Боги возвращаются...
Лучше Бычков, чем никто... Не скажет!
Так получилось, что Андрей вовлек меня в свое столо-слово-мозго-верчение, может быть даже и не очень интересуясь, нравится мне это или нет?!
А только я закрутился в какой-то центрифуге его резких, порой жестких и жестоких максим, Ницшеанства и бескомпромиссной борьбе с постмодернизмом.
И я подсел на эту стихийную битву Титана с лилипутами литпроцесса, на этот ураган, находя даже удовольствие:
Он также в своем собрании статей и интервью камлает о том, что все погибло и пропало, как и герои Пушкина. Да не каждый видит и не каждый слышит, просто потому, что не хотят видеть и слышать.
И я вспоминаю своего Ницше:
Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасностей и игры...
Не надо бояться высказывания, надо бояться невысказанного, тем более если Андрей Бычков в своей пророческой книге сформулировал лозунг сегодняшней жизни:
На фасаде – фарисейство и ханжество для всех, за фасадом – строго «конфиденс». Литература сегодня – не более, чем бизнес. Насколько популярен будет продукт? Сколько нужно вложить в его раскрутку? У тебя что-то некоммерческое? Тогда, извини, за твой счет. Таков сегодня «естественный» отбор.
Этот, такой неестественный, отбор убивает читателя, думающего, умного, на его место приходит обыватель, питающийся литературными полуфабрикатами.
До Ницше ли ему?
Выводы и силлогизмы Бычкова порой чрезвычайны:
Растаяло «Облако в штанах», штаны запахли гимнастеркой. «Переоценку ценностей» довершил Октябрьский переворот. Грешна матушка Россия! Уж не православие ли подкачало? Недаром слово «грех» и означает – «попадание мимо мишени». А ведь как прицеливались… Увы, ницшеанская стрела просвистела мимо.
А как же Федор Сологуб, Ремизов и его тезка - Андрей Белый? Вот уж кто чистые Ницшеанцы:
Что же, ведь ложь и часто бывает правдоподобнее правды. Почти всегда. Правда же, конечно, не правдоподобна...
Нищие безумцы, погрузившиеся в языческую пляску вакхического искусства!
Но Бычков категоричен, потому что ситуация чрезвычайная. Молчать нельзя говорить, знаки препинания превращаются в знаки препирания.
Бычков не пишет, а словно гимн слагает или, как шаман, прочищает горло, вдохновляясь иной раз черт знает чем.
Душа Ницше вселилась по Бычкову, наверное, в Мамлеева.
Вот и в новой книге мы оказались с ним по разные стороны Мамлеева. Я не поклонник Мамлеева, но в его Мамлеева нельзя не влюбиться. Поэтому что его, Андрея Бычкова, правда на грани вымысла и парадокса.
И в этом мощь его книги, слова, натянутого от напряжения, как тетива!
Время великой русской литературы – это девятнадцатый век и начало двадцатого. Здесь сомнений никаких. Последние действительно великие русские писатели — это Платонов и Набоков. В «Приглашении на казнь» Набокова уже разыгрывается вся постмодернистская сцена. Цинциннат, как мы помним, изготавливал «мягкие куклы» русских классиков.
У меня была статейка, она была опубликована в журнале “Юность” еще в прошлом веке: “Плюшевый классик”. Она, не будем говорить, кому посвящена. Я не боюсь назвать это имя, но не хочу подставлять издание.
Простое совпадение? Весьма возможно.
Плюшевая литература – это диагноз нашего времени. И Андрей Бычков будто скальпелем хирург, вскрывает этот нарыв. И правильно делает.
Иначе литературу и не спасти:
— Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов!
Литература – плоть от плоти конгруэнтна жизни.
А с жизнью, с ложью этой круговой, что делать?
Философ, он же хирург с отточенным скальпелем, Бычков успокаивает:
Юнгер говорит о смене гештальта, обращаясь, в том числе, и к учению Ницше о вечном возвращении, Юнгер уверен, что Боги вернутся, хотя и не скоро. Но мне кажется, что Они должны возвратиться гораздо раньше. И быть может, они уже возвращаются...
Я думаю, что возвращается огонь, где прежний уклад уже горит синими пламенем. И не видит это только слепой. А ясновидящий Бычков – видит. И я теперь вижу, глядя на его озаренное этим пламенем и пеплом лицо.
Проза – это прежде всего жизнь со всей ее неизвестностью, случайностью, непредсказуемостью. - так говорил Бычков.
Современная литература предсказуема, она нуждается в свежем ветре, очистительном огне, безумии и разуме.
Беззаботными, насмешливыми, сильными – такими хочет видеть нас мудрость: она – женщина и любит всегда только воина...
И я думаю, нет, я верю, ну или во всяком случае – знаю, что Боги возвращаются.
Лучше Ницше да лучше!
Бычков с нами.
Аминь!
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы