Комментарий | 0

Движусь ли я относительно поезда, если поезд движется, а я стою на месте?

Антон Рай

 

 

 

1. Здравый смысл – весьма плохой советчик в науке. Иногда даже складывается впечатление, что быть человеком науки чрезвычайно просто – надо просто утверждать нечто прямо противоположное тому, что подсказывает нам здравый смысл. Здравый смысл подсказывает нам, что Земля плоская – значит, она круглая. Здравый смысл убежден, что Солнце вращается вокруг Земли, значит, это Земля вращается вокруг Солнца. Здравый смысл ни секунды не сомневается в том, что все виды были созданы в том виде, в коем мы их и наблюдаем в Природе – а раз так, значит, нет никакого сомнения в том, что и здесь дело обстоит прямо противоположным образом, и что виды рождаются, умирают, а главное эволюционируют, то есть постоянно видоизменяются.

 

2. Все это верно, но иногда научное мышление запутывается в самом себе, и тогда, вполне возможно, что именно здравый смысл может подсказать правильное решение. Понятие относительности – одно из понятий, запутаться в котором проще простого – настолько оно все усложняет. Относительно одного дело обстоит так-то, а относительно другого – по-другому. А как оно обстоит на самом деле? Глупый, как говорят, вопрос. На самом деле дело и обстоит так, что относительно одного оно обстоит так-то, а относительно другого – этак-то. Например, если поезд движется относительно меня со скоростью 50 км/ч, то верно и обратное – а именно, что я движусь относительно поезда с той же самой скоростью – 50 км/ч. И то и другое – на самом деле, и я на самом деле и покоюсь (относительно Земли), и движусь (относительно поезда). Вот это-то мне всегда и казалось очень странным, и отчасти присущий мне здравый смысл всегда буквально вопил, что это какая-то ерунда, и что, если я  на самом деле стою на месте, то я не могу в это же самое время двигаться, более того, если бы я и захотел двигаться со скоростью 50 км/ч, то у меня это никогда не получилось бы. А тут, понимаешь, я стою на месте со скоростью 50 км/ч! Ерунда какая-то. Не ерунда, а физика, скажут физики. Но нет, граждане физики, это – не физика, а самая что ни на есть ерунда. А здравый смысл прав. Сейчас вы в этом сами убедитесь.  

3. Во-первых, здравый смысл скажет: «Постойте-ка, что же это получается? Если поезд движется относительно меня со скоростью 50 км/ч, а я в это же самое время движусь относительно поезда с той же скоростью, то, если представить, что я движусь в прямо-противоположную от поезда сторону, выйдет, что мы сначала приближаемся друг к другу, а потом удаляемся друг от друга со скоростью 100 км/ч. Так, что ли?». «Нет, – снисходительно ответит физик. – Вы ничего не поняли. Относительность движения означает, что движение определяется относительно покоящегося предмета, называющегося телом отсчета; то есть определение движения всегда зависит от точки зрения. Если мы смотрим на поезд вашими глазами, то вы будете находиться в состоянии покоя (вы будете телом отсчета), а поезд будет двигаться относительно вас со скоростью 50 км/ч. Если же мы представим себя наблюдателем в поезде, то получится, что наблюдатель находится в состоянии покоя (он является телом отсчета), а вы движетесь относительно него со скоростью 50 км/ч. Вот что имеется в виду». Здравый смысл безнадежно всплескивает руками и самоуничтожается. Наука торжествует. Но я попробую помочь здравому смыслу.      

4. Все запутывает слово «относительно». Стоит только понять относительно чего на самом деле всякое движение считается движением, и все станет на свои места. А для этого припомним такое всем известное понятие как система отсчета. Представим себе, например, плоскость, причем мы подразумеваем, что для любого объекта, находящегося на этой плоскости мы можем определить – в какой конкретно точке плоскости он находится в настоящий момент времени. Очевидно, что объект на этой плоскости (в заданной системе координат) находится в состоянии покоя, если он находится в одной и той же точке, и, напротив, движется, если он оказывается в какой-то другой точке, по сравнению с изначально заданной – это и означает, что он переместился из одной точки в другую.

5. Пока что, вроде бы, не сказано ничего, что могло бы как-то поколебать привычную нам картину мира, хотя на самом деле бомба уже взорвалась и от привычного нам мира уже ничего не осталось. Последствия от взрыва бомбы выражаются в следующем положении: в любой заданной системе отсчета объекты покоятся или движутся совершенно независимо от других объектов системы. Или – в любой заданной системе отсчета необязательно определять покой или движение объектов относительно друг друга, но можно это сделать относительно лишь самой системы отсчета.    

6. Что это означает практически? Да только то, что для определения движения вполне можно обойтись и без понятия тела отсчета, вполне достаточно понятия системы отсчета. Что такое тело отсчета? Неподвижное тело, относительно которого мы выводим движение другого тела. Но как можно вывести неподвижность самого тела отсчета? Через привязку к системе отсчета. Мы видим, что тело находится в одной и той же точке системы отсчета и говорим – тело покоится. Значит, мы можем назвать его телом отсчета. Но вспомним для чего нужно тело отсчета – для того, чтобы определиться с движением других объектов системы отсчета. Но кто нам мешает установить движение любого объекта тем же самым способом, которым мы только что установили покой тела отсчета, то есть через привязку непосредственно к системе отсчета? Никто. Мы смотрим – перемещается ли объект из одной точки системы в другую и, если перемещается, то мы говорим – объект движется.

7. «Но постойте! – воскликнет физик. – Да ведь всякая система отсчета и задается, только отталкиваясь от тела отсчета! Собственно, система отсчета это и есть тело отсчета с привязанной к нему системой координат и часами». Вот здесь-то и произрастает корень всех ошибок. Система отсчета есть система координат с часами, включающая в себя различные тела, а тело отсчета – неподвижное тело в системе отсчета. Система отсчета не является одним из тел, помещенных в эту систему, подобно тому, как пространство, включающее в себя все тела, само не является телом в пространстве. Да и кто может помешать нам помыслить систему координат без всякого присутствующего в ней объекта? Опять-таки никто.

8. Система отсчета – система, по отношению к которой определяются местоположение, покой и движение находящихся в ней объектов. Конечно, на практике в качестве системы отсчета для совокупности объектов в свою очередь всегда выступает какой-то объект, например, по отношению к объектам на Земле, объект «Земля» является системой отсчета, но в таком случае сама Земля все же не рассматривается как объект среди земных объектов. Эта двойственная роль объектов (как систем и как тел отсчета) и порождает путаницу. Но выпутаться из этой путаницы не так уж сложно – надо просто представить себе все тот же движущийся поезд, рассматриваемый как система и как тело отсчета. Как система отсчета поезд включает в себя ряд объектов, например, пассажиров или скамейки; как потенциальное тело отсчета поезд сам является объектом, включенным в систему отсчета «Земля» – наряду с другими объектами этой системы, например, стоящим возле железной дороги человеком. На самом деле движущийся поезд не может быть телом отсчета в системе «Земля» – именно потому, что он движется, а тело отсчета – это покоящееся тело системы. Это, кстати, еще одно указание на различие между телами и системами отсчета: система отсчета может двигаться, а тело отсчета – никогда. Движущийся поезд (в системе отсчета «Земля») может быть системой отсчета ничуть не хуже покоящегося поезда, – но движущийся поезд не может быть телом отсчета в системе отсчета «Земля», а покоящийся – является таким телом. В самой же системе отсчета «движущийся поезд» телом отсчета может быть любой предмет, покоящийся в этой системе, например, та же скамейка для пассажиров, или неподвижный пассажир.

9. Итак, телу, чтобы стать телом отсчета, надо привязать себя к системе отсчета (ведь только так можно установить его неподвижность), но после совершившейся привязки непреодолимая надобность в теле отсчета отпадает (может отпадать), поскольку движение любого тела можно установить таким же образом – то есть через привязку к системе, а не к телу отсчета. Вот и выходит, что можно обойтись и без тела отсчета. 

Учитывая важность тезиса, можно проговорить его и еще раз: пока нет системы отсчета – нет и тела отсчета, а когда есть система отсчета – нет надобности в теле отсчета. Или: движение и покой любого объекта в системе отсчета могут определяться непосредственно при обращении к системе отсчета, а не через сравнение объектов системы друг с другом.

10. Об одном объекте, который нам не с чем сравнивать, мы никогда не можем сказать, движется ли он. Об одном объекте, привязанном к другому как к системе отсчета, мы всегда можем сказать, движется ли он. О двух объектах (не привязанных к системе отсчета), один из которых движется, а другой находится в состоянии покоя, невозможно сказать – какой именно объект движется, а какой – находится в состоянии покоя, потому что, выводя движение одного объекта относительно покоя другого, мы никогда не можем быть уверены, что именно этот (другой) объект покоится. Наконец, для любых двух объектов, привязанных к системе отсчета (один из которых движется, а другой находится в состоянии покоя) покой одного и движение другого определяются (могут определяться) безотносительно их отношения друг к другу. Когда нам говорят (а говорят нам это во всех учебниках физики), что «утверждать, что какое-то тело движется, можно лишь тогда, когда ясно, относительно какого другого тела изменилось его положение», то это суждение истинно, но когда это «другое тело» называют телом отсчета, то, с учетом вышеприведенных уточнений, суждение становится ложным. Говорить о том, что какое-то тело движется можно совершенно безотносительно тела отсчета.

11. Конечно, все это не препятствует использовать для определения движения и тело отсчета; таким образом, мы получаем два пути возможного определения движения и покоя объектов: непосредственный – через обращение непосредственно к системе отсчета, и опосредованный – через сравнение объекта с телом отсчета системы. В одном случае для определения движения или покоя у нас задействованы два объекта (система отсчета и тело в системе отсчета), в другом – три (система отсчета, тело отсчета (покоящееся тело системы) и тело, движущееся или покоящееся относительно тела отсчета).   Хотя оба пути и являются правомерными, второй путь порождает некоторые проблемы с пониманием реальности движения. Можно сказать, что если непосредственный путь хорош для того, чтобы определиться с реальным движением объектов, то опосредованный путь делает наглядным иллюзорное движение объектов. Иллюзия движения возникает оттого, что наше движение относительно тела отсчета всегда определяется через его иллюзорное движение. Если мы видим, что тело отсчета движется, значит, движемся мы.  Отсюда и возникает непреодолимое желание назвать всякое движение относительным – мол, я движусь относительно тела, а тело движется относительно меня, а кто из нас движется на самом деле – непонятно. Но нет, понятно – ведь тело отсчета, повторимся, по определению не движется.

12. Если мы идем мимо неподвижного дома, то именно иллюзорное движение дома и сигнализирует нам о том, что движется не дом, а – мы; нет никакой возможности представить ситуацию движения мимо неподвижного дома в виде: «когда я движусь относительно дома, то и дом движется относительно меня». Одновременное и равное по скорости движение человека и дома порождает уже упомянутое удвоение скорости движения (если я движусь навстречу дому со скоростью 5 км/ч, а дом движется навстречу мне со скоростью 5 км/ч, то я и дом приближаемся друг к другу со скоростью 10 км/ч, что неверно). Итак, надеюсь, что в вопрос об определении движения в системе отсчета или относительно тела отсчета в системе отсчета внесена полная ясность.

13. Но нет, еще не вся путаница распутана. Если мы можем использовать в качестве ориентира тело отсчета, то разве это и не значит, что мы превращаем его в систему координат с часами? Почему камень, лежащий на Земле, нельзя превратить в начало координат и определять местоположение, движение или покой предметов на Земле относительно камня? И, конечно, это можно сделать. Но тогда у нас вроде бы возникает две принципиально отличающиеся друг от друга системы отсчета «камень». Или это камень, по которому ползет букашка, перемещаясь из одного места на камне на другое, или это камень, взятый как тело отсчета в системе отсчета «Земля»; то есть, например, мы говорим, что «клад зарыт в ста метрах севернее такого-то камня». Но важно понять, что камень, взятый за тело отсчета в системе отсчета «Земля» не порождает никакой новой системы отсчета. Так, можно определить местоположение объекта на Земле, сообщив его координаты (столько-то градусов (минут, секунд) широты, столько-то долготы, такая-то высота над уровнем моря), а можно превратить в начало координат какой-то неподвижный объект на Земле, например, камень и сказать «клад зарыт в ста метрах севернее такого-то камня». И в том и в другом случае система отсчета остается одной и той же – это Земля, а не камень. В самом деле, чтобы определять местоположение клада относительно камня мы должны быть уверены в неподвижности камня, а эта неподвижность устанавливается относительно Земли как системы отсчета; следовательно, и местоположение клада определяется по формуле: «клад зарыт в ста метрах от камня, не меняющего своего места в земной системе координат» – следовательно, мы по-прежнему находимся именно в этой, то есть земной системе отсчета.  

Камень как система отсчета – это камень, превращенный в систему координат; например, о букашке, ползущей по камню, мы можем сказать, что она перемещается в системе отсчета «камень», а не «Земля».

14.  А как же быть с Землей? Разве букашка, ползущая по камню, не движется и в системе отсчета «Земля»? Вот тут-то мы и подходим к решению проблемы движения во всей его реальности и относительности. Для начала уточним определения:

Основная система отсчета – система координат с часами, непосредственно в которой находится объект. Основную систему отсчета можно еще назвать ближайшей для объекта системой отсчета – потому что это, собственно, та система, в непосредственном контакте с которой он находится. Для камешка, покоящегося на камне, ближайшей или основной системой отсчета является камень; для самого камня – Земля.

Отдаленная система отсчета – система отсчета, для которой основная система отсчета объекта является объектом системы. Например, для пассажира поезда поезд является основной (ближайшей), а Земля – отдаленной системой отсчета, ведь поезд – объект в системе отсчета «Земля». Говоря проще – всякий объект, являющийся основной системой отсчета для другого объекта, в свою очередь включен в основную для себя систему отсчета (как находящийся в ней объект) – она-то и является для «другого объекта» отдаленной. Отдаленная – основная для основной системы отсчета (как для объекта).    

Включенная система отсчета – система отсчета в основной системе отсчета (объект в основной системе отсчета, выступающий как система отсчета для других объектов). Для системы отсчета «Земля» поезд является включенной системой отсчета; пассажир является включенной системой отсчета в системе отсчета «поезд». Говоря проще, всякий объект, принадлежащий к какой-то системе отсчета, является, в свою очередь, системой отсчета для другого объекта, который, в свою очередь, является системой отсчета для другого, и так далее.

15. Везде, где возникает понятие отдаленной системы, возникает понятие и включенной системы, и наоборот; ведь для объекта, находящегося во включенной системе, та система, в которой, как один из объектов, находится основная для него система отсчета, является отдаленной. Поезд – включенная система отсчета для Земли, а Земля – отдаленная для пассажира поезда система отсчета.

16. Подведем итог. Для поезда основной системой отсчета является Земля, а сам он является включенной для Земли системой отсчета. Для пассажира поезда поезд является основной системой отсчета, а Земля – отдаленной, сам же пассажир является включенной в поезд системой отсчета. Для ползущей по пассажиру мухи пассажир является основной системой отсчета, поезд – отдаленной и так далее. 

17. А теперь посмотрим, что происходит с телами отсчета в основной и в отдаленной системах. Во-первых, очевидно, что тело отсчета в покоящейся основной системе отсчета будет телом отсчета и в отдаленной системе. Камешек, покоящийся на неподвижно лежащем на Земле камне (основная для камешка система отсчета), будет покоится и в отдаленной системе отсчета «Земля». Но что произойдет в случае, если камень будет двигаться (равномерно и прямолинейно) относительно Земли? Очевидно, сам камень в таком случае перестает быть адекватным телом отсчета в системе отсчета Земля. А неподвижный камешек на камне? Разумеется, тоже – он ведь тоже движется относительно Земли – со скоростью камня. Отсюда следует неизбежный вывод, что во время движения основной системы отсчета тело отсчета в этой системе перестает быть адекватным телом отсчета для отдаленной системы. Все это, в свою очередь, звучит довольно запутано, но вы уж постарайтесь вникнуть в этот тезис, поскольку именно его понимание и проливает свет на природу возникновения относительности движения. Тело отсчета в движущейся основной системе отсчета не является телом отсчета для отдаленной системы отсчета.    

18. Для наглядности вернемся к примеру с движущимся поездом, неподвижным пассажиром в этом поезде и человеком, стоящим возле железной дороги.  Почему мы говорим, что неподвижный человек возле железной дороги движется относительно поезда? – потому что он вроде как движется относительно пассажира поезда, если мы будем смотреть его, пассажира, глазами.  Действительно, если тело отсчета наделить глазами, то всякое фиксируемое им движение в той системе, где оно является телом отсчета, будет реальным движением, – проблема в том, что стоящий возле железной дороги человек находится вовсе не в основной для пассажира системе отсчета (он стоит на Земле, а не в поезде). С другой стороны, мы можем смотреть и глазами человека у железной дороги. Почему он движется? Потому что он видит движение неподвижного пассажира – а мы уже говорили о том, что видимое движение тела отсчета означает, что движемся именно мы, а не тело отсчета. В общем, как ни смотри, мы исходим из того, что пассажир поезда является телом отсчета и для Земли. Но пассажир поезда является телом отсчета в основной системе отсчета «поезд» и, в тот момент, когда поезд приходит в движение, он перестает быть адекватным телом отсчета в отдаленной системе отсчета «Земля», поскольку относительно Земли он является таким же движущимся телом, как и сам поезд. Принять за тело отсчета на Земле покоящегося пассажира движущегося относительно Земли поезда – все равно, что принять за тело отсчета сам движущийся поезд, что очевидно неправомерно. Отсюда движение неподвижного человека возле железной дороги относительно пассажира-наблюдателя является такой же точно иллюзией, какой является движение дома идущему навстречу дому человеку. Итак, основной тезис здравого смысла можно считать доказанным: поезд движется мимо меня со скоростью 50 км/ч, а я стою на месте и не движусь ни относительно поезда, ни относительно пассажира поезда. Здравый смысл восторжествовал. Однако, рассуждение о движении на этом еще не заканчивается.

19. Снова уточним понятия:

Реальное движение (или покой) – движение (или покой), установленные в основной для объекта системе отсчета. Например, движение или покой поезда в системе отсчета «Земля».

Относительное движение (или покой) – движение (или покой) объекта, установленные в отдаленной для него системе отсчета. Движение неподвижного пассажира (основная система отсчета – поезд) относительно неподвижного человека у железной дороги (отдаленная система отсчета – Земля) – относительно. Относительное движение может совпадать или не совпадать с реальным движением, в зависимости от того, покоится (совпадает) или движется (не совпадает) основная для объекта система отсчета. Так, если поезд покоится, то движение пассажира поезда относительно Земли совпадает с его реальным движением в поезде. Вообще же, относительное движение – это реальное движение объекта, суммированное (точнее – скоординированное) с реальным движением основной системы отсчета. Например, движение пассажира поезда относительно Земли – относительное, и оно равно его реальному движению в поезде, скоординированному с реальным движением самого поезда. Когда пассажир покоится, то его относительное движение совпадает с реальным движением поезда относительно Земли. Если пассажир движется вместе с направлением поезда со скоростью 5 км/ч, а поезд движется со скоростью 50 км/ч, то реально пассажир движется со скоростью 5 км/ч, а относительно (Земли) – со скоростью (50+5) = 55 км/ч.

(Относительное движение может называться и движением, установленным во включенной системе отсчета – здесь все зависит исключительно от точки зрения (&15). С точки зрения объекта, чье движение устанавливается – оно устанавливается в отдаленной системе. Если мы смотрим глазами того, кто устанавливает движение – то оно устанавливается во включенной системе).

Иллюзорное движение – движение объекта, относительно которого устанавливается реальное или относительное движение другого объекта. Всякое установленное через сравнение с другим объектом (телом отсчета) движение объекта порождает иллюзию взаимо-обратности, а именно, что движется не только объект, чье движение устанавливалось, но и объект, относительно которого оно устанавливалось.

Иллюзорное движение объекта всегда равно реальному или относительному движению другого объекта; таким образом, восприятие иллюзорного движения как реального или относительного всегда порождает феномен удвоения движения.

20. Все вышеприведенные уточнения в наиболее простой форме можно свести к двум положениям:

1. Движение покоящегося на реально движущемся (в движущемся) объекте объекта относительно. 2. Движение объекта, относительно которого устанавливается (относительное или реальное) движение – иллюзорно.

21. В постоянно рассматриваемом нами примере движение поезда относительно Земли (и любого реально покоящегося на Земле объекта, например, человека, стоящего возле железной дороги) будет реальным, движение пассажира относительно покоящегося на Земле человека будет относительным (равным реальному движению поезда), а движение покоящегося на Земле человека относительно покоящегося пассажира поезда будет иллюзорным движением.

22. Относительное движение нельзя назвать ни иллюзорным, ни реальным. Оно, конечно, не иллюзорно, так как мы наблюдаем реальное изменение координат объекта. Но оно и не реально – потому что в изменении координат участвует не только движущийся объект, – более того, он может и вообще не участвовать в  изменении собственных координат, полностью, так сказать, заимствуя движение у другого объекта. Приравнивая относительное движение к реальному, мы сращиваем два объекта – например, человек, движущийся (или покоящийся) в поезде превращается у нас в какого-то кентаврического человека-поезд. Кстати, именно пример с человеком, скачущим на лошади, тут и будет самым наглядным. Нам кажется естественным, что человек, скачущий на лошади, реально движется относительно Земли со скоростью лошади. Но реально движется лошадь, а движение человека относительно Земли стало бы реальным только в случае, если срастить его с лошадью, то есть превратить в кентавра. Пока же он существует отдельно от лошади, его движение относительно Земли хотя и не иллюзорно, но – относительно.

23. Далее нам остается рассмотреть некоторые принципиальные следствия из выведенных положений о реальности движения и покоя. В чем их реальность, если они вроде бы тоже относительны? – ведь они устанавливаются относительно основной системы отсчета. Но...  

Движение объекта, установленное в основной системе отсчета, остается движением в любой системе отсчета (к которой его можно мысленно привязать как к основной). Покой же объекта, установленный в основной системе отсчета, будет оставаться покоем в любой инерциальной системе отсчета (к которой его можно мысленно привязать как к основной). Иначе говоря, если объект реально покоится в основной системе отсчета, то он реально покоится в любой инерциальной системе отсчета, к которой его можно мысленно привязать как к основной. Но что означает поправка – «мысленно привязать как к основной»? Поясняю.

24. Проведем мысленный эксперимент под кодовым названием «Призрак». Представим себе, что человек, покоящийся в движущемся (равномерно и прямолинейно) поезде, превратился в призрак, то есть потерял связь с материальными объектами, но при этом сохранил свое состояние покоя. Поезд ушел, а призрак остался на месте, то есть «повис в пространстве» – в том самом положении, в каком он был на момент превращения в призрак. Что же увидит этот призрак?  Будет ли, например, относительно него покоиться Земля? Очевидно, нет. Раз призрак не привязан к Земле (а он не привязан ни к чему материальному), то он неминуемо станет свидетелем движения Земли – как вокруг своей оси, так и всех ее прочих движений. Шире – наш призрак станет свидетелем движения множества объектов Вселенной, которые постепенно будут приближаться к нему и проплывать мимо. Далее, допустим, что наш покойный призрак обладает способностью привязывать себя ко всякому движущемуся мимо него объекту, то есть вписывать себя в основную систему отсчета «движущийся мимо меня объект». В таком случае, он, естественно, перестанет быть призраком, и снова обретет плоть. Как же будет вести себя эта плоть в каждой новой системе отсчета – а именно в той, к которой он себя привязал? Очевидно, что наш обретший плоть призрак будет покоиться в любой инерциальной системе отсчета, в которой он материализуется, и двигаться в любой неинерциальной системе, то есть наш материализовавшийся призрак можно считать индикатором инерциальности любой системы отсчета. Дематериализовавшись, он снова станет свидетелем движения той системы отсчета, к которой он себя привязал (она снова превратится для него во внешний объект) – и всех прочих объектов, движущихся во Вселенной. И так будет происходить все время. Лишаясь плоти, он будет «зависать в пространстве» и видеть движение различных объектов, привязывая же себя к какому-то объекту как к системе отсчета, он будет покоиться в этой системе отсчета (если она инерциальна). Это – лучшая мысленная иллюстрация реальности покоя объекта, установленного в основной для него системе отсчета.  Ну а то, что реальный покой лучше всего иллюстрируется с помощью мысленного призрака… Ирония, конечно, но что уж тут поделать…

(Пожалуй, стоит отметить, что материализующийся призрак как индикатор инерциальности позволяет провести разграничение не только между инерциальными и неинерциальными системами, но еще и между безусловно и условно инерциальными системами. Под безусловно или собственно инерциальными системами традиционно понимаются системы, находящиеся в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения. Что же такое условно инерциальная система отсчета? А это такая система отсчета, которая не является безусловно инерциальной, но в которой, тем не менее, можно установить покой объекта. Так, Земля не является безусловно инерциальной системой отсчета, но покой объекта на Земле установить можно, следовательно, ее можно назвать условно инерциальной системой отсчета – и покоящийся в движущемся поезде пассажир, мысленно перенесенный на Землю, будет покоиться и на Земле).

25. Итак, если мы установили, что объект покоится в основной для него системе отсчета, то мы тем самым установили попросту то, что объект реально покоится, то есть покоится в любой инерциальной системе отсчета, к какой его (мысленно) ни привяжи.  Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос, что из себя представляет состояние призрачности нашего покоящегося объекта, то есть состояние, когда он вроде бы не привязан ни к какой системе отсчета. Но, очевидно, что это не так. Наш покоящийся объект-призрак – идеальное тело отсчета. А что такое идеальное тело отсчета? Это тело, покоящееся в идеальной системе отсчета. А что такое идеальная система отсчета? Это система, включающая в себя все прочие системы отсчета как находящиеся в ней объекты.   Додумать же, что это означает, я предлагаю вам самим.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка