Русский этос и русское распутье
"Да, мертвые молчат. Но нужно помнить, что все
великое зреет и творится молчаливо, что исторические
события созидаются не на митингах, а в таинственной
тиши глубин народного духа."
(С.Франк Мертвые молчат.- Соч.,М.,1990,с.580)
Эпистрофе
В предлагаемой вниманию читателя статье
рассматривается смысловая связь русского этоса с историческими путями
и перепутьями Руси-России. Понимание данной связи требует совершения эпистрофе,
что в переводе с древнегреческого означает оборачивание.
Смысл эпистрофе состоит в оборачивании и взгляде на
нечто иное и инаковое для того, чтобы в нем и через него увидеть себя
совершившегося и себя не совершившегося.
Вот и совершим эпистрофе к исторической судьбе
Руси. Обернемся для начала на хулителей русского народа из так называемой
"интеллектуальной элиты". Обернемся, всмотримся и увидим, что дебилизация
ими своего народа свидетельствует об их душевно-духовной болезни, название
которой гордыня. Интеллектуальные гордецы самозванно записали себя в
лучших "по природе", богоизбранных, а весь остальной народ определили
в отбросы, из которых они после соответствующей обработки либеральными
химерами, изготовят по заимствованным на Западе лекалам строителей
"светлого" капиталистического будущего. Эти химеры служат (под именем
"общечеловеческих" и "рыночно-демократических" ценностей)
камуфляжем голой воли Запада к господству над не западным миром.
Обернемся на петровские "реформы".
Обернемся, всмотримся и увидим, что они явились первой исторической попыткой
Запада осуществить цивилизационный слом Руси руками ее собственной властвующей
верхушки.
С тех пор Россия живет в западной щивилизационно-исторической форме - псевдоморфозе.
("Историческими псевдоморфозами,-говорил О.Шпенглер,- я называю случаи,
когда чуждая древняя культура довлеет над краем с такой силой, что культура
юная, для которой край этот - ее родной, не в состоянии задышать полной грудью
и не только что не доходит до складывания чистых, собственных форм, но не
достигает даже полного развития своего самосознания. Все, что поднимается из
глубин этой ранней душевности, изливается в пустотную форму чуждой жизни;"(Закат
Европы.,М.,1998,т.2,с,193)
Протестантско-католическая по своим религиозным
истокам и основам, торгашеская, утилитарно-рационалистическая по способу
исторического существования цивилизация Запада глубоко враждебна православной,
византийской по духовным основам цивилизации Руси-России. Поэтому, западническая
псевдоморфоза "внедрялась" и удерживалась выводками "гнезда
петрова" сверхнасилием, которое, однако, оказалось не в состоянии
искоренить православно-византийские корни. Из православно-византийских корней в
их единении с русской идеей и с практикой русской исторической жизни возникает
русский этос: стиль, способ думать по-русски, оценивать
по-русски, выбирать, решать, действовать по - русски.
2.
Русский Этос
Лучше всего суть русского этоса усмотрел русский
философ и богослов о. Григорий Флоренский. Отец Григорий подметил, что если
Византия жила в православии, то Русь жила православием. Это
означает, что Русь изначальная приняла в свое сердце нравственные
заповеди, крестный путь и крестное распятие Христа и сделала их своей
исторической судьбой. Отсюда и крестно-подвижнический, покаянный и бунтующий
исторический путь Руси-России.
Это путь народа решившего жить по правде и совести,
в мире, который "во зле лежит", следовательно, это путь праведника,
но не идиота, не непротивленца злу, а, воина, борца с земным злом
силою, но не насилием.(см.: Ильин И.А. О противлении злу силой). Подлинно
русский это борец, следующий словам: "Он(христианин - В.В.) не напрасно
носит меч; он божий слуга, отомститель в наказание делающему
злое"(Рим.13,4).
Истина, составляющая суть русского этоса, открыта
всем людям и народам. Однако далеко не все народы приняли ее в глубину своего
сердца и ума.
Всмотримся в ее суть: "Я есть путь, Истина и
жизнь: верующий в меня имеет жизнь вечную" (Ин.14,6), "Познайте
Истину, и истина сделает вас свободными" (Ин.8/32), "Не о хлебе
едином жив, будет человек, но о всяком глаголе Божий" (Мф.4,4), "Кто
говорит, что он в свете (истине),
а ненавидит брата своего, тот во тьме (в неведении); Кто любит брата
своего, тот пребывает в свете и нет в нем соблазна (т.е. тьмы неведения);
а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме и во тьме ходит, и не знает
куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза" (Ин.29- 11), "Любите
грешника при непримиримой ненависти к греху" (св. Исаак Сирии),
"Тайна спасения для желающих, а не для насилуемых" (св. Гр.
Богослов), "Если нет воли сам Бог ничего не делает, хотя и может по
свободе своей. Посему совершение дела Духом зависит от воли человека"
(св. Макарий Египетский), "Что не произвольно, то и непрочно...Добровольное
же - прочнее и надежнее"(св.Гр.Богослов), "Бог есть Ум, Слово и
Любовь и только человеку даны ум, слово и любовь" (св. Гр. Нисский) ,
"Царство Вожие - праведность и мир, радость во Святом Духе" (Рим. 14,
17)
Для типического западного, т.е. протестантско-католического
человека явленная ему Истина была и есть орудием власти над мирон, средством
приготовления богатств мира к употреблению.
Для
"среднего" византийца истина христианства сознавалась
предписанным из вне законом душевно-духовной жизни, тем должным,
необходимость и справедливость которого понимаешь умом, но не хочешь принимать
сердцем, не хочешь в соответствии с ним преображать свою жизнь. Отсюда дуализм христианского
и языческого в византийском этосе.
Русский человек относится к смыслам
христианской Истины не инструментально и торгашеско-потребительски (как в
западном этосе), не юридически (как в византийском этосе), а сокровенно
- как к абсолютному (Фаворскому) свету и слову, идущих из глубины собственной
совести. Совесть и образует сердцевину личной и соборной
жизни русского человека именно как русского. В бессовестности русский человек
чувствует себя скотом, знает о своем скотстве и часто сознательно (понимая,
что душевно и духовно гибнет) изощряется в скотстве. Русский человек не теплохолоден.
Свет, суд и боль совести или влекут его к бескомпромиссной борьбе со злом, или
к осознанному погружению во зло - до дна.
Таким
образом, русский этос - это постоянная боль совести за то, что
мир до сих пор во зле лежит. Русский этос - это не уговариваемая
никакими уговорами вина за царящие в мире насилие и
несправедливость.
Русский этос - постоянный труд и борьба за жизнь по правде,
а не по лжи. Русский этос - это и бунт отчаяния от собственного
бессилия перед силой зла (слаб человек), трансформирующийся в бунт против боли
и вины совести, против "тягла" труда и борьбы с мирской ложью,
рабством, насилием. Отсюда антиномичность и русской души и русской
жизни: подвижничество, жертвенность, святость и бесовская одержимость
вываляться в грязи зла, сатанинское желание стать злом.
3.
Метанойя
Петровская псевдоморфоза разделила единую по
православному стилю быта и бытия московскую Русь на два народа с противостоящим
миропониманием. Тупиковость разорванности исторической жизни в псевдоморфозе
была осознана частью властвующего "верха" в первой трети 19 века. Осознана
в формах славянофильства и западничества. Славянофильство и западничество
означало духовно-смысловой раскол в до сих западнической верхушке России,
раскол в "малом" народе. Большой же народ всегда жизнью и изнутри
хранимого им православия знал о пагубности духовного рабства перед Западом.
Поэтому и звал Петра: "Царь-антихрист". Появление славянофилов
свидетельствовало о метанойе у части русского правящего слоя.
Метанойя (др.гр.) означает коренную
перемену ума, которая ведет к осуждению прежнего образа жизни, как ложного,
и оборачивание к новому и истинному способу жизни. "Только ложное...понимание
общего хода истории...,- писал Н.Я. Данилевский в работе "Россия и
Европа",- могли привести к смешению понятий частной Европейской, или
Германо-Романской цивилизации с цивилизацией Обще- или, правильнее,
Всечеловеческую; оно породило пагубное заблуждение, известное под именем западничества,
которое отмеряет нам жалкую, ничтожную историческую роль подражателей Европы,
- лишает нас надежды на самобытное культурное значение "то есть на великую
историческую будущность". Славянофилы поняли, что самобытное
культурно-историческое будущее у Руси есть лишь через практическое
установление православного государства и права православного устройства
хозяйства, гражданственности и быта, православной разумности, нравственности и
культуры.
Метанойя ума части русского верха, оборачивание к
культуре и традициям своего народа, к Православию высвободило связанные
псевдоморфозой творческие силы Руси, Именно с первой трети 19-го века
расцветают самобытные русские литература, живопись, театр, наука, образования,
русское земство, русская артельно-соборная организация хозяйства в сфере
промышленности и т.д.
Однако, двойного раскола: православного трудового
"низа" и западнического властвующего "верха", а так же
внутри самого верха не выдержит никакое государство, никакой народ, ибо
"падет дом разделившийся внутри себя". Близость падения
петровского дома предсказал К Леонтьев, утверждавший, что петровской России
приходит конец, что Россия непременно должна "сорваться с европейских
рельсов". Это падение осуществили три русских революции, которые, по
внутренней сути, носили духовно-православный, крестьянско-трудовой,
анти-буржуазный и анти-западный характер. В революциях русский народ поднялся
против мира насилия и рабства как таковых. Православную почву этих
устремлений народа прекрасно показали Андрей Платонов в "
Чевенгуре",
Семен Франк в работе "По ту сторону левого и правого" и генерал
Деникин в "Очерках русской смуты".
4.
Русский коммунизм
Историческая трагедия России, однако, состояла в
том, что внешне все три революции протекали в западнической форме
(либерально-прогрессистской, либерально-консервативной, "научного"
социализма...) и возглавлялись западниками. В лозунгах: "вся
власть трудовому народу", "землю крестьянам", "фабрики
рабочим", "землю и волю"..., народ опознал их
православно-христианский прообраз: изгнание торговцев и менял из Храма,
"горе вам богатые", "продай имение свое и раздай деньги
страждущим", "блаженны страждущие за правду", "богатый -
или вор или сын вора".
Народ пошел за чаемым Царством Божиим на земле,
народ выступил против мертвящей русскую душу петровской псевдоморфозы. Западники
же повели его в европейскую мечту и европейский проект "научного""
социализма. Повели в новую псевдоморфозу к новому историческому
тупику.
Западнической оказалась почти вся русская
техническая, управленческая, научная интеллигенция. В ней произошло соединение
"духа" рационалистической гордыни Базарова и духовного рабства
Смердякова. Образовался Бес, о котором провидчески предупреждал Достоевский.
Прозападное большинство российской интеллигенции в режиме сверхнасилия, попадая
и само под его "кровавое колесо"(А.Солженицын), попыталось тотально
переделать всю Русь. Именно оно, преследуя цель индустриально-технологической
модернизации, решило сломать русско-православный этос: стереть православное
сознание, вытравить православный быт и на расчищенном месте осуществить
европейский проект - материалистический,
атеистический, рационально организованный по технологии единого концерна
социализм.
Народ терпел и строил, так как модернизаторы-неозападники
опирались не только на насилие и сверхнасилие, но и на определенное согласие
народа, ибо у социализма есть своя правда, в отношении неправды
капитализма. Социализм прав:
-в утверждении расчеловечивающего,отчуждающего
характера рационального капиталистического хозяйства, которое основано на
тотальном господстве "священной" частной собственности и тотальности
рыночных отношений;
-в утверждении, что любые формы принудительного,
т.е. рабского труда безнравственны и экономически не эффективны;
-в том, что без познания сил природы, без техники,
без учета материальных интересов людей, борьба с мирским злом оборачивается
идиотизмом.
Социализм не прав в том, что в борьбе с неправдой
капитализма опирался на нравственный и исторический релятивизм в понимании духовных
истоков и предельных целей своей борьбы. Социализм был не прав в том,
что:
-истину, свободу, человеческую личность понимал инструментально-прагматически
и функционально;
-признавал действенность, следовательно,
действительность лишь материально-экономической, технической, количественной
стороны человеческого бытия.
Практически осуществленный в России
"научный" социализм явил миру лишь более обезличенный, более
машинизированный, тем самым, более мертвый, чем на Западе, образ
рационального капитализма. Он саморазложился и не мог не разложиться.
Внешние и внутренние противники "русского" практического социализма
только подтолкнули то, что уже падало само.
Однако,
падала (это понял уже Ю. Андропов) западническая, "научно"
- социалистическая псевдоморфоза. Противники же, через распад
псевдоморфозы, стремились к окончательному историческому слому русско-православной
цивилизационной альтернативы, которая осуществилась в том, что в советской
России было действительно советским:соборным, совестливым, справедливым.
Запад аплодировал русским марксистам до тех пор, пока они
вели Россию по пути осуществления европейского проекта рационального социализма.
Такой проект, в основе которого лежат не абсолютные
ценности совести, милосердия и справедливости, а материальные интересы, материальное
потребление, материальное благо для всех на основе безграничного потребления
земных ресурсов в организованном по технологии единого концерна хозяйстве,
русский философ Семен Франк и немецкий философ Мартин Хайдеггер назвали рационалистическим
нигилизмом.
Практика "социалистической" России
показала, что рационально-нигилистический эксперимент привел не к упразднению,
а тоталиэации лжи рационального капитализма. Тотализация лжи капитализма
выражалась в цинизме, лицемерии и жестокости власти, в воровской круговой
поруке, продажности и алчности и верхов и низов, в их неверии ни во что, в
скрытой войне номенклатуры против всего действительно советского: свободно-артельного,
совестливо-трудового, не продажно-торгашеского. В 1985 году скрытая война стала
явной, а с 1991 демонстративной и вызывающе агрессивной.
Из всего сказанного можно сделать вывод: любые
утверждения о том, что Россия должна обернуться или назад к
(либеральному или государственному) рациональному капитализму или
вперед к рациональному (технотронному, постиндустриальному...) социализму,
контуры которого мы видим на современном постмодернистско-постхристианском
Западе, русофобски и нигилистичны. Их авторы снова вталкивают Русь в
реставрационную или модернизационную псевдоморфозу.
Установленный в России "ельцино-абрамо-чубайсами"
постсоветский "трансмутант" не содержит в себе ничего ни от
рационального капитализма, ни от рационального социализма постмодерновского
типа. Мы рады этому. Значит, Русь-Россия действительно сорвалась с западнических
рельс, значит все эти внедренные силой валютные и фондовые биржи, маркетинги,
холдинги и т.д. носят симулятивный характер, ибо за ними нет внутренней саморастущей
основы для их органичного осуществования.
Постсоветский трансмутант держится не глубиной ума
и силой воли крупных и мелких плутократов и нуворишей, а оцепенением перед
призраками наживы и разобранностью ума, воли и действия нашего народа. Помочь
народу собрать ум и волю в сопротивлении номенклатурно-плутократической
бесовщине является сегодня основной задачей русских патриотов. Однако сначала
они caми должны совершить эпистрофе, метанойю и аскезу: вывести себя из
затемнения ума, дряблости воли, разобранности души и бездействия.
Никакой иной духовной основы для реализации этой
задачи кроме истины русского этоса у них нет и не будет. А из русского этоса
неизбежно следует действительно русский, т.е. православно-соборный
коммунизм, Русский коммунизм - это общество, в основании хозяйства, быта,
государственного устройства которого, лежат укорененные в абсолютной, божественной
основе всего сущего совесть, справедливость, милосердие, свобода...
В Православии лишь весь народ свободно, из
укоренной в высшей Правде мысли и воли, т.е. соборно, решает важнейшие вопросы
веры и мирской жизни. Следовательно, православный коммунизм должен быть последовательным
народоправием и в экономике и в политике. Прообраз этого народоправия
являли Советы, когда они становились правлением народа не на словах, а на деле.
Православие запрещает использовать труд другого
человека в качестве источника и орудия личной или групповой наживы.
Следовательно, православный коммунизм отрицает нравственную правду
частной собственности во всех ее формах. Он утверждает правду трудовой
(личной, артельной, государственной) собственности, подчиненной
критериям совести, экономического самоуправления, экономической
ответственности и работающей на благо всех и каждого.
Без реального экономического народоправия
(управляющего самим собой труда) не будет и реального политического народоправия.
Вместо труда будет работа - подневольное тягло, а вместо народоправия - произвол
очередных "слуг" народа.
Православие запрещает использование другого
человека в качестве орудия воли к власти, средства и предмета принудительного
наслаждения. Православие утверждает самоценность каждой человеческой личности,
как образа и подобия Божьего. Православный коммунизм должен быть, поэтому, практическим
милосердием.
Православный
коммунизм должен уметь защитить себя. Следовательно, он должен создать православно-коммунистическую
Империю, ибо меньшее будет смято и раздавлено или с Запада или с Востока.
С этим нельзя торопиться, но и нельзя опаздывать. Запад уже создал
свою рационально-нигилистическую Империю. Имперо-созиданием занят и
Восток.
1999 г.