – связаны ли они? Чтоб без понта, без пыли, без часовой возни. Как глаз есть кусочек мозга вне мозга – так, к примеру, гарцующий на коне вдыхает холку; надышется, спустит ногу, а – если не сможет сам – позовет подмогу. Но – продолжим. Есть лошадиный нюх, он – почти собачий. Но при том функция лошадей – бег. Ты – на одной иль двух, им все равно, для них – ты всё одно: жокей. Но вот если лошадь сломает ногу, то какой-нибудь эскулап её просто убьет – при совсем постороннем гаме. Интересно при этом, что то, что четверкой лап мы зовем у животных, у лошадей – ногами. 15 Нога отца Гамлета – по размеру, в четверть ноги Геракла, поскольку он: памятник. Но мешки под глазами у памятника набрякли от бессонницы. Он ведь хочет найти таки свою левую ногу. Ночами он, как вампир, идёт на охоту. И это – признак бессмертия. Это – почти что Платонов «Пир». Он, вообщем-то, и есть (целиком!) фантомная боль, а не призрак. 16 К слову, кто сказал, что памятнику пъедестал положен? Что подпирают цоколь только двумя? И одною ногою Карл Миллес их изловчал, как цапель. И не даже одною ногой – одним большим пальцем, к примеру, Орфей в окруженье Муз в Стокгольме – стоит на одном и как-то равновесье удерживает. Пред ним чувствуешь дрожь мирового пакта двух миров. Их – Аполлон—Союз. 17 А кто не бывал в Стокгольме, то и здесь, в США, в городке Рокфорде, в саду японском – отражаясь в пруду––реке, реют ангелы Миллеса, на одной лишь ноге… По труду, приложенному Ньютоном, доказать обратное: что яблоко на черенке держалось бы – вниз черенком (а в Стокгольме – прибегнув к тоннам бронзы!) – это хореография, как «чирк» перке. 18 Если б Карл Миллес ваял с подачи Гамлета – отца Гамлета, то вторая нога в любом случае не понадобилась бы. Любовь сына к отцу не понадобилась бы тем паче. Т.к. Гамлет отца боялся. Особенно же теперь – когда призрак гвоздит булавою дверь. Клавдий убил отца его, налив тому яду в ухо в саду (не японском!), и начал всю заваруху. Если бы Миллес – взялся, то вздулись бы Висла, Сена, Влтава и Темза, и взмыла бы вбок держава: слегка наклонившись влевo, c ноги воспаряя вправо (как хлопают себя по уху выходящие из бассейна) – таков был бы памятник, поза была б такая у старшего Гамлета (младшему потакая). 19 Нога, отец Гамлета, трубит в свой Роландов рог, и выходит череп по имени «бедный Йорик». Он был младшего Гамлета возлюбленный педагог, а почему он «бедный» – не скажет вам и историк. – Где моя нога? – спрашивает Нога. – Меня изваяли с двумя, а (как призрак) я – лишь с одной. Циферблат кем-то доеден наподобие пирога, я не знаю времени, а вечность – она на кой? Я сам ведь ходики, доходяга без тела, бред… И отвечает Йорик, ёрник, каких уж нет: – Буква «х», налетев на столб, превращается в букву «ж». Я к тебе обращаюсь как к двоим – как к Ноге и к Фантомной боли. Нога – это, скажем, «х», ей – херово, но в витраже общем, ей так и положено. Что до «ж» – тем боле. Ты – фантомная боль как таковая. Ты – боль всех тех, штанины кого пусты. 20 – Что же мне делать? – Нога вопрошает у Йорика. И отвечает Йорик: – «Ж» есть и жизнь, «живот». Брось тормошить судьбу, брось искать ногу, закатыватель истерик! Нога тебе – для чего? для – что ли – войн? Для тренировки Гамлета, чтоб мог уложить Лаэрта, Клавдия и Гертруду? – так ведь нет, не это. Ах, если бы мог ты думать собственной головой, а не каменной!.. Каменным гостем ставши – в вечости даже стал ты глупей и старше. 21 Каменный гость, Фантомная боль, Нога – суть один персонаж, которому «на фига!» не выдохнуть с запахом!.. Есть такая книжка, где сходятся символы по принципу тех же законов, что управляют пером, заранее их не зная: «лилия на плече», «палач из Лилля» и «лилия» – герб Бурбонов. Так Нога не знает, что она же и Фантомная (вместе) боль и Каменный гость. Памятник целый коль. 22 Этот трезубец бодает и наши кости, вращается в сердце Гамлета (и без пошленького инфаркта). А на самом-то деле пригласили сегодня в гости Каменного гостя и Арсения с грустным Фантой. (В Каменном госте – присутствует и Нога, и Фантомная боль; как в каждом из оных членов – оба других!) Понятно б – была б пурга, так ведь яркое лето à la Поленов, а их все нет. На одиннадцатом ударе – на двух единичках входит Фанта. На двенадцатом – Арсений с палкой. И тут же – прыгает черной белкой Гамлет из фамильного полотна. 23 Гамлет – в чёрном берете, с пером. Ему самому придется играть две роли: Гамлета и – Дон Жуана. Вжиться в другую тьму себя ж самого, которую запороли столько актеров––профессионалов. Вопрос: но в кого влюблён его Дон Жуан? – Офелия спит в аире, в нём застряв, сном вечным… Тогда – что? в Гертруду? Нормально! Дон Жуан и Эдипов комплекс. Т.к. не хватает женщин в шекспировой пьесе, а также уду: он – мал, а – от страха – вообще уменьшен! 24 Итак, в Гертруду. Начать с – «дорогая мать!» – не проканает, ибо перегиб, а надо – без перегиба, а как бы, не суетясь – начать. Как насчет – «дорогая»? Ну, нет! – пахнет вовсю «рогами» отца––тирана!.. А как, например, «родная»? Пожалуй что… Но – лишь только теперь каная, заделаться он врагами с матерью-то успел за короткое время. А всё – этот сладкий деверь Клавдий, что по-английски devil. 25 В генштабе Гамлета идет совещанье, как свергнуть Клавдия. Тот – явно что не дурак. И тот – параллельно – в своём генштабе с аббатом советуется и с рабби (как поборник соборности). Гамлет – робок на предмет революций, но достаточно уже пробок вытащено, и (в конце концов!) он решается перековать Гертруду в свою сторону. (Заделыванье дыр отцов – это вовсе не то, что склеивать треснутую посуду.) 26 Труд, Гертруда, окончен (когда-то писал В. Соснора). А у нас – начинается только-только… Все генштабы суть параллельны. Скоро их за брусья сочтут – со следами талька, где разминаются чемпионы, подмышки нюхая, как пионы. 27 Гамлет потеет от каждой ничтожной самой причины – лоб, грудь, подмышки, ладони. Жизнь представляется ему ямой, куда ходят – не опуская крышки. А оттуда – вопросы тяжелые… А покуда секунданты Гамлетa, Арсений с Фантой, уже салютуют фетром Озрику-подлецу с Лаэртом – секундантам Клавдия. А где ж Гертруда? Та – пьёт жемчуг, считая черные пятна в душе. (Процесс, прокручиваемый многократно.) 28 Теперь о тактике. Ну так как одолеть, фехтуя на протезе – вместо левой ноги? Тот гнётся в колене. Для него шлифовалась туя, унизавшая ясные склоны горца. Но – как он сделан-то? Насажен ли на шуруп, или на два спец-болта? или больше? (Это взволнует вряд ли дырявый труп, уже – проколотый шпагой, а не ухлопанный – из пистолета.) 29 Вернемся к тактике. Левую тащит правая ногу – в согнутом состоянье всё, собственно, время. Как будто в неводе плавая в своей защите, ибо – волнуясь лишь о возможной ране. Т.е., есть два выхода: собственно и уйти в защиту, лишь парируя, а это – смертельный номер наверняка, или использовать (все же) эту защиту, но – как приём нападенья, будто Дон Жуан-отец. Тот, перед тем как умер, передал его, так сказать, первичному Дон Жуану. Вот приём отца Дон Жуана: пасть на левый локоть, а правой рукою – снизу направить удар вверх в «ж» – живот, и проставить визу в страну, где всё наоборот или ж – похоже-странно. Вот так бы Гамлет и стал (может быть) требуемым Дон Жуаном – и без дам «до» всего, но – наверняка желанным 30 после. День дуэли решили отпраздновать накануне дуэли. Ведь кто-то будет убит – а, значит, и не увидит больше праздников! От Италии и до Польши жгли фейерверки, а также – пускали слюни, выжимали платки, разбивали палатки рядом с местом дуэли, которое выглядело парадом, а – не местом убийства. Уже с дюжину докторов дежурили с чемоданчиками на коленях, как пионеры––всегда––готов, и поминали в длинных своих моленьях дуэлянтов монахи-буддисты. Монахини тоже. Так был фон расставлен для двух атак. 31 Но – сражались при лампионах! Свет был зыбким. Ветку со шпагой спутав, Клавдий – вогнал свою в ствол. Так дерутся у алеутов или удмуртов, где света почти что нет. Нет, правда, и в Дании. Нечто весьма большое – как окно французское Хаммершёйя – тут разшестнадцатерилось в траве, и гаду Клавдию – Гамлет, на локоть пав, по самую свою гарду шпагу вогнал в живот (да, не упустив таки этот случай!). Как на вертеле вепрь – тот выглядел, потрох сучий. 32 Ибо клинок дошёл аж до зубов и через горло вылез. – Длинные шпаги были в те времена: выскакивали кишки и пробивалась челюсть при прицельном выпаде, а при двойном – тем боле. Клавдий недоучел, что атакой служить защита вполне-таки может; что – если протез – то не шито-крыто означает уже заранее, и что если Гамлет (как писал Арсений) что-то под нос свой мямлит – то он уже и не видит знаков. Здесь, правда, полно сомнений на предмет вменяемости… Арсений версус наша троица – следующая ступень в нарративе. Садись иль на пень, иль в тень. 33 Итак, Гамлет добился власти. А как же Нога, Каменный гость и боль Фантомная? – Стали, что ли, подножьем лести? Или, напротив: ты, Гамлет, сделать то, сё изволь? «Бедный Йорик» стал чем-то вроде визиря при датском дворе. Его говорящий череп – как машинка с денежкою внутри – всё вам бы сказала про вас, если вы хотели б. Но нас-то волнует Нога, она же – Каменный гость и Фантомная боль. Им ведь не кинешь – любую кость. 34 Каменный гость приглашен к обеду. У него – две ноги, памятник потому что. Дон Жуан (он же – Гамлет) знает, что в эту среду (а сегодня – вторник) – затевается ушло нечто, что грозит толькo лишь Гамлету, питающемуся ныне тюрей милосердья и праздности. А сейчас – пришел вот парламентарий, чья десница (по Пушкину) тяжела, а по Гамлету (всех теперь возлюбившему) – теплокровна. Гамлет жмет её и садится на противоположном конце стола от гостя. У обоих – напряжённые, впрочем, лица. Парламентарий мрачен. Подняв забрало – он смотрит на Гамлета, как статуя с пъедестала. 35 Точно так вот другой памятник свёл с ума милого, в общем, парня… Но Гамлет – умалишенный официально ведь!.. Сума––дефис––тюрьма ему не страшны, как классик боялся. На пшёной (если уж тюрьма) – ну, похудеешь в Дании… А – если сума – пройдёшь евространы пешком и похудеешь тож. – А надо худеть – думал Гамлет, пока накрывали. Гость думал про Ногу, которая в нём вопила о справедливости – о том, как пилы её отделили от тела собственного, и теперь Гамлет той пользуется. Гамлет взлянул на дверь, ибо с клюкой – словно симвОл решений самых важных – прошествовал в зал Арсений. 36 Жанры все – любострастны. Как, ну, скажем, язык цветов. Я не знаю латыни их, а поэтому не готов назвать орхидеей – трагедию. Хотя в выдохе – ор-хи-де-я! – есть и охи, и деенье, и Орк злодея и любодея. Я вгоняю – что? – мелодраму вoвнутрь трагедии. Это – эпос ошибок, жанр, придуманный, думаю, мной. Он лягается как кентавр. 37 Т.е. – лягается со страшной силой!.. Полу-человек и полу- история, принадлежит он ни к женскому, ни к мужскому, ни к среднему, вроде, полу. Но он такой вот кентавр: всё-таки он кентавр-женщина и кентавр-мужчина, но с тремя интеллектами – в ногах и в голове плюс собаче––лошадиный нюх––бег. А без этого – ровно наполовину разделенная буква В! В местности Евин стон (по утраченному Эдему) – кентавров нет. Пока не задашь им тему. Но если В попадает, к примеру, в Тауэр – то на глазах у толп катится буквой О. 38 О чем же шла речь?.. Да, об Арсении – что вошел он в зал, где восседали Каменный гость и Гамлет. – Здесь нет справедливости, но и там нет, – думал Гамлет, протяжных предчувствий полон. – Что же – есть? А есть лишь покой и воля, но (причем!) последняя – отнюдь не свобода воли и не какой-нибудь стоицизм в пошленьком смысле: брошу и курить и пить, всё остальное себе позволя (как, например, бриоши и равиоли)… Воля – это та воля, когда делаешь то, что влезет, но – после отдыха, т.е. – покоя, если таковой удается в удобном кресле после обеда, когда внутри всё поет: I'm blessèd! 39 Арсений садится меж Каменным гостем и Гамлетом (дефис – Дон Жуаном). Образуется (почти) вариант семьи за столом. К тому ж не забудем, что Каменный гость есть Фантомная боль с Ногою. Отсутствует – только Фанта (подобный – в семье – изгою). Но – на самом деле – сидят только трое, хотя все пятеро – все в троих – ждут советов Арсения, как игральных очков на шоссе. 40 – Как любят магниты, видали? – И во сне, и бодрствуя – магниты вовсю на страже, а – когда найдут себе пару – склеиваются сильнее, чем любым бээфом или эпОкси даже. Но что всего здесь важнее: магниту – любой магнит будет парой, ибо – лишь физика их магнат. То же самое – ноги. Их – это вам ясно – две. Их тянет друг к другу, как – вот именно! – два магнита. Если нету одной – то из буквы В став буквой О, та, как антенна, ищет любую нить, а вовсе – не отчего её жизнь разбита. Тебе перевод на ангельский? Что ж, изволь! – Пеленг Эринний – Фантомная эта боль. 41 – Теперь вопрос о Ноге, о призраке без ноги. Когда нога стала мёртвой, оную пересадили совсем безногому Гамлету. Теперь – хоть они враги – подумаем об обоих в нашем галантом стиле. Может ли Гамлет без ног (ну совсем!) править державой? – Нет. Нужен ли призраку, скажем, украинский самолёт, чтобы бежать, к примеру, в Туркмению? Или Крымской вдохнуть Яйлы? Или ходить ночами на вампирические балы? – Да упаси Господь. Тогда для чего понадобилась нога призраку? – Да чтоб поравняться мастью с памятником (себе же!) и чтоб насладиться местью (через сына!) над теми, кто навесил ему рога. 42 – Положенье, как видим, абсурдное. С одной стороны – Эриннии. С другой стороны – надо бы и о Полонии подумать, пока не пошли колонии (где он сейчас) войной на Данию. Ведь им Гамлет – кузен по линии матери. А та – пребывает в ступоре: ей чудятся вампиры и упыри плюс красные пятна на черном капоре, плюс черные пятна везде внутри. 43 – Итак, положенье ещё абсурднее. А с Ногой – абсурднее не бывает. Ну, вполне естественно, что нога того, кого официально и нет, способна обратиться к вам «дорогой, – скажем, – мой друг!» Ну и что? Это – мелкое баловство с её стороны. А поскольку Нога – это призрак, пшик, то Гамлет – сто раз (да и тыщу!) прав носить ногу отца, который, хоть и не был совсем старик, но умер-то ведь – короны не передав!.. Так пускай носит – хотя бы ногу! Ногу – словно корону, напрямую переданную и надетую на что ни на есть персону 44 Гамлета!.. Итак, Гамлет – прав, а Нога – должна быть более чем горда, имея такого сына! – На эту речь Нога (в Каменном госте) отвечает: – Да, это всё очень мило. Но я объявлю протест действием, если мне не выдадут точно такой протез от Калиостро, чтобы он сгибался в колене! – Это понятно, – Каменный гость говорит, краснея от пиетета своего двуножества. (Ему, говоря по чести, ни проблемы ноги, ни Нога не нужны, но он их третья часть и воплощенье. А сам-то он воплощён в громадном шлеме с забралом и с огромным мечом, а шпоры на сапогах суть готические соборы, вставшие на попа.) – Это всё – Папа! Его интриги. Вы лучше-ка посмотрите: моя стопа какого размера! – а? в четверть стопы Геракла. Может, и больше: ту обмеряли в Олимпе, a почва там – словно пакля. 45 – Нет, говорит Нога, не получите вы легко ни на что моего согласья! – Это гласом Ноги, естественно, Каменный гость вещает. В периоде Рококо особенно ценятся – стулья, и поэтому дороги. Их ножки и ноги: – Негоже лилиям прясть! – Буду сидеть! – Дерзни хоть один украсть! – – А трон не хотите приклеить? – Как звать, не знаю, вас теперь? – дядюшка? брат? кузен? – Нет, я отец! – Отец мой стоит у края площади и в доспехах, как любил изображать Пуссен, скажем. – Ног придадут Вам стулья, Вы станете – многоног! Тут я прерву гостя и Гамлета диалог, происходящий – в Гамлете. Диалог этот – как скомканная перепалка между Гамлетом и Ногой – выглядит очень жалко на бумаге, т.к. каждый из этой парочки – слов на слюне жокей. Плюс, оба скачут на клюшках, как в настольной игре в хоккей. 46 Если бы не Арсений, все так бы и кончилось – жалко! Перепалкой, миром, опять скандалом… Но там, где у пчёлки жалко, у нас – продолжение нарратива. Ибо: против любых лишений жизненных и всяческих – железно стоит Арсений. Лаэрт и Полоний (будь привезён обратно) должны быть помилованы. Что ж до Гертруды – пятна пусть (что поделаешь?) созерцает. Что ж до Ноги и до его ноги пересаженной – то здесь вариант «Лидо» он предлагает (т.е. – дуэль почти): ноги – как два магнита – подалее развести, и какая из них окажется посильнее в притяженье другой – тот и выиграл! Т.е. с нею, с этой ногой, останется. Если бой Гамлет выигрывает, то Фантомную боль Нога тогда – прекращает. А если выигрывает Нога – то ей отдают её ногу. Вот вся, в общем-то, недолга. 47 Каменный гость – согласен, раз уж согласны оба других его внутренних голоса: Фантомная боль с Ногой. – Но – назвать магнитами ноги! – Метафоры ль не хвороба, подъедающая нарратив? – Кто это спрашивает? – Сравнение с кочергой молнии, ворошащей тучи, слишком – что? – Кто спрашивает про красиво ли это для одного и про смертельно ль для нарратива? Но – как-то разобрались… Какая из ног допрыгает раньше до другой – вот та и запьет бокалом выдержанного «Токая» свой успех, прокричав своему обладателю: «Ты – главный магнит, ура!» Но – условие: палкой не пользоваться! Весь путь должно пропрыгать и прочая. Как-нибудь. 48 Я люблю вас, дуэли – которые на бумаге. Тех, что на пистолетах, нет, не люблю. Они почти что всегда летальны. Но люблю, например, когда маги сходятся на поляне в дуэли маслом прыщущей бормотни. Это – друиды. У нас же не о друидах. На этом сюжете сделаем вдох и выдох и забудем друидов до некоторых времён… Дуэли двух ног не описаны ни в какой из литератур. Впрочем, с пинками – вон! – описаны, а также с – пшел, пшел! – рукой. 49 Нет, у нас тут другое. Новое. На поляне от воткнутых в землю двух капитанских шпаг отмерены двадцать метров. Разбежались олени, лани, нет посторонних и никаких зевак. Между шпагами – 10 метров. Получается итого – 50. Нормально (по любому дуэльному кодексу). И входят: Гамлет и Нога. По кодексу, здесь Арсений (а он секундант у Гамлета) спрашивает их про примирение. Но все знают, что здесь двух мнений быть не может. Гамлет – мямлит что-то. Хоть спрашивает о том же самом их и Фанта (второй секундант). Вообще ж, феномены дрожи – суть комары. Точнее – один. И он – стоит на своих, как африканский слон. 50 Опять – дело в тактике. Глядя на комара, Гамлет – всё понимает. Хоть не нильская, но жара выдалась в Дании. Тот же – стоит и не движется! Или в Ниле и комаров не стало – ради вот этого в огромной их комарилье? Для Ноги же – а хоть и в Ниле, а хоть и в какой реке – лишь бы их было меньше!.. Точнее – возле воды, где и выбрано место дуэли. Для Гамлета – бег в мешке, привычное, так сказать, дело в детстве и до беды. Гонг! Нога – срывается с места, прыжками стремясь к барьеру. Гамлет же верит в меру и движется несколько медленно, а то есть – почти стоит. Тут – вдруг! – Нога рушится: он и так уже инвалид, а вот так – громадный сапог, растянувшийся на траве. И – мимо Ноги – прыгает та нога, которая как бы две: спокойно, вдумчиво! Допрыгивает до барьера, и уже наливают «Токай» для победившего кавалера Ордена Золотой Подвязки на ногу – румяную после такой вот встряски!.. 51 Нога, прикрывающая лицо сапогом, нынче бывает часто на праздниках Гамлета. Принимая за педераста, ему говорят частенько: «Ну что, кацо?» Не – обижается. Но Каменный гость тотчас обнажает меч и – с закатанною штаниной (чтоб все видели, какую он ногу спас) – обидчика выталкивает из гостиной. Фантомная боль куда-то ушла. Точней – присосалась где-то. Поскольку удел Эринний – мучениями тех истощать, кто других тучней муками, а не тех, кто – ось всего худа – выглядят всех невинней. Тучный Гамлет – и на одной ноге – себя чувствовал словом на букву «г». 52 А как Фанта? – да по-прежнему, с Кокой. И Йорик – тоже: служит визирем. Но – как Арсений? – главный в нашей истории потрясений тронов, а точнее – их мелкой дрожи. Не знаю. Как не знаю того, кто брал функции секунданта на себя – у Вергилия или у, скажем, Данта, когда те с кем-то не ладили, или, к примеру, стих находил – подраться с кем-то у них двоих на пути от ада аж и до рая. Там – другие птицы. А здесь – цапля, ногу в себя вбирая. 53 Арсений Александрович, когда мне – совсем, тут я вынимаю Ваше пергаментное лицо (пиши хоть сейчас!), и думаю не про раньше, а как бы сейчас Вы сказали – то, это. Веселились Вы – от души, и я – хотел Вас, ну, повеселить. Что ещё я могу сделать для Вас? – Всплакнуть? – Нет. – Перечесть Ваши строки, что делаю – постоянно? Что ещё? – еще не рассказать про путь, которым иду от вулкана и до вулкана, ибо там – начав с левой – обязательно кончишь правой, и тебя омоет тысячеустой лавой.
сентябрь 2002 – июнь 2005
____________________________________________________
1. Цит. по: Собр. соч. Поэмы. стихотв. разных лет. Проза. Т.2.
Москва, 1991, с.130. Вошло, ныне официально, под шуточным
псевдонимом «Арсений Аттический», в так называемый «Альбом Кошачьих
Муз» (мы, правда, называли его, для простоты, «Кошкин
Альбом»). Я помню – вполне отчетливо – несколько другой, более
интригующий вариант двустишия:
Дева встала с кровати и левой * ступила ногою. Фидий увидел ее. Дева осталась нагой!
*Вариант: правой (такая вот хитрая сноска Арсения.)
В 2002 году (flesh–eating bacteria) я чуть не потерял левую ногу, но
– чистым чудом –пережил уже дошедшую почти до живота
гангрену.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы