Комментарий | 0

Метафизическая ирония Иосифа Бродского

 

Иосиф Бродский
 
 
 
 
…его ирония держится на метафизике, как на опоре, имея в виду и стоицизм, который необходим для выживания; хотя порою ярость хлещет столь сильным речевым потоком, что ирония не представима:
 
 
Здесь, на земле,
где я впадал то в истовость, то в ересь,
где жил, в чужих воспоминаньях греясь,
как мышь в золе,
где хуже мыши
глодал петит родного словаря,
тебе чужого, где, благодаря
тебе, я на себя взираю свыше…
 
 
Тем не менее, именно ирония определяет некоторые ракурсы взгляда Бродского на реальность: и даже собственная смерть, и несостоявшееся самоубийство могут быть рассмотрены через изломы юмористических линз:
 
 
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее, виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Черт! все не по-людски!
 
 
Вибрации строк сильны: непроизвольно заставляют сопоставлять с собственным опытом опыт, пережитый поэтом…
 Но – бывает ирония подлинно изощрённая, слово открывающая истины именно своей самостью, своим внедрением в реальность:
 
 
Дева тешит до известного предела —
дальше локтя не пойдешь или колена.
Сколь же радостней прекрасное вне тела:
ни объятья невозможны, ни измена!
 
 
 Словно дополнительно распахнётся простор, миллионоглазо взирая в каждую судьбу.
 Густо закипят «Два часа в резервуаре», быстро пролетят, окатив разнообразием иронических брызг, подвергнув восточной деформации самого Мефистофеля:
 
 
Сверкает в тучах месяц-молодчина.
Огромный фолиант. Над ним – мужчина.
Чернеет меж густых бровей морщина.
В глазах – арабских кружев чертовщина.
В руке дрожит кордовский черный
     грифель,
в углу – его рассматривает в профиль
арабский представитель Меф-ибн-Стофель.
 
 
Разумеется, культурологический фон, на котором вершится действо стремительного произведения, богат, и, пропитанный массой аллюзий, стих сплетает тугие орнаменты ассоциаций.
Метафизика не живёт без иронии: жизнь и сама, кажется, ироничной, не говоря о судьбе…
 Сложно мешая разные элементы восприятия яви, Бродский творил алхимию своих текстов с той искромётностью, когда отчаяние отменялось, хотя, в сущности, никто не отменит ни его, ни страх смерти.
 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка