Фауст Шпенглера
Превзошедший все науки Фауст, меняет циклы своего существования, отправляясь в полёт по сквозным наслаждениям.
Стареющая культура подразумевает мускульную дряблость: напирает более сильная, исполненная дерзновения, но… будет ли развитие?
Грозит ли подъём человечеству?
…античный миф рушится, и Шпенглер, вслед за толкователями духа 19 века, различает науку о природе и науку о духе…
Живые формы постигаются путём аналогии; мёртвые сулят законы.
Речь Шпенглера может быть сухой, как юриспруденция, может – живой и пышной, как поэзия.
Он строит таблицы, показывая аналоги развития различных культур…
Громады Вавилона возникают, словно мерцая таинственными семиступенчатыми зиккуратами, на которые восходящие жрецы видят слои небес: какие потом заново будут открывать аскеты Византии.
Смысл истории – бесконечная смена культур: они вырастают рядом друг с другом, подавляют одна другую, дают новые формы, заменяются.
Фаустовская душа – динамика энергии.
О, вот он пролетает над спящим городом, сопровождаемый… известно кем; вот Фауст, обретая новые маски, вторгается в разные эпохи.
Доказуемо ли хоть что-то из предлагаемого Шпенглером?
Вряд ли.
Или – здесь не нужны доказательства: важен неуёмный вектор мысли: постоянный, ведущий мыслителя и художника?
…внутреннее единство форм мышления и творчества – таково шпеглеровское определение культуры…
Впрочем, единства часто нет даже в пределах выдающихся книг: одну из которых – «Закат Европы» - написал Шпенглер, предлагая своё видение всего-всего-всего…
Греция, Рим…
Прочие краски.
Скорее художественное исследование, нежели философский трактат.
Скорее – произведение художественной мысли, нежели историческое знамение.
Но таблицы впечатляют: особенно если учесть, что все способы познания – по Шпенглеру – есть морфология…
Кристаллы её мерцают.
Множатся грани «Заката Европы»…
Жаль, не представлял автор грядущих технологий, и потерянность Фауста среди них.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы