Комментарий | 0

Ларго Аппассионата Натальи Рубановой

 

Рубанова Н. Русский диссонанс. От Топорова и Уэльбека до Робины Куртин: беседы и прочтения, эссе, статьи, рецензии, интервью-рокировки, фишки.Санкт-Петербург: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2023. – 518 с.

 

 

Наталье Рубановой надо было родиться композитором: «У текстов Рубановой, литератора с классическим музыкальным образованием, свой характерный тон и тембр: когда Рубанова пишет, она использует звуки, чтобы “бросать ноты” вместо слов. Ее манеру письма отличает настойчивость в целенаправленном лоббировании диссонанса» — пишет её переводчик и литературный агент.

Рубанова Бетховен в прозе. Она, как и Людвиг ван, может быть неистова (далее отрывок из рецензии на одну из последних повестей Р. Сенчина): «Что вышло бы, если б я написала подобный автобиотекст? Смогла ли б отдать его на растерзание чужим? Быть открытым толпе, выходить к ней с открытым забралом – нонсенс: для чего? Да еще толпе ядовито-окололитературной, которая во все-то сует непомерно длинный нос?»

Или по-женски нежна и хрупка (в эссе о сборнике травелогов «Дольке Вита» автора этих строк): «Но пока ты там, внутри, пока ты паришь над страницами, где автор признается в любви Италии (его самое сильное чувство), Франции, Америке, Армении, Грузии и Молдове, пространство букв превращается в голограмму, в которой ты, обманув свое дурацкое измерение, шагаешь себе легче лёгкого по Риму, Парижу, Чикаго, Еревану, Тбилиси или Кишинёву».

Вспомним «Гранатовый браслет»! Такую мелодия из языка способен высекать не каждый. Своим учителем Наталья Рубанова считает Виктора Топорова, филолога одновременно и тонкого, и безапелляционного. Топоров и Рубанова два сапога пара!

Или, как в поэме Некрасова «Крестьянские дети»: откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо; Отец, слышишь, рубит, а я отвожу»... Все правильно, в литературе тоже нужен хозяйский глаз или, если хотите, учёт и контроль.

Поэтому в книге четыре раздела: «Беседы и прочтения», «Эссе, статьи, рецензии», «Интервью как рокировка (Говорит и показывает Рубанова)», «Фишки». Все разложено по полочкам, все учтено.

И довольно внушительный состав героев книги: Ирина Печерникова, Мишель Уэльбек, Фредерик Бегбедер, Вероника Долина, Елена Камбурова, Людмила Улицкая, Виктория Токарева, Валерия Нарбикова, Андрей Бычков, Алина Витухновская, Андрей Кураев, Павел Лунгин, Инга Ильм, Роман Сенчин, Денис Драгунский, Илья Кормильцев, Урмас Отт, буддийская монахиня Робина Куртин и многие другие.

А еще в литературе, как и в музыке (а к музыке Наталья имеет самое непосредственное отношение) важен камертон, по сердечному ритму которого другие литераторы сверяют и свое дыхание.

Новая книга Натальи Рубановой «Русский диссонанс» и есть такой камертон: «Текст же – если говорить о его идеальной миссии, а не об утилитарном жанровом «назначении», – даже самый злой, черный, тяжелый, – вправе намекнуть имеющему глаза и уши на то, что «выход с противоположной стороны» есть. Понимаете? Иначе все, чем мы тут занимаемся, гроша ломаного не стоит… да оно и впрямь тут не сто`ит: есть, к счастью, иные счета».

Так что если вас нет в рубановском «Русском диссонансе», а ваша персона ни разу не упоминается даже в отрицательном смысле, считайте, вас в литературе нет. Можете, наконец, расслабиться и нервно закурить в сторонке.

Пишите тщательнее, и Рубанова вас обязательно заметит.

В следующей книге.

Может быть.

___________________

"Русский диссонанс..." Натальи Рубановой можно приеобрести в "Фаланстере".

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка