Комментарий | 0

Национальная идея России. Что делать. (4)

 

Национальная идея России: сельское хозяйство и промышленность

Здесь необходимо обратится к уникальному опыту удивительного человека – Глеба Тюрина. Метод Глеба Тюрина по восстановлению русской деревни поистине уникален. По сути дела, это единственный в современной России метод организованного, «поставленного на поток» воссоздания коллективов выживания территориального типа.

Согласно методу Тюрина, в селе путём консультаций с местными жителями обнаруживается эффективный и сравнительно малозатратный источник дохода. Для использования которого, однако, нужны коллективные усилия. Под этот проект создаётся инициативная группа руководителей и исполнителей. Постепенно инициативная группа втягивает в себя всё больше местных жителей и переходит к более сложным бизнес-проектам. А так же начинают заниматься поддержанием местной социальной инфраструктуры (дорог, мостов, домов престарелых), возрождают местную традиционную культуру.

Для эффективной реализации данных проектов необходимы следующие условия:

1.​ Наличие относительно сохранившихся рудиментов самоорганизации, тесных связей между жителями селения. Наряду с инициативностью, активностью местных жителей.

2.​ Наличие возможности извлекать прибыль из каких-либо промыслов, туризма и пр.., не требующих масштабных капиталовложений. Устойчивая традиция использования таких источников дохода.

3.​ Наличие лидера и объединённой вокруг него группы активистов.

4.​ Наличие «первоначального толчка» со стороны бизнес-тренеров и позитивно настроенных представителей власти.

Не удивительна географическая привязка деятельности Глеба Тюрина - это Русский север, Дальний Восток, Сибирь. Эти территории населяют люди, сохранившие, не смотря на все советские традиции, немало своих традиционных качеств: инициативность наряду с высоким уровнем способности к кооперации, навыки получения максимальной прибыли из любых объектов природной среды. Вообще, этих регионах уровень сохранности традиционной культуры едва ли не наивысший среди русских! При этом и природная среда, не смотря ни на что, продолжает быть богатой и разнообразной. Её разнообразие дополняется различными туристическими достопримечательностями, антропогенными и природными.

К тому же, природа этих регионов не только богата, но и весьма сурова. Она требует единства для её эксплуатации.

Эти факторы в значительной степени позволяют преодолеть такие моменты, как развал традиционной общинной самоорганизации и иждивенчество основной массы населения (и по отношению к государству, и по отношению к активистам, которые якобы «всем должны»).

Однако значительная часть русского села абсолютно другая. Там наблюдается гораздо больший дефицит коллективизма или инициативности, или же того и другого.

Это можно сказать о правобережной Кубани, где народ так же весьма инициативный, но - для себя. К какой-либо кооперации он не склонен. Традиции казачьей общинности не имеют к современности никакого отношения, они были эффективно и целенаправленно ликвидированы в своё время. К тому же, незатратные и эффективные промыслы для этой территории не характерны. А имеет место интенсивное зерновое и животноводческие хозяйства. Виды деятельности, сопряженные со значительными тратами и рисками.

В нынешних условиях на Кубани хорошо зарекомендовали себя достаточно крупные агрохолдинги с сильными и крепкими владельцами. (Если на Северо-Востоке лидер – первый среди равных, то южный владелец холдинга – скорее авторитарный руководитель). Они способны вести эффективное комплексное хозяйство и минимизировать риски в его ведении. В том числе и благодаря связям в банковской и властной сфере.

Агрохолдинги, конечно, не колхозы, которые обеспечивали массовую занятость в станицах. Однако продолжили оставаться крайне важными в сфере местной занятости. Так же имеют место владельцы, постепенно берущие на баланс социальную сферу, те же дома престарелых и пр.. Но даже не самые социально ответственные агрохолдинги крайне важны для сохранения населённых пунктов в качестве основных источников местной занятости.

Государству желательно поощрять увеличение числа агрохолдингов, стараться, чтобы как можно большее число из них обрастало своими обрабатывающими предприятиями. И в как можно большем количестве. Для этого необходима поощрительная система кредитования.

Подобная система применима не только на Кубани, но во всех основных зерновых районах Черноземья.

Где на Кубани хотя бы в определённой степени применим метод Глеба Тюрина, так это в горных районах левобережной Кубани. Имеется в виду сбор и переработка плодово-ягодных даров леса, а так же горный туризм, связанная с ним сфера обслуживания, музеи и природные достопримечательности. Горными маршрутами можно активнее разнообразить и отдых на Черноморском побережье.

Сходные бизнес-стратегии давно и эффективно применяют черкесы-шапсуги. Однако тут нельзя недооценивать их мощнейший традиционализм и высокий уровень самоорганизации. Подобный не всегда можно найти даже в глубинах Африки и Южной Америки… (Кстати, в республиках Северного Кавказа в качестве эффективных производителей и отчасти переработчиков сельхозпродукции проявляют себя традиционные родственные коллективы).

Особо нужно сказать о средней полосе России. Очень средней – не восточной, не северной, не южной. Село в этих местах находится на самом низком уровне деградации. Веками происходил отток с этих территорий во все стороны. Преимущественно людей на что-то способных. Их же активнейшим образов втягивали «обе столицы». Так что надеяться на местных весьма проблематично. Для Центральной России в деревне необходимы «варяги» в качестве лидеров. Практика показывает, что ими очень нередко выступают московские и питерские дауншифтеры и даже иностранцы из дальнего зарубежья!

На массовый приток англичан и французов рассчитывать не приходится. Другое дело – столичные дауншифтеры. Многие люди «оттуда» имеют недвижимость в деревнях. И одновременно в столицах ухудшаются условия для бизнеса, повышается конкурентность среды. С последним в депрессивной деревне зачастую проще. Тем более, что дауншифтерам могут помочь наличие начального капитала и столичные связи, которые могут помочь наладить сбыт (пример деревни Колеоново), либо создать приток «туристов выходного дня» и пр..

Основные источники дохода для Средней Полосы – овощи, дары леса, водные ресурсы и туризм.

Конечно, весьма желательна ориентация властей, особенно городских, на продукцию отечественных производителей.

Таковы основные принципы перспективного развития русского села с учётом опыта Глеба Тюрина и региональной специфики. Конечно, стратегии могут применяться и за пределами отведённых для них регионов. При наличии нужных кадров для проектов.

Конечно, при переходе к неофеодализму акценты в развитии села неминуемо сместятся. Хозяйство будет более ориентировано на самообеспечение, чем на рынок, большее значение будет иметь самостоятельное обеспечение безопасности и общественного порядка. Однако создание коллективов выживания или других форм негосударственного поддержания местной занятости и инфраструктуры могут очень помочь при переходе к новому общественному строю.

Предоставим слово непосредственно Глебу Тюрину.

 

 

Если коротко: в городе создаются группы активных людей по интересам: экология: культура, православная община и пр. Эти группы объединяются между собой, вырабатывают план развития города. Город, как и уездный город до революции, начинает производить большую часть необходимого у себя. Естественно, он не закрыт от внешнего мира и существует не вакууме. Что-то в нём развито лучше, а что-то хуже Он обменивается услугами и товарами с государством, крупным бизнесом, другими городами и сёлами. Таким образом он включается в социальную сеть народа и государства.

Система Глеба Тюрина лишена идеологизма и теоретизаторства. Она подойдёт гражданам России вне зависимости от национальности и мировоззрения. Лишь бы они были инициативны, умели объединяться друг с другом и работать

 

Национальная идея России: медицина

Один из самых важных элементов инфраструктуры – медицина. Что могут сделать для её сохранения и развития  организованные коллективы жителей и специалистов? Об этом рассказывает врач – педиатр, кандидат медицинских наук, общественный деятель Марина Мозжерова.

«По моему мнению, для сохранения оставшихся крупиц общественного здравоохранения, то есть муниципальных поликлиник и больниц в областных и районных центрах (в сельской местности их почти нп осталось, все укрупнено и слито с ЦРБ) необходимы реально действующие общественные советы при ЛПУ (лечебно-профилактических учреждениях) с функциями контроля над расходованием средств, выделенных ЛПУ на ремонт, целесообразность и очередность приобретения оборудования, кадры: нужно ли району 2 окулиста или, наоборот, 3 невропатолога. Сейчас эти вопросы решает главврач и департамент здравоохранения, население только молча наблюдает в пассивной страдательной форме.

Вклад в натуральной форме - вымыть, покрасить, отремонтировать - чреват тем, что так ту же сумму "организаторы здравоохранения"со спокойной совестью изымут из выделенного бюджета. Мне представляется перспективным направление создания хосписов и каких-либо отдельных геронтологических центров, где могли бы наблюдаться пенсионеры. Это могло бы значительно уменьшить нагрузку на терапевтов районных поликлиник. Но, опять таки - нет законодательной базы. Если только на региональном уровне начать продавливать эти идеи.

Кроме того, при ЦРБ необходим экспертный совет, в который входили бы медики, экономисты, лабораторщики. Они анализируют заболеваемость, эффективность применения стандартов лечения, которые сейчас пишутся клерками минздрава, а не учеными и практиками медицинских сообществ,; поскольку сейчас эффективность ЛПУ оценивается только с финансовой точки зрения, излечиваемость никого не интересует. А так практикующие врачи могли бы обоснованно влиять на протоколы, которые сейчас в полной зависимости от страховых компаний. Резюме: контроль потребителей-пациентов, аналитика практиков, и давление снизу коммуны - сообщества жителей.

Начальство и решает нынче. Результат все видят. Главврачам такие права в больницах дали, зарплату персоналу можно варьировать в зависимости от "трудового вклада" : три составляющие -бюджетная, компенсирующие и стимулирующие надбавки. В итоге никто не знает, сколько получит зарплаты, а у главврача, главбуха и зама по экономике огромный объем теневых денег. Ну, а истории с закупками томографов вы прекрасно знаете. При всей моей нелюбви к Ленину, в одном он безоговорочно прав - только общественный контроль. А сейчас у населения только 2 выхода - писать жалобы или идти в платный центр».

Особенно значимой является идея о создании коллективов как профессионалов, так и потребителей услуг. Коллективы должны заниматься как контролем за ситуацией на местах, так и объединятся для выработки и лоббирования законодательных и нормативных актив и пр..

(Продолжение следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка