Комментарий | 0

Нанофутуризм: отличия от классики и авангарда

 

 

Уникальность нанофутуризма во многом состоит в том, что он имеет ряд существенных отличий, как от  классических направлений в искусстве, так и от известного нам авангарда.

Касаясь, проблематики хайку-верлибра, Сергей Иванников писал, что искусство больших нарративов в наше время подверглось деконструкции. И такой период искусство, культура в целом должны как-то пережить1. И нанофутуризм вполне подходит для такого периода.

Ведь эпохам развития культуры свойственно чередоваться. Господство реализма не раз уже сменялось возвышением символизма и абстракционизма (например, при переходе от палеолита и мезолита к неолиту). Масштабность и монументальность не раз уступала место развитию малых форм, технических устройств индивидуального пользования (например, это произошло после крушения ярких культур балканского энеолита).

Классическое искусство в современном его понимании подразумевало его бытование в обществе с весьма узко и полно специализированные сферами общественного бытия и культуры. Однако эти сферы, при всей своей развитости и автономности, должны были оставаться тесно взаимодействовать и соприкасаться. Но такая, крайне плодотворная, ситуация равновесия взаимоисключающих тенденций не могла сохраняться долго.

И единство начало стремительно разрушаться. Такая ситуация в культуре уже фактически привело к разрушению массового общества, деградации многих основанных на нём социальных институтов (например, системы образования). Всё это ведёт к угрозе гибели масштабных идентичностей, от которых зависит существование воображаемых сообществ (например, идентичностей гражданских).

И здесь действительно может помочь нанофутуризм, который, по сути, не учение об отрицании, но учение о сохранении, о сжатии — архивировании. Нанофутуризм — учение об упорядочении целого, после которого целое становится более компактным и удобным для восприятия, при сохранении своей основной сути (отсюда такое внимание к справочникам и безразмерным флешкам). Нанофутуризм призывает, в том числе, и к многофункциональности, но при условии полноценного выражения каждой отдельной функции. Таким образом, помимо прочего, нанофутуризм стремится к созданию компактных моделей классической культуры и её отдельных сфер, а отнюдь не к деконструкции. Такие модели могут помочь сохранить костяк классики, достаточный для сохранения связанных с ней идентичностей. Т.е., нанофутуризм может стать одной из форм сохранения классической культуры в постклассических условиях.

Но принципиальным отличием нанофутуризма от классики является ориентированность на сжатость и компактность. То, что в классической культуре распределялось иногда по весьма далёким друг от друга сферам, в нанофутуризме должно быть близким, доступным для соединения, комбинирования. В этом отношении нанофутуризм, с одной стороны, гораздо ближе некоторым особенностям традиционной культуры (комбинирование вербального кода с различными другими кодами и пр.), и характерным для авангарда коллажам и перфомансам. Также, как в поэзии Маяковского или традиционных культурных комплексах, в нанофутуризме уделяет значительное внимание бытовой, технической стороне жизни.

Одновременно нанофутуризм подразумевает нехарактерные для классики максимально краткие, самодостаточные нарративы.

Что касается авангарда, то в наше время он во многих своих аспектах исчерпал себя, в них исчезло искусство как таковое (живопись, ваяние и пр.), а также ясно сформулированные идеи. Т.е., деконструкция во многом деконструировала сама себя и,  тем самым исчерпала. Развитие привычного нам авангарда во многом завершилось.

Как уже писалось в отличии от привычного нам авангардного искусства нанофутуризм ничего не отрицает и не деконструирует. Он сжимает для удобства хранения. Авангард по большей части стремится к деконструкции макрокосма и микрокосма (т. н. Третий Авангард), либо к поглощению одного из них другим (Первый Авангард). Нанофутуризм же апеллирует к соразмерности макро- и микрокосма, достаточному для их успешного взаимодействия.

Таким образом, основными отличиями нанофутуризма от классики является особое внимание к малым самодостаточным нарративам, сближение жанров и стилей в искусстве, особое  внимание к технической сфере, которое принято отделять от искусства. От авангарда  нанофутуризм отличен, прежде всего, отсутствием стремления к деконструкции чего-либо, стремлением к сохранению миров и целостностей через их сжатие.

 

Примечания.

1. Иванников С. Журнал Asa№21: вместо рецензии //www.arahau.ucoz.ru (дата обращения — 17. 01. 2018).

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка