Неожиданное сопоставление
Подъём на «Волшебную гору» требует уплотнённого сознания: допускающего слишком разные варианты реальности: в том числе такие, какие предлагают, бесконечно споря, Сеттембрини и Нафта: и споры, прописанные Т. Манном, вовлекают в такие интеллектуальные сады, чьи гуманитарные густоты могут смутить не подготовленного человека.
Впрочем, не подготовленный не решиться погрузиться в «Трагедию доктора Фаустуса» - столь же музыкальную, сколь и философскую, ибо новая музыка, созидаемая Леверкюном, требует всего человеческого существа, суля безумие – от запредельности напряжения.
… «Глазами клоуна» смотреть на мир проще: может быть – и человечнее: ибо в построениях Манна слишком много от параллельных пространств, впускающих в себя… мало кого.
Клоунада Бёлля тонкая и чувственная, отчасти детская, однозначно трагическая, невротическая и грустная.
Льётся алкоголь, много ли заглушая?
Мелькают города…
У Бёлля – в книгах: много сквозящего, больного, одинокого: крепко продувает их онтологический ветер – истории, бытия; и обломки войны вечно летят в лицо…
В метафизическое лицо читателей…
Не лучше ли – нырнуть в недра истории: в тёмные недра, освещаемые огнями догадок, фонарями вымысла: но – Манн конструирует мир древнего Египта с такою всесокрушающей мощью: что верится – так оно и было.
Детально, кропотливо, постепенно восстанавливается быт и возможности развития библейской притчи, занимающей в Ветхом завете так мало места.
Иосиф выиграл, всё претерпев.
Он выиграл, когда должен был проиграть.
Выигрывают ли хоть что-то персонажи Бёлля?
…его описания, раскрытие его персонажей, общая тоскливость его прозы.
Дом всегда без хозяина.
Одиночество в мире тотально.
Пространство Манна столь наполнено, что об одиночестве и не задумываешься: не до него: избыточность всего велика.
Только доктор Фаустус одинок: призванный реформировать музыку так, что мало кто поймёт, вынужден замкнуться в капсуле себя…
«Дом без хозяина» - вариант семейной саги, относящей читателя к тридцатым, варьирующей – в определённом смысле – мотивы «Бильярда в половине десятого».
Без диалогов: сплошные размывы и разводы описаний, герои и трогательные, и жалкие в чём-то: кто тут выиграет?
«Будденброки» все кажутся выигравшими: твёрдостью своей, основательностью, подчёркнутой немецкостью, всем ладом жизни, не подразумевающих шатаний.
Антифашисты Бёлля естественны настолько, что будто и фашизма не было.
Тем не менее, было – как было.
И высятся пирамидально словесные громады Манна.
И раскачивает на ветру бытия внушительно-добрые, трогательно-человечные построения Бёлля…
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы