Кто же вносит основной вклад в развитие цивилизации?
Бытует мнение, что основным двигателем цивилизационного развития являются интеллектуалы, которые зачастую ассоциируются с интеллигенцией.
Известно определение интеллектуалов Б. Гизена «Интеллектуалы представляют собой дискурсивные сообщества, претендующие на миссию конструирования коллективного прошлого, настоящего и будущего, т. е. производства коллективных идентичностей – национальных, классовых, гендерных» [1, с. 169-170].
Общепринятое определение интеллектуала представляет его как человека с высокоразвитым умом и аналитическим мышлением, занимающегося умственным трудом, развивающим идеи, определяющим нормы и культурные ценности для остальной части общества.
Интеллигенцию, в свою очередь определяют как людей умственного труда, таких как инженеры, техники, менеджеры, врачи, юристы, педагоги, представителя культуры и науки, а также образованные служащие разного рода, которым присуща рациональная деятельность духа, основой чего служит образование, что позволяет жить в гармонии с окружающим, занимая вместе с тем активную гражданскую позицию.
В этих определениях всё свалено в кучу, отсутствует историзм, доказательность, очевидность громоздится на банальности. Но главное заключается в том, что из них не видно и не следует, каким образом эти передовики - интеллектуалы-интеллигенты развивают то самое общество.
В частности, интеллигенты, стремящиеся, как это следует из определения, к гармоничной жизни, желают, скорее, не развивать общество, а жить в гармонии с окружающим. Значит, они близки по поведению к адаптивным существам, каковыми являются все животные. Но только животные не имеют высшего образования.
В отличие от этих конформистов, интеллектуалы, судя по определению, данному Гизеном, занимаются развитием разнообразных идей, но история показывает, что эти идеи, особенно в сфере общественных отношений, зачастую недостоверны, поверхностны и временны, а их значительная часть просто ошибочна, то есть, за исключением некоторых естественно-научных предположений и открытий, их умозаключения не способны развивать цивилизацию ни технологически, ни культурно. Но они, пользуясь властью или близостью к власти, фактически, навязывают их обществу, тормозя тем самым развитие цивилизации, да, к тому же, умудряясь конструировать прошлое, настоящее и будущее, конечно, не бескорыстно, а так, чтобы угодить правящему класса, который их содержит, за вычетом неформальной оппозиции власти, революционеров и террористов, которые пробавляются иными средствами.
Однако, всё же, кто-то развивает цивилизацию так или иначе, раз появляются новые технологии, разнообразные культурные ценности, меняется жизненный уклад, растет в целом благосостояние населения и т. д.
Вряд ли это происходит само собой, тем более что как интеллектуалы, так и интеллигенты откуда-то в определенное время взялись, поскольку, например, в первобытнообщинных коллективах таковых не водилось. Видимо, не было базы для разведения этих умных людей – всем приходилось только физически трудиться из всех сил для того, чтобы не умереть от голода.
Отсюда следует вывод: для умственного труда, характерного для этих духовных людей, требуется, прежде всего, время, свободное от физического труда.
А это время может предоставить только несправедливое общество, где одни угнетают других на базе собственнических отношений, заставляя трудиться на себя. Вот, тогда-то и появляется возможность появления бездельников, не бездарной части которых хочется не просто жить в комфорте, скучая понемножку или занимаясь интригами, а удовлетворять свою натуру сначала придумыванием инструментов, способов, конструкций и поделок, облегчающих жизнь, а затем и начинающих стремиться к познанию окружающего и самих себя не только для совершенствования хозяйства и собственного обогащения, а просто из любознательности, чистого интереса и стремления к украшению быта.
Кто-то из них был умным, кто-то – не очень, но всем им было присуще одно свойство, без которого невозможно более-менее сознательное развитие науки, культуры, техники, то есть выход из устоявшегося на новое знание, а именно – креативность.
Ее низший уровень сводится к комбинаторике, то есть сочетанию уже известных элементов иными способами, самыми популярными продуктами которой являются шахматы, танцы, большинство архитектурных сооружений, бытовых принадлежностей и инструментов, большинства живописных изображений и литературных трудов.
На такое действо способен практически любой человек, даже дети.
Любопытно, но подавляющему большинству интеллигентов и интеллектуалов даже такого рода креативность присуща в самой малой степени.
Интеллигентов, несмотря на их образованность, больше интересует порядок и комфорт, в общем – гармония; интеллектуалов, особенно в сфере политики, более всего занимают интриги и борьба за власть, а ученые и специалисты работают, как правило, в рамках соответствующих стандартов, устоявшихся идей и теорий, причем самые плодовитые аналитики становятся профессорами и академиками, не придумав ничего особенно нового, написав много статей и монографий, переливая в них из пустого в порожнее или, в лучшем случае, излагая факты и комментируя экспериментальные данные.
Однако, если порыться в народных массах, то можно обнаружить на всех уровнях социума, так называемые, креативные персоны, которых, конечно, проявляется больше в образованных и обеспеченных слоях общества, не задавленных проблемами выживания. По-видимому, вследствие того, что этот факт бросается в глаза, образованность полагается общественностью самым важным фактором, помогающим познавать и созидать новое, несмотря на довольно-таки очевидную нелепость этого предположения.
Дело в том, что нужные для удовлетворения своих интересов знания каждый человек, имеющий свободное время, может получить самостоятельно, не обучаясь в общеобразовательных заведениях. А если он, к тому же, талантлив, то может много добиться.
Примером тому являются классики мировой литературы Максим Горький и Джек Лондон, а также великий механик, архитектор и конструктор Иван Кулибин, основоположник теоретической космонавтики и ракетодинамики Константин Циолковский, изобретатель (161 патент) и организатор нового подхода к сборке автомобилей – с использованием конвейера Генри Форд.
Само по себе свойство креативности присуще каждому человеку вследствие понимания им собственного нахождения во времени, которое диктует ему не только применяться к постоянно меняющемуся окружению подобно животным, но и осознанно менять его в соответствии с собственными устремлениями, потребностями, интересами и целями.
Естественно, всё это может реализовываться как традиционно – в соответствии с наработанными навыками, опытом, с общепринятыми практиками и идеями, так и более или менее необычно, проявляя ту или иную степень изобретательности разными способами.
Именно в стремлении к нестандартным идеям креативность (изобретательность), как таковая, и проявляется.
Понятно, что придумать что-то оригинальное не так-то просто, и большинство подобных стремлений к оригинальности ограничивается комбинаторикой, поскольку для выявления принципиально нового требуются определенные природные способности, которые не совпадают с умом, не даются образованием и наработанным опытом. Например, для художника это способность ощущать малейшие оттенки цветовой гаммы, для музыкантов - особая чувствительность к звукам и их обертонам.
К тому же эффективное проявление креативности в человеке может происходит только при сочетании довольно многочисленных факторов.
А именно, оно требует таких свойства индивидуальности человека, как неплохие сообразительность, чувствительность, впечатлительность, решительность, любопытство, доминантность, настойчивость, и таких свойств личности, как высокая степень любознательности; не обязательно, но желательно, светлую голову; знания, соответствующие пробудившимся интересам; сильную волю; кое-какую материальную поддержку; не слишком плохую память, а также определенные прирожденные способности, соответствующие общественным интересам и складывающейся обстановке; свободное время, а вот, официальное образование при этом не обязательно, так как существует самообразование.
Например, Леонардо да Винчи, Ломоносов, Тесла университетов не кончали, но это им не помешало стать величайшими из великих ученых и изобретателей. Более того, гениальный ювелир, скульптор и художник Бенвенуто Челлини был убийцей, проходимцем и стяжателем без всякого образования, великий композитор Даргомыжский – горьким пьяницей.
Однако, все эти свойства человека и упомянутые внешние особенности обстановки составляют лишь условия для проявления креативности.
Подобное редкое сочетание необходимых условий, природных талантов и умения их приложить так, чтобы этим креативным (изобретательным) персонам удалось выразить свою креативность в выдающихся результатах, приводит к тому, что этих персон во все времена набирается не слишком много, тем более что процесс творчества и в сфере искусства, и в области технологий довольно трудоемкий, с низкой отдачей и не очень то полезный для здоровья.
Поэтому подавляющее большинство образованных и умных интеллектуалов и интеллигентов или не способны, либо не стремятся к такого рода получению новых знаний, но ради успешной карьеры часто имитируют этот процесс, а также примазываются к творческим личностям. В науке это проявляется в приписывании себя к авторам тех или иных интересных предложений, изобретений, аналитики или открытий, в организационных мероприятиях это обнаруживается в выдвижении на первый план не истинных авторов эффективных организационных решений, а начальников, слишком часто бездарных или даже глупых.
Само же стремление к проявлению креативности может существенно отличаться для отдельных персон, и зависит она более всего от природной, или животной составляющей сознания.
Иначе говоря, в социуме благодаря указанному сочетанию особенностей индивидуальности и личности находятся персоны, всегда переполненные глубинным чувством неудовлетворенности по отношению к окружающей их среде, которое приходит к ним от животной (природной) составляющей сознания в его стремлении к созданию больших удобств для собственного существования вследствие изначального эгоцентризма животного сознания. Однако это чувство сочетается с альтруизмом их самосознания, неудовлетворенность которого недостаточным общественным комфортом, развитием науки и культуры, достигая высокой степени, требует распространить достижения цивилизации и культуры на всех.
Но доминируют при этом свойства индивидуальности, определяющиеся животной формой человеческого сознания, поскольку активность этих людей проявляется большей частью инстинктивно, без особых размышлений, давая, тем не менее, наиболее творчески активные персоны из всех живущих.
Хотя, конечно, немалую роль в эффективности проявления креативности играет своего рода резонансное совпадение интересов данного субъекта деятельности с его природными способностями, отраженными в конструкции мозга, а также умение пользоваться процедурой озарения, обеспечивающей отрыв от известных идей к новым знаниям и подходам.
Тем не менее, отмеченное сочетание особенностей индивидуальности и личности отдельных персон, в основе которого находится ярко выраженный эгоцентризм животного сознания в сочетании с близким к нему уровнем альтруизма самосознания, независимо от наличия талантов или даже определенных способностей, неизменно влечет их к творческой деятельности, хотя она не всегда дает позитивный результат, то есть – новые эффективные устройства и системы, открытие неизвестных ранее закономерностей, изобретение удобных систем жизнеобеспечения, создание высоких образцов культуры и т. д.
Как бы то ни было, но креативные индивиды есть именно та, сравнительно небольшая группа населения, которая обеспечивает ускоренное развитие технологической цивилизации, но только в условиях частнособственнических отношений вследствие того, что именно они предоставляют возможность отделить некоторую часть людей от решения проблемы выживания, сводящейся большей частью к адаптивной деятельности, характерной, в отличие от сообществ, разделенных на классы в отношении к собственности, для архаичных сообществ, и отнимающих у всех поголовно в этих архаичных сообществах время на творческую деятельность.
То есть процесс технологического и культурного развития цивилизации обеспечивают именно креативные личности, а не какие-то иные силы, группы или отношения. И в ходе этого процесса подобные личности всё больше раскрываются и возрастают в численности. Поэтому креативные персоны выполняют роль движителя технологий и культуры, но, опять же, в основе их креативных свойств заложены особенности их сознания, а не посторонние воздействия.
Получается, что процесс технологического и культурного развития, в котором ведущую роль играют креативные персоны, обеспечивается несправедливыми частнособственническими отношениями, в основе которых находится так же противодействие эгоцентризма животной составляющей человека и альтруистической составляющей его самосознания.
Это противодействие отражается в общественной жизни борьбой властной элиты, руководствующейся большей частью эгоистическими интересами собственной выгоды, основа которых находится в животной (природной) составляющей сознания этой элиты, с неформальной оппозицией ей в лице радикально настроенных интеллектуалов, противодействующими ей, вследствие своего интереса усовершенствовать общество, в основе которого заложен альтруизм их самосознания, преобладающий над эгоизмом самосознания и эгоцентризмом животной составляющей их сознания.
Борьба этих страт общества, ненавидящих друг друга, вследствие коренного расхождения их интересов и намерений, ведет к постепенному изменению общественных отношений, поскольку остальные массы народа не могут не вовлекаться так или иначе в эту борьбу, постепенно извлекая из нее пользу для себя в форме улучшения условий собственного существования, несмотря на жестокие формы решения противоречий между различными группами населения в виде войн, восстаний, переворотов и даже геноцида, которые являются неизменными спутниками любого антагонистического общественного образования, тем не менее, избегающего состояния застоя именно благодаря собственной противоречивости в форме борьбы властной элиты с неформальной оппозицией ей.
В частности, такого рода борьба, в основе которой находилось противодействие эгоцентрического природного сознания и растущего альтруистического самосознания в их индивидуальных и коллективных формах, привела в повороту от феодальных отношений, для которых характерен ручной труд, к промышленному производству, отличающемуся массовым использованием машин, довольно быстро уничтожило средневековье в Европе. Причем эта промышленная революция началась в XVI веке Нидерландах, а затем продолжилась в Англии - протестантских странах Европы, но не в другой или других странах мира, что сделало в итоге Европу доминантом мира на несколько столетий.
Причина этого поворота к промышленному производству, выразившаяся в массовом изобретательстве и введением новых машин и механизмов в производство товаров, не имеет прямого отношения к технике и индустриализации.
именно двойственность сознания в форме борьбы животной (природной) его составляющей и высшей внеприродной (самосознания) привела к формированию религиозного общественного сознания, в котором первоначально была сделана попытка полностью устранить природное эгоцентричное сознание человека, заместив его одним только даром от Бога – самосознанием, то есть победить плоть ради духовного.
Подобный отрыв от природной сущности человека не мог не привести официальную доминирующую церковь, в частности, католицизм, к поражению, ввиду нарастающего лицемерия ее служителей, не способных заместить животную сущность человека одной духовной, несмотря на все усилия.
Такое разложение христианской церкви в лице ее наиболее мощного крыла – католичества - к середине второго тысячелетия нашей эры дошло до самого последнего края – продажи индульгенций, то есть документов от церковной власти, временно избавляющих католика от наказания за совершенные грехи.
Терпеть далее подобную профанацию веры было невозможно.
Поэтому Лютер предложил устранить опорочившую себя католическую церковь как посредника между прихожанами и Богом, и восстановить равновесие между мирским и духовным, признав главным содержанием жизни мирской труд на благо общества.
То есть Лютер отверг противопоставление мирского и духовного, указав, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется Божья благодать, поскольку Бог предназначает людей к тому или иному виду деятельности, вкладывая в них различные таланты и способности, и долг человека прилежно трудиться, исполняя своё призвание [2].
В итоге, произошел раскол католической церкви с образованием нескольких направлений протестантства.
Идея Лютера о том, что главным призванием человека является прилежный труд, раскрепостила появившуюся протестантскую общественность, позволив ей по-иному отнестись не только к труду, но и к его плодам, особенно новым.
Во всех протестантских странах было снято запрещение на новинки техники и их использование.
Поэтому причиной Реформации, произошедшей именно в Европе, оказалась коренная прогрессивность христианства, в котором, в отличие от остальных религиозных направлений, изначально в Нагорной проповеди Христа было заложено противоречие между наличным бытием и «миром» иным – лучшим. Естественно, рано или поздно должна была появиться идея о «верном» приобщении к этому лучшему «миру» через усовершенствование существующего мира посредством эффективных трудовых усилий и их плодов для общего блага, что Бог не сможет не заметить непосредственно,
Тем самым от протестантов в лице Лютера и либерального правительства страны сосредоточения в то время протестантизма (Нидерланды) появилось своего рода разрешение на получение любых «плодов» труда и их использование для вящей пользы общества, несмотря на возможные нарушения сложившихся традиций, открыв дорогу научным открытиям и инновациям.
С другой стороны, двойственность сознания в форме борьбы природной (животной) его составляющей и высшей внеприродной (самосознания) привела не только к Реформации, но и к появлению значительного числа креативных людей.
Неудовлетворенность самосознания настоящим всё время требует расширения информационных потоков, которые и получает за счет сознательного преобразования людьми окружающего в виде образования искусственной среды, которое тем лучше получается, чем больше человек знает и понимает, как функционирует окружающий его мир. Познание требует образования. Появляются школы, университеты.
В Европе к моменту воззвания Лютера как раз в крупных городах сложилась прослойка достаточно грамотных людей с широкими интересами и немалой креативностью, которым не давали хода, принуждая заниматься исключительно богословием.
Получив соответствующее «разрешение» от реформированной церкви, эти креативные персоны не замедлили интенсифицировать научные исследования, предложив в результате массу технических и организационных новинок.
Возникло машинное производство, усовершенствовались корабли и навигация, оживилась торговля, появились почта, газеты, расширились связи между континентами.
В подтверждение наших тезисов следует отметить, что еще в начале первого тысячелетия нашей эры в Китае были придуманы мельницы, насосы, появились новые технологии сельскохозяйственного производства, были изобретены компас, сейсмограф, порох, бумага, технология изготовления шелка, многоярусные здания. Однако поворот к промышленному производству там не случился именно вследствие подневольного труда и рабовладения в тогдашнем китайском сообществе. То есть само по себе проявление самосознания в форме креативности недостаточно для поворота к индустрии. Требуется также проявление самосознания в форме освобождения труда для основного населения страны.
Поэтому поворот к промышленному производству произошел не в Китае, а в Европе через полторы тысячи лет - накопившаяся неудовлетворенность образованного человека в его самосознании требует большего, чем комфортное существование, высокое положение: она толкает его через борьбу самосознания и животной составляющей сознания с его примитивными требованиями к высокому, в данном случае – к определенному освобождению труда и его креативному использованию.
И этот поворот перевел замедленное развития цивилизации к ускоренному последовательно в протестантских странах, а потом, по их примеру, и во многих остальных, приведший к столь масштабным и впечатляющим достижениям человеческой цивилизации к настоящему времени именно вследствие определенного освобождения труда.
Таким образом, неудовлетворенность обеих составляющих сознания в форме борьбы животной его составляющей и высшей внеприродной (самосознание) через христианство в лице Лютера, и посредством протестантской страны (Нидерланды), которая была определена к тому высокой степенью развития в ней культуры и науки, привели к своего рода резонансу реформированного христианства и креативных умов, содержащих в потенции технологическую культуру,
Обе эти силы - креативные персоны, выполняющие роль движителя технологий, и борьба властной элиты с неформальной оппозицией ей, обеспечивают процесс созидания как в общественных отношениях, так и в технологиях, существенно влияя друг на друга так, что при их пересечении могут происходить повороты, сменяющие один уклад жизни сообщества или государства иным – более совершенным и удобным для населения во всё увеличивающимся его охвате, в чем, собственно, и состоит процесс развития цивилизации в рамках собственнических отношений - от рабовладельческого строя до капитализма [3].
Однако противоборство властной элиты и неформальной оппозиции в разных формах до сих пор общественные науки не замечают, подменяя ее в глазах общественности борьбой или взаимодействием трудящихся и эксплуататоров, хотя в ряде стран трудящихся и эксплуататоров уже трудно разделить. К тому же, если эксплуатируемый трудящийся вдруг разбогатеет или станет предпринимателем, он точно так же начинает заботиться прежде всего о себе, а не об обиженных и угнетенных, не испытывая сильных нравственных проблем. Объяснение этого феномена опять же находится в сфере сознания, поскольку у подавляющего большинства эксплуатируемых и эксплуататоров уровень самосознания в его альтруистической компоненте крайне низок, а уровень эгоцентризма в его животной компоненте сознания – достаточно высок [4].
Поэтому действие обеих упомянутых сил с их интересами и потребностями способно проявляться только при достаточно высоком уровне культуры в обществе, включая соответствующий уровень образования, благодаря которому обеспечивается развитие самосознания хотя бы части населения. Подтверждением этому является практическое отсутствие развития архаичных обществ, существующих до сих пор в отдельных уголках планеты, хотя там имеются определенные производительные силы, опирающиеся на использование иногда не столь уж примитивных орудий труда.
То есть любое движение в обществе, включая повороты и перевороты в общественном укладе, особенно кардинальные, происходит только при достаточно высоком уровне культуры если и не всего населения, то ведущих его слоев, основной вклад в достижение которого вносит третья группа креативных персон, проявляющая себя в той сфере развития общества, которая наиболее близка внутреннему миру человека, то есть - его самосознанию.
Эта группа креативных персон, которые интересуются больше внутренним миром человека и его сообществ, пытается разными способами проникнуть в него, соотнося одних людей с другими, сопоставляя человека с природой и обществом, а также выясняя способности человека отражать эти отношения в искусственных формах.
Именно эти креативные персоны в разной степени, но всё же, производят культурные ценности в разных формах, и непосредственно воздействуют на умы и чувства населения, затрагивая самые чувствительные струны самосознания каждого человека, благодаря чему постепенно меняется как индивидуальное, так и коллективное самосознание: смягчаются нравы, растет тяга населения к знаниям, увеличивается число интеллектуально и эмоционально развитых людей.
Подобное культурное развитие воздействует на рост альтруистической составляющей самосознания населения, расширяя тем самым прослойку неформальной оппозиции власти, желающей гармонизации общественных отношении.
Результатом этого культурного развития общества, казалось бы, далекого от политической борьбы, является, тем не менее, нарастание противостояния неформальной оппозиции властной элите вследствие распространения альтруизма в массах. Кроме того, рост культуры и образованности населения позволяет повысить процент выделения из него креативных персон, которые представляют собой, по сути, единственный эффективный рычаг ускорения технологического и культурного развития общества.
Тем самым действия креативных деятелей сферы культуры оказывают решающие влияние на рост альтруистической составляющей самосознания населения, создавая условия для развития общественного уклада.
Поэтому кардинальные перевороты в жизни общества происходят на этом культурно-просветительном фоне в случае наложения недовольства значительной части общества существующим строем жизни на успехи в развитии науки и техники, позволяющих изменить управление экономикой.
Таким образом, отсутствие или слабое проявление всех трех указанных сил в обществе, в основе которых находятся и взаимодействуют обе составляющие сознания – природная (животная) и самосознание, – делает его соответственно архаичным или стагнирующим, примером которых в настоящее время является целый ряд стран третьего мира, в которых ничего не происходит, и никакие активные личности или группы не проявляются.
Если вернуться к роли интеллектуалов в общественном развитии, то, как мы показали выше, их широкие ряды составлены отнюдь не из одних креативных персон, которых там довольно мало. Поэтому, ошибочным является взгляд на то, что именно интеллектуалы организуют технологическое и культурное развитие общества. Они, конечно, способствуют этому, но чаще, как это ни удивительно, тормозят это развитие.
Подобно торможение объясняется тем, что креативность, в сущности, выходит за рамки их интересов, которые, прежде всего, ориентированы на получение конкретных выгод для себя в силу преобладания в их сознании эгоцентричности животной компоненты сознания.
В частности, способствовать технологическому и культурному прогрессу крайне редко способны политики, поскольку они, как правило, продажны по своему роду деятельности, и готовы всё отдать за власть и доходное место. А это интересует их более всего.
Обслуживающий власть предержащих персонал в лице высокообразованных чиновников, а также менеджеров и бизнесменов, сотрудничающие с чиновниками или подчиненные им, представители силовых структур послушны властям, поскольку зависимы от них и так же заинтересованы в сохранении своего привилегированного положения.
Остаются интеллигенты в лице врачей, педагогов, инженеров, техников, юристов, педагогов, представителей культуры и науки.
Однако, и они, практически, все, в силу непосредственной зависимости от государства и полностью регламентированной деятельности, крайне редко позволяющей подняться выше комбинаторики, не слишком часто способны проявлять самостоятельность и нонконформизм, необходимые как в творчестве, так и в продвижении его плодов в жизнь.
На это способны только креативные персоны, за что, кстати, их никто из прочих указанных выше интеллектуалов и интеллигентов, весьма посредственных в отношении креативности, недолюбливает и завидует им.
Таким образом, креативные персоны, характеристика которых была дана выше, рассеяны по всем стратам общества, но достаточно образованы в своем деле. Они всегда находят свободное время для творчества, обладают волей к преодолению непрерывно возникающих трудностей и кое-какими способностями к творчеству, которое влечет их, несмотря на все сложности этого процесса, потому что оно диктуется им не внешними обстоятельствами, а внутренней потребностью в форме всегдашней неудовлетворенности как эгоцентричной животной составляющей сознания, так и альтруистичной составляющей их самосознания.
Что же касается официального ученого сословия, а оно считается наиболее творческим по своему предназначению, которое состоит в получении новых знаний, то оно на самом деле внесло и вносит не слишком большой вклад в эпохальные открытия и изобретения, в чем нетрудно убедиться, заглянув в историю самых выдающихся открытий в части познания мира, а также изобретений, внесших наиболее всеохватывающий и полезный вклад в повышение жизненного комфорта и развитие цивилизации в научном, техническом и культурном отношениях.
Например, ни от кого не зависящий Архимед, открыл гидростатическую подъемную силу.
Независимый исследователь всего итальянец Галилей, находясь в церкви, из качания лампы вывел закон колебания маятника. Он же оказался основателем экспериментальной физики, заложил фундамент классической механики.
Корабельный врач Роберт Майер сформулировал закон сохранения механической энергии во время одного из своих путешествий.
Немецкий ювелир Гутенберг изобрел печатный станок, заложив тем самым основу книгопечатания.
Нигде не учившийся итальянец Леонардо да Винчи первым придумал робот и множество других изобретений, включая парашют, танк, велосипед и автомобиль.
Современный смысл термина эволюция более двух сотен лет назад обнаружил француз Шарль Бонне, который доказывал, что при создании зачатков жизни в них была вложена способность к развитию.
Французский инженер-механик Шарль Бурсель еще в начале XIX века первым изложил принцип действия телефона, который в дальнейшем реализовал английский учитель Александр Белл в США, сумев преобразовать звуковой сигнал в аналоговый электрический, и затем передавать его на определенное расстояние и снова преобразовывать в звуковой.
Французский независимый изобретатель и бывший служащий Жозеф Ньепс первым изобрел фотографию.
Бельгийский изобретатель Пьер Ленуар первым изобрел двигатель внутреннего сгорания в середине XIX века.
Американский изобретатель – телеграфист и самоучка - Эдисон предложил электрическую лампу с угольной нитью накаливания.
Менеджер французских художников Луи Лепренс первым заложил основы кинематографа, изобретя для записи движущегося изображения первую хронофотографическую камеру с одним объективом и гибким рулонным носителем (прототип кинокамеры).
Бельгийский священник Жорж Леметр предложил новую космологическую теорию, назвав ее Большим взрывом в конце XIX века.
Серб Никола Тесла, самостоятельно обнаружив явление вращающегося магнитного поля, тут же предложил его использовать для получения переменного тока, заложив тем самым основы всей электротехники, он же первым добился передачи радиосигнала на значительное расстояние, положив начало всем разработкам в области беспроводных коммуникационных технологий.
Служащий патентного бюро в Швейцарии Альберт Эйнштейн разработал специальную теорию относительности.
Шотландский изобретатель и инженер Джон Бэрд изобрел первую механическую телевизионную систему.
Немецкий инженер Конрад Цузе создал в 1941 году первую вычислительную машину, обладающую всеми свойствами современного компьютера.
Этот перечень можно продолжать и дальше, но уже понятно, что подавляющее большинство эпохальных открытий и изобретений были сделаны не группами официальных академических ученых, а креативными энтузиастами, следовавшими за веяними своего времени, а также некоторыми учеными, которые работали индивидуально, как, например, основатель микробиологии Луи Пастер или изобретатель всемирной паутины Тим Бернерс-Ли.
Таким образом, многочисленный клан ученых из разнообразных лабораторий и университетов в основном занимался и занимается, как правило, доработкой изобретений, гипотез и проектов, предложенных креативными персонами, а также проводит большей частью рутинные эксперименты и исследования разного рода, не делающими погоды в развитии технологий.
Библиография
1. И. В. Нарский. Российские интеллектуалы XIX – XX веков (несколько предложений по поводу теоретической рамки обсуждаемой проблематики) // Пути России. Современное интеллектуальное пространство? Школы, направления, поколения. М., 2009. Т. 16. С. 168-174.
2. Сирота А. Закономерности в немецкой истории. Партнер (Дортмунд), №6 (105) maranat.de (2006).
3. Низовцев Ю. М. Собственность как основа ускоренного развития цивилизации. Журнал «Топос». РФ. 28. 02. 2022.
4. Низовцев Ю. М. Почему и как индивидуальность и личность конкурируют в человеке? Журнал «Топос». РФ. 12.05. 2022.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы