Главные тексты народов
Что же тогда представляет из себя этнос как таковой? Группу кровных родственников, социальный организм, фактор самосознания, сознания и исторической судьбы? (1).
Правы те исследователи, которые утверждают, что для разных этносов и для одного итого же этноса в разные периоды его истории могут быть более важными самые разные характеристики и свойства. В момент возникновения этноса могут быть важны как общие цели и интересы, так и общность происхождения, по крайней мере, части этноса. Роль общности происхождения либо общности культуры, языка, религии, государственности и территории могут в разные периоды существования этноса конкретного этноса либо терять значение, либо выдвигаться на первый план. У другого же этноса один или группа факторов стабильно доминирует в течении всей истории (например, религия у евреев, родственные отношения у ряда народов, проживающих на Крайнем Севере либо поблизости от экватора). В любом случае, во время всего времени существования этноса должно присутствовать осознание единства исторической судьбы соединённое с самосознанием, которое основывается на определённых представлениях, закреплённых в общезначимых письменных либо устных текстах.
Но в целом перед всеми этносами стоят единая задача — физическое и культурное воспроизводство в течении как можно более длительного времени. Что совпадает с основным смыслом традиционной культуры. (Поэтому возможность длительного существования этноса вне традиционной культуры сомнительно)
Уже с прошлого столетия тянется спор, откуда и почему появляются народы. Одни участники спора, примордиалисты, считают, что этносы возникают «естественным путём», в процессе длительного постепенного складывания, когда целенаправленные усилия отдельных людей и их групп не имеет большого значения. Этнос – не только социальная, но и биологическая общность.
Их оппоненты, конструктивисты, считают, что этнос – явление исключительно социальное и создаётся путём целенаправленных усилий культурных и политических акторов. Этносы достаточно легко подлежат переформатированию, слиянию и поглощению. И вообще, явление достаточно эфемерное.
Любой долго существующий этнос – это сохранение равновесия примордиалистской и конструктивисткой составляющих. Без конструктивизма невозможно реагировать на изменения, без примордиалистской основы нельзя сохранять протяженность исторической непрерывности существования этноса, низовые структуры его жизнеобеспечения (коллективы выживания). «Авторские наработки», успешнее всего прошедшие испытания временем, переходят из слоя изменчивых конструктов в основу (2).
В любом этносе бытуют тексты (имеется в виду вербальный текст, устный либо записанный), на которых основывается их самосознание, которые определяют глубину исторической памяти народов. Эти тексты – несомненно, часть примордиалистского ядра этноса, которое состоит как из биопсихологических, так и культурных элементов. Таковы «Илиада» и «Одиссея» для греков, былины и русская классика для русских, китайская классическая литература для китайцев.
В любом случае, такие основы существования любого этноса, как осознание общей исторической судьбы и самосознание, невозможны без текстов. Именно тексты, и нередко достаточно сложные, объясняют представителям коренных народов Нового света, Австралии и Океании систему их родственных отношений. Поэтому родство по крови внутри этноса имеет реальное значение, только когда оно описано значимыми и общеизвестными текстами.
Существуют также значимые тексты, которые определяют конкретные цели, которые стоят перед этносом либо наиболее активной частью в отдельный промежуток времени. Такие, как труды наиболее известных историков «государственных школ» для крупнейших европейских народов в XIX в.. Подобные тексты относятся к конструктивистской периферии культуры этноса, которая сравнительно изменчива и в которой сильно авторское начало. (Не имеет смысла подробно описывать структуру культуры этноса или структуру этноса как такового. Поскольку они могут быть различными, и у разных этносов, и у одного итого же этноса в разные периоды их существования).
Для «конструктивистских» текстов важны своевременные идеи и принципы. «Примордиалистские» тексты важны сами по себе, как единый самостоятельный символ. Сам факт их наличия объединяет вокруг себя разные территории и поколения.
Именно стабильность, неизменная значимость важнейших текстов из примордиалистского ядра позволяет существовать свободе творчества на конструктивистской периферии. Которая должна своевременно откликаться на изменения в жизни общества. В случае постоянства ядра любые сколь- нибудь значимые новации приводят к необратимому разрыву культурной преемственности.
К тому же здесь, на периферии, появляются тексты – кандидаты на попадание в примордиалистское ядро. Критерии отбора разнообразны: и уровень таланта автора, и специфика интеллектуальной жизни общества, его состояние и потребности в течении достаточно долгого времени. Даже талантливый текст, имевший в своё время большой успех, может не попасть в примордиалистское ядро по очень разным причинам. Среди них немалую роль играет и человеческий фактор, случайность.
Главные тексты культурного ядра русского народа достаточно хорошо известны. Кроме древних былин и других произведений народного фольклора – это русская классическая проза XIX в., поэзия от Пушкина до Есенина. В целом всё наглядно видно по школьному курсу…
Положение многих ярких текстов XX – XXI вв. ещё не определилась. Прошло ещё недостаточно много времени. Возможно, часть этих текстов пополнит состав русского культурного ядра.
В любом случае, старая идея об огромной важности русской классики не теряет своей актуальности. Наоборот, она приобретает всё большую значимость!
Что опять же не означает, что тексты вне классического канона не нужны. Наоборот, надо создавать как можно больше новых, ярких и качественных текстов. Чтобы конкурс на попадание в классическое ядро был как можно более большим.
Ни о каком сбрасывании чего-либо с «корабля современности» не может быть и речи! Очень показателен пример индийцев, у которых на Веды, созданные ещё пастухами бронзового века, бережно наслоились совершенно разные тексты последующих эпох.
Вот и нанофутуризм есть одно из необходимых в наше время конструктивистских предложений, место которого будут определять люди и время. И, возможно, определят далеко не сразу…
Примечания
- Клейн Л.С. Этногенез и археология. СПб., 2013. Т. 1. С. 14 — 80.
- Васильев И. Этнос между конструктивизмом и примордиализмом //www. apn. ru ( дата обращения – 09. 07. 2017).
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы