Религиозно-философская концепция и основные вехи биографии Ксении Атанасиевич
Сергей Ряполов (06/12/2015)
В статье рассматривается основные вехи биографии и философская концепция сербского философа Ксении Атанасиевич. Ее работы по истории философии, этике, эстетике, логике, психологии публиковались на сербском, английском, французском, немецком языках, при этом оригинальная философия Ксении Атанасиевич практически не известна в России.
Надежда Петрович. Портрет Ксении Атанасиевич (1873 - 1915).
Русский философ В.Н. Карпов в изданной еще в начале 40-х гг. XIX в. работе «Введение в философию» указывал, что «философия особенно полезна, когда она имеет характер национальный» [3]. Если обратиться к сербской оригинальной философии, то особенное место в ряду сербских философов, безусловно, занимает Ксения Атанасиевич. И не только потому, что это тот самый, редкий пример женщины-философа, но, в первую очередь, потому, что благодаря, в том числе, ее усилиям в Сербии была сформирована национальная, оригинальная философия.
Ксения Атанасиевич родилась 5 февраля 1894 г. в Белграде. Отец Ксении Светозар Атанасиевич по профессии был врачом и руководил Центральной больницей в Белграде. Мать Елена Атанасиевич умерла при родах дочери, а когда Ксении было двенадцать лет, этот мир покинул отец будущего философа. Дальнейшим воспитанием Ксении занималась ее мачеха София Атанасиевич, работавшая преподавателем и давшая падчерице первоначальное философское образование.
Во время Первой мировой войны погибли старший брат Ксении и ее подруга, известный сербский художник Надежда Петрович. В юности у Ксении установились близкие дружеские отношения с сербским писателем Растко Петрович и его сестрой Надеждой. Надежда Петрович родилась 12 октября 1873 г. в Чачаке, а 1884 г. вместе с семьей переехала в Белград. Обучалась у Д. Кристича в Белграде, А. Ажбе в Мюнхене, а затем у Ю. Экстер. В 1900 г. состоялась персональная выставка Надежды Петрович в Белграде, а в 1910 г. в Любляне. Она участвовала в групповых выставках в Риме и Париже. В 1912 г. Надежда Петрович стала сестрой милосердия, а 3 апреля 1915 г., заразившись на фронте тифом, она умерла.
Без трагедии невозможна философия. В.В. Варава отмечает, что «сама потребность в осмыслении бытия может возникнуть лишь в ситуации возможной утраты этого бытия. Проблема смысла жизни возникает у существа, осознающего свою неизбежную конечность. Феномен смертности стимулирует смысложизненную рефлексию… Наличное содержит семя смерти, оно тленно, преходяще, не подлинно» [1, c. 33 – 35]. Он пишет: «Отсюда трагическое ощущение бытия» [1, с. 35].
Очевидно, будущее сербской мысли еще будет связано с философским осмыслением творческого наследия наиболее оригинальных представителей сербской культуры начала прошлого столетия, к числу которых, бесспорно, следует отнести Надежду Петрович и Ксению Атанасиевич. Как представляется, живопись Надежды Петрович является значимым явлением не только в контексте сербского искусства, но и в рамках сербской философской культуры. Если у философии есть будущее, то она не может позволить себе, выражаясь словами М. Хайдеггера, превратиться лишь в одну из университетских дисциплин [6, c. 116]. Постановка вневременных, вечных, «проклятых» вопросов, философское содержание в творчестве художницы, бесспорно, связывает перспективу сербской философии с обращением к имени и наследию Надежды Петрович.
Время изучения философии Ксенией Атанасиевич в Белградском университете связано с именем сербского философа, академика Бранислава Петрониевич, получившего признание в европейском научном сообществе. Требовательный и строгий к студентам профессор Петрониевич смог увидеть в молодой девушке философский талант и неофициально сделал ее своей преемницей. Однако первые же успехи Ксении Атанасиевич были омрачены поползшими сплетнями о ее любовной связи с учителем. Нужно отметить, что в дальнейшем Ксениея Атанасиевич постоянно сталкивалась с неприятием со стороны коллег, которые не могли признать женщину серьезным философом и ученым. В итоге, в 1936 г., не выдержав давления, она все-таки написала заявление об отставке и добровольно покинула университет.
В послевоенный период Ксения Атанасиевич подверглась репрессия со стороны официальных коммунистических властей. Она была арестована, а после освобождения лишена гражданских прав. Все книги ее авторства были включены в список запрещенных. Но все-таки она продолжала работать. К сожалению, на сегодняшний день найдены не все ее рукописи.
Первый значительный научный труд Ксении Атанасиевич был посвящен Джордано Бруно, во время работы над которым она занялась поиском редких источников о нем по всей Европе. В 1922 г. она, продемонстрировав блестящую подготовку, защитила свою работу о Джордано Бруно «Бруново учење о најмањем» как докторскую диссертацию. В комиссию, которую возглавлял Бранислав Петрониевич, так же вошли инженер, геофизик, климатолог, астроном, математик, разработавший, принятый Греческой и рядом поместных православных церквей, новоюлианский календарь Милутин Миланкович, историк религии, переводчик Веселин Чайканович и другие. Энциклопедия Британника включила докторскую диссертацию Ксении Атанасиевич как источник необходимый для понимания философии Джордано Бруно.
Ксения Атанасиевич провела большую работу по переводу важнейших текстов европейских философов на сербский язык. Так, она перевела на родной язык диалог Платона «Парменид», «Органон» Аристотеля, «Этику» Спинозы, работу австрийского психолога А. Адлера «Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека».
Центральной работой Ксении Атанасиевич принято считать «Философские фрагменты» (серб. «Филозофски фрагменти»). Существует мнение, что помимо известных двух частей Ксенией Атанасиевич была написана и третья часть, рукопись которой все же не была найдена. Написав в общей сложности более четырех сотен текстов, она разрабатывала проблемы связанные философией, историей, литературой, занималась вопросами психологии, этики, логики, писала работы по истории философии. Труды Ксении Атанасиевич публиковались не только на сербском, но и на иностранных языках. Так, например, уже в 1923 г. ее диссертация о Джордано Бруно была опубликована в Париже на французском языке под названием «La doctrine Metaphysique et Geometrique de Bruno». Так же следует упомянуть работу на немецком языке «Die gegenwärtigen philosophishen Strömungen in Jugoslavien – Der russische Gedanke», Internationale Zeitschrift für Philosophie, 1930 г.
Ксения Атанасиевич получала официальное приглашение преподавать в Америке, однако до конца своей жизни она оставалась верна Сербии и умерла в 1981 г. в Белграде. К сожалению, могила великого сербского философа была утрачена. Библиотеку, почти все научные материалы и часть личной переписки Ксения Атанасиевич завещала Музею Сербской православной церкви.
В России философское наследие Ксении Атанасиевич практически неизвестно. Вероятно, этому не стоит удивляться, поскольку мы еще не до конца открыли свою собственную, существовавшую оригинальную русскую философию, с которой, очевидно, напрямую связана перспектива будущей русской философии. Так, например, М.А. Прасолов отмечает, что русская религиозная философия «обычно ассоциируется с именами В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева и некоторыми другими, философия которых обозначается как «религиозно-философский ренессанс». Однако есть и другая, не менее оригинальная и вполне самостоятельная традиция отечественной философской мысли… Обозначим ее как русский метафизический персонализм» [5, c. 85]. Тем не менее, о ней сегодня не всегда в полной мере имеют представление даже профессиональные историки философии.
Обращение к философскому наследию Ксении Атанасиевич, все же, представляется важным не только для Сербии как путь к возрождению и развитию оригинальной сербской философской традиции, но и для России, поскольку только так, обратившись к культуре очень близкого русским исторически, религиозно, этнически народа, русские могут лучше понять оригинальность своей культуры, своей национальной мысли, особенность уникальных русских архетипов, таких как соборность, русское восприятие смерти, русская метафизика пространства и т.д.
Список литературы:
-
Варава В.В. Россия и Америка: два отношения к смерти / В.В. Варава // Воронежская беседа. – Воронеж: Издательство Воронежско-Липецкой епархии, 2000. С. 32 – 46.
-
Вулетић, Љ. Живот и мисао Ксеније Атанасијевић / Љ. Вулетић. – Београд, 2005.
-
Карпов В.Н. Введение в философию / В.Н. Карпов. – СПб.: В типографии И. Глазунова и Ко, 1840. – VIII, 136 с.
-
Пантелић, И., Милинковић, Ј., Шкодрић, Љ. Двадесет жена које су обележиле XX век у Србији / И. Пантелић, Ј. Милинковић, Љ. Шкодрић. – Београд: НИН, 2013.
-
Прасолов М.А. Философия В.Н. Карпова и русский метафизический персонализм / М.А. Прасолов // Первые церковно-исторические Митрофановские чтения в ВГУ. – Воронеж: Изд-во «Полиарт», 2012. – С. 74 – 87.
-
Хайдеггер М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – М.: Наука, 1989. – №9 – С. 116 – 157.
Последние публикации:
Высшая скорбью и высшая сладость: антиномия в вопросе о смерти в русской нравственной философии –
(02/07/2018)
И.С. Тургенев и русский платонизм –
(06/02/2018)
Английский вопрос в философии «людей сороковых годов» –
(30/08/2016)
Дом-Музей Сергея Николаевича Дурылина в Болшеве –
(08/06/2016)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы