Возможно ли покушение на Колибри?
Новый роман Александра Проханова «Убить колибри» (М., 2017) заслуживает чрезвычайного внимания, поскольку он посвящён возможным покушениям на В. Путина со стороны разного рода псевдообщественных и политических структур. Само слово «колибри» – в определённых кругах символ президента. Убить колибри – это значит убить президента. В своё время В.В. Маяковский, тоже небольшой любитель птиц, советовал тогдашним властям: «Скорее головы канарейкам сверните, – чтоб коммунизм не был канарейками побит». Отождествить теперешний строй с коммунизмом времён Маяковского – можно ли? Оказывается - можно.
Но почему В. Путин в романе назван "колибри»? Вот что говорит один из ближайших членов его окружения: «Наш-то Колибри совсем сошёл с ума. Ударился в похождения с молоденькими балеринами. Ему в резиденцию привозят балерин из Большого театра. (…) – стыдобища! Развёлся с бабой, унизил её перед всей страной! Ходит бобылём и плодит детей на стороне. (…) Вы думаете, что Колибри диктатор? Второе воплощение Сталина? Страшный деспот и империалист? Строитель ГУЛАГА? Всё вздор! Он законченный либерал. Гедонист. Не любит работать. Любит бассейны, путешествия, прекрасных женщин. (…) Обожает встречи с мировой элитой» (с. 31-32).
Вот примерно такой образ Президента создан А. Прохановым в этом романе. Но это не сатирический роман. Оказывается по сюжету романа предполагаемых заговорщиков много, и даже против Колибри в кремлёвских влиятельных кругах создаётся заговор. В тексте приводится много разных шуток. Например, некий певец Штырь, за которым угадывается, видимо, Шнур, поёт на банкете в Кремле:
Спасите, Бога ради,// В кремле засели…! Ты, главный наш начальник, // Не разевай… ! У нас одни вопросы, // Во власти…! На церкви позолота // А в ней одна…!
Эти последние слова Штырь выдохнул, словно из его разъятой пасти полыхнул синий огонь» (с. 36-37).
Сюжет романа состоит в том, что заговорщики якобы окружают Президента со всех сторон. В их числе некоторые представители мистических структур. Один из них говорит: «Я вижу, как крошится замковый камень российской государственности. Президент есть замковый камень, на котором держится свод государства. Вокруг замкового камня возникают трещины. Свод начинает ходить ходуном, и если камень упадёт из гнезда, рухнет весь свод. Таков закон» (с. 158).
Но в чём же суть этого заговора, о котором пишет А. Проханов? На этот вопрос отвечает один из героев романа: «Президент является центром заговора. Замковый камень сам себя крошит и выталкивает из свода. (…) Наш Президент предал дух. Этот грех неотмолим» (с. 159).
По ходу романа его главный герой – генерал КГБ-ФСБ Игорь Петрович Макарцев встречается с разными персонажами в поисках организатора заговора против Колибри. В итоге он натыкается на руководителя Центрального телевидения – в романе Евгений Генрихович Франк, – который и оказывается главным организатором заговора против Президента. Франк малодушно сдаёт всех участников, и заговор рушится.
Неужели прообраз Франка – это руководитель первой программы Эрнст? Но это только наша гипотеза. А вот в одном из персонажей романа – Максе Миловидове легко угадывается популярный телеведущий советского времени, а позже коллега А. Проханова по работе на радиостанции «Эхо Москвы», Александр Невзоров. «Как он защищал Советский Союз, как он защищал Россию! Вот кому надо присваивать звание героя России!» (с. 118). И вот в кого он превратился теперь: «Когда-то Макс Миловидов вёл искромётную программу на телевидении. Молодой, отважный, словно сказочный герой, он сражался с либеральными полчищами, добивавшими несчастную страну. (…) Вся поверженная страна приникала к телевизору, когда на экране появлялся насмешливый и бесстрашный красавец Макс Миловидов, его камуфляж, его телекамера, с которой он работал то в Приднестровье, то в Абхазии, то в Чечне.
Потом он внезапно исчез. Годы о нём ничего не знали. Говорили, что он умер, погубленный чёрными колдунами. О нём почти забыли. И вдруг он вновь появился, словно встал из могилы. Разительна была его перемена. С жестокостью мясника он кромсал и рубил всё, чему поклонялся» (с. 122).
Я как-то писал в «Литературной России» о новой деятельности А. Невзорова, но мой голос вряд ли был услышан мастером конннозаводческого бизнеса, впрочем, полагаю, так же, как и голос А. Проханова, сделавшего его главным героем романа-памфлета «Русский камень» (М., 2017). В романе «Убить колибри» Макс Миловидов прямо заявляет: «Русского народа не существует. То, что зовётся русским народом, есть заблудшие племена, которые в своих скитаниях попали в великую пустоту и там заснули. Русская история – это дурной сон, в котором бродят лунные тени безымянных кочевников, синеглазые мертвецы и окровавленные эмбрионы» (с. 124).
Автор не обращает внимания на тот факт, к кому Макс Миловидов (А. Невзоров) относит сам себя – ведь он русский человек – именно к «синеглазым мертвецам» или «окровавленным эмбрионам». А нам, поскольку его трудно принять за негра, еврея, или китайца, кажется, стоит на это обратить внимание: Удачи тебе, недоразвитый эмбрион!
Рецензируемый роман Проханова читается на одном дыхании, поскольку, как всегда у автора, особенно после романов «Теплоход “Иосиф Бродский”», «Господин Гексоген», «Виртуоз», «Алюминиевое лицо» и др., – это острая политическая сатира, в которой часто персонажи с вымышленными именами перемежаются с подлинными фамилиями современных политических и общественных деятелей. Эрудиция А. Проханова – колоссальна, и всё, о чём он пишет, даже эзоповским языком, является фактическим отражением современной действительности
Санкт-Петербург
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы