Комментарий | 0

К познанию тайных миров

 

К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

 

 

I

Вряд ли кто будет спорить, что Николай Константинович Рерих – это один из гениальных художников России первой половины ХХ века. Но мало говорят о том, что он не просто художник, а ясновидец и оккультист, основную часть своей жизни и творчества посвятивший познанию тайн мироздания. Трудно говорить о Рерихе как об одном человеке – во всех его начинаниях рядом с ним была соратница и супруга  Елена Ивановна Рерих (урождённая Шапошникова). Для понимания глубоких мыслей и образов, которыми насыщены картины Н.К. Рериха нужно отметить известный исторический факт, что фамилия Рёрих  –это немецкий вариант имени Рюрик. Художник принадлежал к древнейшему роду русской аристократии и, можно сказать, генетически впитал в себя как тайны скандинавских преданий, так и образы древних русских сказаний.

 

 

Рерих Николай Константинович

 

 

Не раз было замечено, что на картинах Рериха отсутствуют портретные образы. Вот что пишет об этом художник С. Маковский в воспоминаниях о Рерихе: «На этих холстах, мерцающих тёмной роскошью древних мозаик или залитых бледными волнами света, человек иногда только мерещится или отсутствует. Но полузримый, невидимый – он везде. Пусть перед нами безлюдный пейзаж: пустынная природа Севера, овраг, роща, серые валуны; или  –в затейлевом узоре иконной росписи –  не люди, а хмурые угодники, святые, ангел, строгая оранта; или –  просто этюд, рассказывающий сказки русско-византийской архитектуры». Он также писал: «У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они –  безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мёртвых селений, как чудовища старины народной, они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они – без имени. И не думают, не чувствуют одиноко. Их нет отдельно, и как будто не было никогда».   

Так ли это? В чём-то С. Маковский прав, но Рерих вовсе не увлекался русско-византийской архитектурой, ему были гораздо ближе нордические пейзажи, наполненные духовным содержанием, далёким от христианства, и его понятие о человеке, о человеческом образе было весьма и весьма далеко от так называемого гуманизма. Это понимал и С. Маковский: «Он пишет, точно колдует, ворожит. Точно замкнул себя волшебным кругом, где всё необычайно, как в недобром сне. Тёмное крыло тёмного бога над ним. Нам жутко. Нерадостны эти тусклые, почти бескрасочные пейзажи в тонах тяжёлых, как свинец, – мёртвые, сказочные просторы, будто воспоминания о берегах, над которыми не восходят зори». Что и говорить? Сильно сказано. Но С. Маковский, в своём творчестве будучи реалистом, многого не понял как в личности, так и в творчестве Рериха, кроме, пожалуй, одной важной детали. Она обозначена в главе воспоминаний «Национализм Рериха».

С.  Маковский не сомневается в том, что «Россию Рерих знает и любит лучше, серьёзнее, искренне громадного большинства современников. Он изучил её историю, археологию, изъездил её из края в край и действительно болеет сердцем о том равнодушии к древним памятникам, какое встречается у нас на каждом шагу (...) В одной из статей Рерих пишет: “Грозные башни и стены заросли, закрылись берёзками и кустарником; величавые, полные романтического блеска соборы задавлены кольцом жидовских хибарок”».

Национализм Рериха проявлялся не только в любви к русским древностям, это было его мироощущение, которое впоследствии выразилось совершенно иначе, поскольку художник стал воспринимать Россию не просто страной, обладающей теми или иными историческими памятниками и ценностями, а в качестве некоего воплощения космических сил, имеющих вселенское значение. Приведённые цитаты из воспоминания Сергея Маковского характеризуют личность художника в начале ХХ века. Его дальнейшая судьба складывалась совершенно по-другому.

 

II

Рерих писал: «Мне посвящено несколько биографий и симпозиумов, но сравнительно с литературою, посвящённой другим художникам и деятелям знания и искусства, их гораздо меньше издано в Америке» (Из книги. «Николай Рерих. Листы дневника», М. 1999, с. 35).  После революции, будучи в Америке (Рерих в дневнике всюду пишет Америка, а не США –  Г.М.), Н.Р. занялся оккультными науками. Это вызвало беспокойство в среде американской эмиграции.  Н.Р. писал об этом так: «Жалкие сознания шептали, что я не мог написать все мои картины именно потому, что этот оппонент и не мог бы написать столько картин. Шептали, что я вовсе не Рерих» (там же, с. 37, запись из дневника 13 ноября 1931 года).

Для того, чтобы понять суть внутреннего, духовного и художественного движения Рериха надо сделать небольшое отступление.

И Рерих и его супруга Елена Ивановна были сторонниками учения теософии Е.П. Блаватской. Термин теософия – в переводе богомудрие –  зародился ещё в средние века, но ему определённый чёткий смысл придала именно Е.П. Блаватская, написавшая, что теософия  – это синтез религии, науки и искусства.  Долгое время путешествовавшая по Индии, она написала несколько очерков, опубликованных и в русской прессе в журнале Каткова «Русский вестник»: «Из пещер и дебрей Индостана», «Загадочные племена на голубых горапх», «Дурбар в Лахоре»  (1879 -1886 гг.). Из них следовало, что Е.П. Блаватская понимала не только искусство, но и мистические учения Индии.

По собственному признанию Елены Петровны, таинственными высшими силами ей были продиктованы её основные сочинения «Разоблачённая Изида» и «Тайная доктрина». Она плохо знала английский язык, но издала эти книги именно на английском. Впоследствии она писала, что, будучи женщиной, не имеющей никакого образования, она не могла бы написать такие сочинения без вдохновения свыше. Эти труды по уровню религиозно-философской мысли можно приравнять к сочинениям Гегеля, Шопенгауэра, тем более что для их правильного понимания нужна не только правильная подготовка, но и глубокое знание предмета, – а именно мистическо-теософской практики того времени. Труды Е. П. Блаватской были переведены на французский язык, поскольку в то время в России он был более распространённым, чем английский. Во французском переводе их читал и Андрей Белый.  Вероятно, именно в таком виде их читал и Рерих, которого учение теософии поразило с самого начала. В 1875 году в Нью-Йорке Е.П. Блаватской и полковником Олкоттом было основано Теософское общество, по существу новое религиозного направление. Буквально через несколько лет оно распространилось по всей Европе, причём важно отметить, что его немецкое отделение возглавлял Рудольф Штейнер, впоследствии оказавший колоссальное влияние на русскую культуру.

Знакомство Н.Р. с теософией сильно повлияло на него не только как на художника, но и как на мыслителя. В одной из статей он прямо пишет: «Ограниченный нигилизм прошлого века не должен иметь место в кругозоре молодых учёных. Лишь убогое мышление могло бы отрезать и загромождать поступательные пути» («Бесстрашие», 1934 г.). О художественном творчестве Н.Р. писал так: «Когда мы вызываем из пространства слова и звуки, разве не идут с ними и все сопровождающие свойства энергии мысли? На огромнейших расстояниях ясно звучит человеческий голос, посланный мыслью.  Несомненно, во все эти огромные пространства вместе с внешним звуком протягиваются и внутренние струны мощнейшей энергии» («Следы мысли», 1935 год).

Такого рода размышления не могли не привести чету Рерихов в Индию. Здесь уместно вспомнить Упанишады – квинтэссенцию индийской мудрости. Отметим, что изучению этих текстов значительную часть жизни посвятил А. Шопенгауэр. И вот, наконец,  после эмиграции семья Рерихов прибыла в Гималаи. Н.Р. пишет: «Хотя бы мысленное приобщение к торжественному величию будет лучшим укрепляющим средством. Ведь всё по-своему стремится к прекрасному» («Гималаи», 1935 г.). Он продолжает эту мысль и далее: «Культура Небесных даров в земных условиях представляет собою трудную науку. Именно трудную, ибо это познания рождаются в трудах. Именно науку, ибо многие опыты, многие испытания должны произойти, прежде чем цветок с Небесного дара расцветёт без повреждений во всём своём суждённом великолепии» («Дар небесный, 1935 г.).

 

Н.К. Рерих «Гималаи»

 

Н.К Рерих «Утро в центральных Гималаях».

 

Н.К. Рерих «Священная пещера».

 

Н.К. Рерих «Мощь пещер».

 

Пребывание в Гималаях снова вызывает у Н.Р. мысли о России: «Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.

Россия –  семь  синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия  –  меховая щетина бесконечных лесов,  ковры лугов, ветренных и цветущих. (...) Россия – полярна. Россия   – миссия новых времён» («Россия», 1935 г.).

Разные мысли навевают Рериху Гималаи, некоторые из которых даже сегодня могут показаться фантастическими, например, что через сто лет Марс и Венера будут обитаемы; или о том, что во всём мире будет введён двухчасовой рабочий день.

Как себя ощущал Рерих до революции 1917 года? Об этом он ничего подробно не писал, кроме нескольких статей в «Дневниках» и единственной написанной им пьесы «Милосердие» (1924 г.).  Но разные воспоминания кое-что проясняют в его умонастроениях и психологии. Вот что пишет А.Н. Бенуа: «Во всём он остаётся характерным варягом, “норманном” ... Философский смысл творения Рериха очень глубок. Я в нём вижу нечто большее, нежели “отдельную художественную личность”. Он представитель целого миросозерцания и даже целой культурной стихии.»  (1916 г.). Это написано Бенуа, несмотря на то что он находился долгие годы в постоянном конфликте с Рерихом, и А.Б. никак нельзя считать его соратником и другом. 

А.Н. Бенуа спорит с ним: «У нас с Рерихом и разные отношения к истории человечества, человеку, у нас органически разные миросозерцания» (из статьи «Путь Рериха», 1918 г.). Тут ничего странного нет: А.Б., несмотря на некоторые его увлечения модернизмом, всё-таки оставался художником почти что реалистом, в то время как Н.Р. заглянул в глубины тайн намного глубже.

Это отчётливо понял только Леонид Андреев, один из самых близких друзей Н.Р. : «Видеть картину Рериха   –  это всегда видеть новое, то, чего Вы не видали никогда и нигде, даже у самого Рериха. Есть прекрасные художники, которые всегда кого-то и что-то напоминают. Рерих может напоминать только те чарующие и священные сны, что снятся лишь чистым юношам и старцам, и на мгновение сближают их смертную душу с миром неземных откровений. (...) Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель» (Из статьи «Держава Рериха»).

 

III

В 1901 году после долгих и мучительных препирательств с родственниками своей будущей жены Н.Р. женился на Елене Ивановне Шапошниковой, которая станет его ближайшей подругой и соратницей на протяжении почти пятидесяти лет.

В первые годы XIX века Н.К. принимал участие в выставках объединения «Мир искусства». В 1909 году вошёл в редакцию журнала «Мир искусства». В этом же году 26 октября в тридцатипятилетнем возрасте он был избран академиком Российской Академии Художеств. В 1910 г., когда возродилось объединение «Мир искусства», его избрали председателем.  Исследователь творчества Рериха Всеволод Иванов, характеризуя российский период творчества художника и его значение для мировой культуры, отметил: «...Рерих в изысканной, несравненно художественной форме, в чудесных образах, в поющих красках... принёс миру, во множестве своих картин, такое напряжённое чувство безусловной Красоты, такую свежесть впечатлений, такую сияющую святость настроений, которых давно, очень давно не чувствовал западный мир в своём обиходе... И мир увидел в нём... гонца из России; вестника, над которым сверкнули лучи того самого ценного, что есть в России: вечного духа нежности, ласковой любви к преуспеянию всенародному, твёрдого утверждения Добра. (...) Рерих открыл миру окно в Россию...». 

Рерих был по чувству и мировоззрению подлинным художником Серебряного века. Сам он об этом писал так: «Искусство разрушает весь логический и трёхмирный мир... всю маленькую и жалкую “правду”, за которую с таким отчаянием цепляется человек, боящийся без неё очутиться среди хаоса...» («Листы дневника», т. 3, 1942-1947). О многочисленных контактах и дружеских связях Рериха с писателями, художниками, композиторами Серебряного века написаны огромные исследования, в числе которых следует упомянуть трёхтомник Л.В. Бузиной «Николай Рерих в кругу творцов Серебряного века» (СПб, 2013-2014 гг.). Но наша задача состоит в том, чтобы, по мере возможности, прояснить стремление Н.Р. к познанию теософских учений и тайн высшей мудрости в его понимании.

В 1920 году, уже уехав заграницу, Н.Р. вместе с супругой Еленой Ивановной вступили в теософское общество, возглавляемое в то время ближайшей соратницей Е. Блаватской – Анной Безант (1847 – 1933), президентом общества с 1908 по 1933 годы. После 1920-го года семья Н.Р начала перееселяться в Индию. Напомним, что Индия в то время была колонией Великобритании, и появление там русских, даже не большевиков, рассматривалось колониальными властями как подозрительный факт. Рерихи приехали в Индию с помощью Теософского общества, центр которого находился вблизи индийского города Адьяра, где оно пребывает и в настоящее время. 

Рерихи задумали организовать в Адьяре музей Елены Блаватской. В марте 1924 года Н.Р. так писал А. Безант об этом намерении: «Дорогая госпожа Безант! Если “общество” готово рассмотреть моё предложение, я готов предложить в качестве дара Музею Блаватской свою картину “Вестник”, написанную здесь и посвящённую памяти этой великой женщины...». 

Идея создания музея Блаватской в Адьяре сначала не встретила однозначного одобрения. Некоторые члены Теософского общества считали, что для музея нужно отдельное здание, денег на которое в то время не хватало, другие полагали, что ещё не пришло время, тем паче, что взносы Н.Р. недостаточны. Тем не менее, музей, хотя и небольших размеров, но был открыт. Датой его открытия считается 18 января 1925 года, когда Н.Р. подарил ему картину «Вестник». 

 

     Н.К. Рерих «Вестник». 1924

 

Но всё-таки главным событием в области теософии, особенно для русского читателя, стал перевод на русский язык обоих томов "Тайной доктрины» Е. Блаватской («Космогенезис» и «Антропогенезис»), завершённый Еленой Ивановной Рерих к 1933 году. 

До этого с теософским учением были знакомы многие русские писатели и философы, но они читали "Тайную доктрину» преимущественно во французском переводе. В кругах сторонников теософии сочинения Блаватской вызывали определённые сомнения. Так, Папюс, тонкий знаток мистической каббалы, несколько раз бывавший в России при дворе Николая II, сделавший ряд предсказаний о будущей российской революции, был сторонником учения Блаватской. Известный оккультист Р. Генон считал её учение путанным и неясным. Впрочем, Рерихи не были знакомы ни с тем, ни с другим. Углубившись в изучение индийской философии, последнюю часть жизни они посвятили путешествию по разным областям Индии и Тибета.

 

IV  

Николай Константинович и особенно Елена Ивановна в течение долгого времени сотрудничали с группой индийских Учителей. Это способствовало написанию ими ряда книг под названием «Живая этика или Агни йога». Надо прямо сказать, что эти сочинения были не поняты не только в России, но и мировым сообществом.  В 1924 году, оказавшись в Индии, Н.Р. с семьёй и сотрудниками отправился в удивительную многолетнюю экспедицию на поиски мистического таинственного государства Шамбала. Во время экспедиции её участники побывали в Китае, Монголии, Сибири, Алтае, в Тибете и вернулись в Индию. В 1926 году Н.К. Рерих заехал в Москву, где его приняли как представителя тибетских буддийских кругов. К этому времени он  и его семья уже приняли иностранное гражданство, что, вероятно, и спасло их от репрессий. Однако после этого ни одна просьба –прошение лично          Рериха о поездке в СССР не была удовлетворена до самой его смерти.

Елена Блаватская, утверждавшая, что она находится в контакте с Великой Белой ложей гималайских адептов, упоминает Шамбалу в нескольких своих книгах, называя её центральным органом управления Великой Белой ложи и указывая, что Шамбала имеет физическое местоположение на Земле, но доступ туда может получить только достойный стремящийся. В своих письмах Елена Рерих называла Шамбалу Твердыней великого знания и света, существующей «...с незапамятных времён и стоящей на бессменном дозоре эволюции человечества, наблюдая и вправляя в спасительное русло течение мировых событий». Также, как и Елена Блаватская, Елена Рерих говорила о связи с Шамбалой всех Великих учителей, которых она тоже называла Махатмами или Белыми Братьями.   Дневник экспедиции вёл старший сын Н.Р. и Е.И.  –  Юрий Рерих.   О начале экспедиции он пишет: «6 марта 1925 года наша экспедиция покинула Дарджилинг, а с ним и дружеское княжество Сикким. Спуск по склонам Восточных Гималаев, покрытых джунглями, оставляет неизгладимое впечатление. Внимание путешественников привлекают тропическая растительность и бесконечный поток горцев, бредущих по накатанной телегами дорогах». В 1928 году после завершения экспедиции Н.К. Рерих написал книгу «Шамбала сияющая», а чуть позднее – в 1930 году   –  вторую книгу «Шамбала». Обе книги построены как цикл диалогов самого Н.Р. с так называемыми посвящёнными, т.е. ламами.

Автор спрашивает ламу: «– Лама, в Веданте говорится, что очень скоро человечеству будут даны новые энергии. Верно ли это? – Бесчисленно великое, суждённое и приготовленное. Из Священных Писаний мы знаем об Учении  Благословенного, о жителях далёких звёзд.  Из этого же источника  мы слышали о летающей стальной птице... о железных змиях, которые, изрыгая огонь и дым, поглощают пространство».  ( Из книги «Шамбала сияющая»).

Младший сын Рерихов – Святослав – был дружен с Индирой Ганди и её сыновьями.  Он не был участником экспедиции, вернувшись в 1924 году в Нью-Йорк, где активно поддерживал контакты с экспедицией Н.К и Е.И. Рерихов и сообщал об их находках и открытиях всему миру.

В последние годы жизни С.Н. Рерих неоднократно бывал в СССР, встречался с М.С. Горбачёвым, организовал музей Рериха в Москве и участвовал в создании Фонда Рериха. 

В нашу позитивистско-материалистическую эпоху не любят говорить и писать о мистических явлениях, – это относится и к творчеству, и к мировоззрению Н.К. Рериха. Даже в серьёзных исследованиях избегают сообщать о влиянии на его творчество теософии и тайных учений индуизма и буддизма. Надеюсь, что настоящая статья пробудит в читателях интерес и внимание к этой тематике.

Санкт-Петербург                     Ноябрь 2024 – январь 2025 гг.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка