Шаровое пространство Фёдора Шехтеля
Многообразие направлений деятельности!
Архитектурная практика, на которую наплывают пластами сделанного художественные документы декораций и костюмов для театральных постановок и народных гуляний; проектирование временных сооружений для парков; проектирование частных домов и загородных усадеб: Шехтель, кажется, неиссякаем, словно жаждет переоборудовать пространство, подчинить его своим идеям, вИдению своему…
Он занимается оформлением киосков и выставочных павильонов, работая в антрепризе Лентовского; он оформляет художественные альбомы…
Ф. О. Шехтель как художник-постановщик.
Линия его поёт: орнаменты, чудесно соединяясь, словно дают образ мира, неповторимо увиденного и осознанного художником.
Модерн: линия тяжела, закруглена; но не только это направление интересно Шехтелю, хотя знаменитый особняк Рябушинского, позже принадлежащий Горькому, исполнен именно в такой манере: сильно соответствующей ощущениям века…
Особняк Саввы Морозова, позже Рябушинского. Дом приёмов МИД на Спиридоновке.
…ведь Красное Домино, хоть и запущенное Андреем Белым в Петербург, ощущалось всюду, и томительное предчувствие грядущего, словно заставляло каждое здание, особняк, проект рассматривать, как последние…
Москва. Церковь Николая Чудотворца, что у Соломенной сторожки. Архитектор Ф.О. !Шехтель.1
В начале художественного пути Шехтель изрядное время уделял проектированию церковных построек, и прекрасное узорочье сияло суммами воплощённых фантазий…
Усадьба купца Локалова в селе Великом.
Ф. Шехтель происходил из семьи баварских колонистов, и предки его отличались многообразием трудов и энергией: торговали вином и табаком, серебряными изделиями, занимались гостиничных делом, им принадлежали дома, мануфактурная фабрика, крахмальный завод…
Но – никто не тяготел к художественности: и звезда Фёдора Шехтеля в этом роду оказалась уникальной…
…художник-оформитель, виньетист и рисовальщик: в этих качествах Шехтель не уступал себе, как архитектору и театральному художнику; и снова веяния века, начала его сказывались на тонкости арабесок, пестро и красиво организуемых мастером.
Мастерство!
Гранёное, точное слово, не допускающее никаких отслоений, побочных ходов, но дающее столько вариантов разнообразия…
Ярославский вокзал. Архитектор Ф.О. Шехтель.
Шехтель увлекается готикой: в полётности её ощущая необыкновенный знак высоты; он пробует совместить русский стиль с готическим парением, добиваясь интереснейших результатов.
Он преподаёт.
Он оказывается в советском мире, где энергия его, не умолкающая, кажется, ни на минуту, продолжает плодотворно бушевать, по-разному одаривая пространство…
100-летие со дня открытия Малого театра…
Великолепие оформления Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки.
И всюду – стиль Ф. Шехтеля характерен, сияет, узнаваем…
Всё остаётся: и, представляется, благодарное пространство взирает удовлетворённо на чудесные шедевры, оставленные Шехтелем.
__________________
1_ 1915 году Шехтель принимает православие и на следующий год создаёт своё лучшее, как он сам считал, творение – деревянную церковь Николая Чудотворца у Соломенной сторожки. Деньги на строительство шли из пожертвований, всего было собрано 3000 рублей. Строение было выполнено по одному из любимых Шехтелем мотиву – древнерусского Вологодского зодчества. Виртуозно исполнив историческое начало, Шехтель почти буквально воспроизвел формы и принципы деревянного зодчества прошлого. Постройка церкви заняла месяц. Такой краткий срок объясняется тем, что Шехтель отказался от тождества технологий и построил эту шатровую церковь по каркасной системе. В 1935 году храм был закрыт, шатёр и колокольня сломаны, потом здесь находилось общежитие, к 60-ых годам церковь была окончательно разрушена и снесена. На её месте было построен пятнадцатиэтажный дом для сотрудников милиции. В 1997 году храм был восстановлен, в 300 метрах от его прежнего места расположения. Источник: 7 великих шедевров Фёдора Шехтеля - Русская семерка
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы