«Родного неба милый свет…» (к 240-летию В.А. Жуковского)
Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) – первый русский поэт-романтик. Он проложил новаторские пути развития русской литературы – от рационалистического классицизма, скованного рамками строгих правил, и сентиментализма с его излишней чувствительностью и меланхолией, к романтизму – новому в начале XIX века направлению не только в искусстве, но и в жизни. Главное в нём сосредотачивалось на внутреннем мире личности, движениях человеческой души, окрылённой романтической мечтой.
Эта мечта, устремлённая ввысь, в мир вечной гармонии, истины, красоты, счастья, противостояла обыденной земной жизни, была с нею «не в ладу». В лирике Жуковского мир метафизический, нездешний – «очарованное Там» – противополагался миру житейскому, здешнему:
И вовеки надо мною
Не сольётся, как поднесь,
Небо светлое с землёю...
Там не будет вечно здесь [1].
Лирический герой в поэзии Жуковского – задумчивый, мечтательный юноша: «Он кроток сердцем был, чувствителен душою» (1, 33). Этот образ был создан в элегии «Сельское кладбище» (1802) – вольном переводе стихотворения английского поэта Томаса Грея, а также в оригинальной элегии «Вечер» (1806):
Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем...
О дней моих весна, как быстро скрылась ты
С твоим блаженством и страданьем! (1, 48)
Лирические медитации сосредоточены на духовных поисках мистического пути к неведомому:
Кто ж к неведомым брегам
Путь неведомый укажет?
Ах! найдётся ль – кто мне скажет? –
Очарованное Там? (1, 274)
В центре стихотворения «Путешественник» (1809) символический образ странника с его путём длиною в жизнь в вечных поисках счастья:
И в надежде, в уверенье
Путь казался недалёк,
«Странник, – слышалось, – терпенье!
Прямо, прямо на восток.
Ты увидишь храм чудесный;
Ты в святилище войдёшь;
Там в нетленности небесной
Всё земное обретёшь» (1, 99).
Но поэт показал тщетность этих исканий в здешнем мире:
Утро вечером сменялось;
Вечер утру уступал;
Неизвестное скрывалось;
Я искал – не обретал.
<…>
Ах! в безвестном океане
Очутился мой челнок;
Даль по-прежнему в тумане;
Брег невидим и далёк (1, 99).
В 1803 году 20-летний Жуковский написал «Стихи, сочинённые в день моего рождения. К моей лире и к друзьям моим», где сформулировал программу своей поэзии:
Вот всё – я больше не желаю,
В душе моей цветёт мой рай.
Я бурный мир сей презираю.
О лира, друг мой! Утешай (1, 34–35).
Есть лучший мир; там мы любить свободны;
Туда моя душа уж всё перенесла;
Туда всечасное влечёт меня желанье;
Там свидимся опять; там наше воздаянье;
Сей верой сладкою полна в разлуке будь –
Меня, мой друг, не позабудь (1, 107).
Вскоре Мария умерла при родах. Стихотворение «Голос с того света» (1815) написано от лица лирической героини, которая обращается к своему любимому, перешагнув за край земного бытия:
Не узнавай, куда я путь склонила,
В какой предел из мира перешла…
О друг, я всё земное совершила;
Я на земле любила и жила.
<…>
Друг, на земле великое не тщетно;
Будь твёрд, а здесь тебе не изменят;
О милый, здесь не будет безответно
Ничто, ничто: ни мысль, ни вздох, ни взгляд.
Не унывай: минувшее с тобою;
Незрима я, но в мире мы одном;
Будь верен мне прекрасною душою;
Сверши один начатое вдвоём (1, 265).
Для Жуковского, испытавшего сильнейшие душевные потрясения, поэзия была не только утешением («О лира, друг мой! Утешай»), но и самой жизнью. В стихотворении «Мечты» (1824) уже зрелый поэт вспоминал молодые годы своего творчества:
Я Музу юную, бывало,
Встречал в подлунной стороне,
И Вдохновение летало
С небес, незваное, ко мне;
На всё земное наводило
Животворящий луч оно –
И для меня в то время было
Жизнь и Поэзия одно (1, 367).
Вдохновение свыше побуждало поэта к изображению таинственных глубин человеческого духа. Неотъемлемыми приметами лирики Жуковского стали психологизм, поэтическое очарование, изящество, музыкальность. И в то же время чрезвычайно вдумчивый, ответственный подход к явлениям жизни.
Главными достоинствами личности Жуковский считал высокие религиозные и морально-нравственные качества, христианскую добродетель. Уже на заре творческого пути, будучи 15-летним юношей, он создал серьёзное стихотворение «Добродетель» (1798), в котором призывал современников:
Учитесь добродетель чтить;
В душе ей храм соорудите,
Ей мысли, чувства посвятите (1, 9).
Личная добродетель, по убеждению поэта, должна совпадать с добродетелью общественной, гражданской. Жуковский являлся убеждённым противником крепостного права. «Человек создан свободным, и он свободен, даже если он родился в цепях», – эти знаменательные слова поместил поэт в свой перевод стихотворения немецкого романтика Фридриха Шиллера «Три слова веры». У самого Жуковского слово не расходилось с делом. В 1822 году он отпустил на волю своих крепостных. Впоследствии предпринимал немало усилий для освобождения от крепостной зависимости многих творческих людей и их родных.
В период Отечественной войны с наполеоновской Францией Жуковский не остался в стороне от национально-патриотического подъёма русского народа. Поэт поступил в московское ополчение в чине поручика, хотя никогда ранее не испытывал склонности к военной службе: «Я <...> записался не для чина, не для креста <...> а потому, что в это время всякому должно было быть военным, даже и не имея охоты» (1, XIX).
Поэтическим откликом на исторические события 1812 года стало стихотворение «Певец во стане русских воинов» (1812):
Отчизне кубок сей, друзья!
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет <…>
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя? (1, 151)
Успех этого произведения круто изменил судьбу Жуковского, открыв ему новое поприще. Поэт был приглашён к императорскому двору в качестве учителя русского языка для прусской принцессы Шарлотты – великой княгини Александры Фёдоровны, супруги великого князя Николая Павловича (впоследствии – Николая I). С 1826 года Жуковский стал наставником наследника престола – в будущем Александра II.
Христианские идеалы любви к Богу и ближнему, попечения о народе, заботы не о личном, а о всеобщем благе, кротости и смирения пытался внушать Жуковский царственным особам. Так, в стихотворном послании «Государыне великой княгине Александре Фёдоровне на рождение великого князя Александра Николаевича» (1818) поэт призывал не забывать
Святейшего из званий: человек.
Жить для веков в величии народном,
Для блага всех – своё позабывать,
Лишь в голосе отечества свободном
С смирением дела свои читать (1, 310).
Жуковский наивно полагал, что воспитанием лучших человеческих качеств, благородства нравов, добродетели возможно при просвещённой монархии преобразовать к лучшему жизнь в России. Эти утопические взгляды вызывали недоумение у друзей и почитателей таланта Жуковского – лучших людей того времени, среди которых были А.С. Пушкин, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, поэты-декабристы.
В декабристской критике распространилась бесподписная эпиграмма на Жуковского:
Из савана оделся он в ливрею,
На ленту променял свой миртовый венец,
Не подражая больше Грею,
С указкой втёрся во дворец...
Вяземский писал Жуковскому: «Страшусь за твою царедворскую мечтательность. В наши дни союз с царями разорван: они сами потоптали его <...> мне больно видеть воображение твоё, заражённое каким-то дворцовым романтизмом <...> в атмосфере, тебя окружающей, не можешь ты ясно видеть предметы, и многие чувства в тебе усыплены» (1, XXIII). Пушкин полушутливо укорял своего старшего друга, когда тот, занятый педагогической работой при царском дворе, долго не отвечал на письма: «Чем я хуже принцессы Шарлотты» (1, XXII). Жуковский в своих стихах однажды признался:
Я сам, мой друг, не понимаю,
Как можно редко так писать
К друзьям, которых обожаю,
Которым всё бы рад отдать!.. (1, 185)
Дружба с Пушкиным (1799–1837) – особая страница в биографии Жуковского. Он познакомился с юным поэтом-лицеистом в 1815 году и пронёс это верное дружество буквально до последних минут жизни Пушкина, не отходя от постели смертельно раненого на дуэли «солнца русской поэзии».
Их связывали самые искренние, тёплые, буквально семейные отношения, о чём свидетельствует, в том числе, переписка двух поэтов. Так, Жуковский писал в 1834 году, приглашая на свой день рождения Пушкина с его семьёй: «<29 января 1834, Петербург>
прошу и тебя с твоею грациозною, стройносозданною, богинеобразною, мадонистою <забавный намёк на пушкинский сонет «Мадонна» (1830), который поэт создал, получив согласие на брак с Натальей Гончаровой. – А. Н.-С.> супругою пожаловать ко мне завтра (во вторник), в 8-мь часов, откушать чаю с бриошами и прочими вкусными причудами; да скажи об этом и домашнему твоему Льву <имеется в виду брат Александра Сергеевича Лев Сергеевич Пушкин. – А. Н.-С.>» (4, 516–517).
Хорошо известно, что Пушкин считал Жуковского своим учителем в поэзии и что ученик безмерно превзошёл учителя. Жуковский с удовольствием подтвердил этот бесспорный факт в дарственной надписи на своём портрете после творческого состязания с Пушкиным: «Победителю-ученику от побеждённого учителя».
В то же время поэт никогда не искал для себя лично материальных выгод, чинов и наград, сохранял человеческое достоинство, не раболепствовал перед власть имущими, сильными мира сего. Наоборот, в острых эпиграммах он порицал льстивых угодников-царедворцев, готовых униженно пресмыкаться перед вышестоящими и подавлять нижестоящих на неправедно устроенной социальной лестнице:
Трим счастия искал ползком и тихомолком;
Нашёл – и грудь вперёд, нос вздёрнул, весь иной!
Кто втёрся в чин лисой,
Тот в чине будет волком (1, 71).
Возвышенное благородство, душевная щедрость, глубина переживаний Жуковского нашли полное воплощение в его лирике, воспевающей христианские идеалы, красоту, душевную чистоту, любовь, дружбу, стремление к совершенству, надмирные ценности, жизнь в Боге.
В финале элегии «Сельское кладбище», созданной в молодые годы, Жуковский говорил о своём лирическом герое-поэте, словно бы о себе самом:
Прохожий, помолись над этою могилой;
Он в ней нашёл приют от всех земных тревог;
Здесь всё оставил он, что в нём греховно было,
С надеждою, что жив его Спаситель-Бог (1, 33).
Примечания
[1] Жуковский В.А. Собрание сочинений: В 4-х т. – М.; Л.: ГИХЛ. – Т. 1. – С. 99. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием тома и страницы.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы