Последний в жизни февраль
АНДРЕЙ ГОЛОВ обычно систематизировал свои стихи. То, что было написано в один день, расходилось по разным циклам и темам. Такова авторская воля – публиковать тематическими блоками. Сегодня мы совершим невозможное – соприкоснемся со святая святых поэзии – увидим, сколько стихов и с какими временными промежутками Андрей Голов написал за последний в своей жизни февраль, как он переходил от темы к теме – каждый день и весь этот месяц, что его увлекало и волновало. Впереди оставалось ещё шесть месяцев жизни, болезни, поэзии.
В первый день года Андрей всегда создавал стихотворение, часто – не одно. Это первое стихотворение воспринималось как поэтическое благословение на весь год. Но в последние месяцы жизни стихи писались не каждый день и даже не только из-за болезни, но оттого, что дух просил молитвы и стихи уступали ей место. Поэзия – лишь служанка и проводник души к небесным высям. Её задача – открыть нам высшую форму духовного делания – молитву. К сожалению, я тогда этого не хотела понять. Просила стихов. И стихи рождались – Господи, благослови Вас их постичь. Царство небесное Андрею!
Светлана Герасимова-Голова
Преображение Господне. Икона. 15 в. Кирило-Белозёрский музей.
Тропарь св. Ефрему Cирину
Како дух стяжать мирен,
Предержащих власть чтя?
Батюшка Ефрем Сирин,
Чтущим помози тя.
Высоки твои меры,
Величав твой строй струн –
Даждь нам хоть зерно веры,
Просим: тать, блудник, лгун.
Молимся, поем, плачем,
Поборая их рать –
Только вслед козлам скачем,
А не мудрецу в стать.
Выстроились их рати
Выше и стройней пальм:
Руку протяни, святе,
Заслони щитом псальм,
Чтоб отпряли прочь мымры,
Канув за земной круг,
Прореки свои мимры,
Дабы посветлел дух.
Се – крыла простер Сирин,
Гамаюн вспорхнул прочь...
Батюшка Ефрем Сирин,
Помоги прейти ночь
И, склонив свои главы
В страшный и святой час,
Утре встретить луч славы
Спаса, что тебя спас.
10.II.
Белые стихи
Как белыми стихами ни бели
Пергаменты и плиты l’histoire –
Избранник дев и шпаг еще не стар,
Коль счастлив он, узнав, что корабли
Из южной обамуренной дали,
Где воздух переливчат, как муар,
В пузатых трюмах привезли семь пар
Красавиц и мабли (или шабли).
Мистерия фаты и флердоранжа
Одним сулит шато и тайны рая,
Другим – камзол из рыбьей шелухи.
А по другую сторону Ла-Манша,
В пургу у кельтов трепет вызывая,
Висят на ветках белые стихи.
10.II.
Путь ко спасению
Не суемудрствовать, не искать аристотелевской
логики в логиях (рекше – реченьях) геронтов –
зело неискусокнижных,
обаче давно надевших нимбы
на испаханные крестьянским трудом головы,
а просто постараться подняться к ним
по осыпающейся тропке на склоне
одного из отрогов святыя горы Афон
и – веровать, что это –
единственный твой путь ко спасению.
Это – совсем просто, даже если
ноги тебе искусают до смерти
проворные змейки, притаившиеся в кустах терновника,
взор ослепит восковой череп святого,
представший из расселины в скале,
чтобы явить пример плодов покаяния
в трех локтях от твоих колен,
а ржавая цепь (времен богоспасаемого
и прóклятого правления Палеологов),
за которую ты будешь цепляться клюкой,
отдаст твоему рвенью
одно из своих звеньев
и – благословит тебя молитвенно падать
в бездну скальную куда дольше,
чем поднимался почти по ее склонам
и почти верил, что это и есть
тропа сокровенных старцев.
И только матовый осьминог
поймает твой крик своими присосками,
расскажет тебе перед вечным сном
что-нибудь минойско-ахейское
и через пару смен протата в Карее
поведает о скончевании твоих дней
учительным старцам откуда-нибудь
из Ватопеда или Ксиропотама,
когда ляжет перед ними в деревянной тарелке
вяленым и нарезанным на полоски
в какой-нибудь из постов.
10.II.
Созвездие божьей коровки
Божья коровка – летающий
Красно- или чернофигурный килик или тарелка
Для белого и черного хлеба,
Возносится ввысь, словно призрак, тающий,
Как фейерверка пятнистая перестрелка,
Где-нибудь на пороге иного мира и неба.
Смотри: ее пятнышки, словно ангелофания,
Возникая из ниоткуда, скользят по росе медвяной,
Сочетая и на воскрыльях, и в фасеточном взгляде
Хитросмысленные астрономические искания
И инстинкт, всякия твари данный
Божией славы ради.
И за полетом ее зрачками следуют
Пускай не ромеи и не лукавые греки,
Уставшие от военно-философической перепалки
Перед очередной обреченной победою,
Но тоже вполне человеки –
Ну, хоть бы ханьские хитроглазые хохоталки.
Ах, как ее крылышки стараются
Зачерпнуть вечность, унося в насекомом теле
Дар Творца и дарвиновы уловки! –
И на тверди небесной загораются
Точки нерукотворного, невиданного доселе
Звездосочетавания – Созвездия Божьей Коровки.
17.II.
Прекрасное
πέρι Βήζαντίον
...а я вам говорю, что Византия –
гордостное смирение, застенчивость напоказ,
И несчетные её лаики, спафарии и святые
Суть лишь затянувшийся на тысячу лет парафраз
Всего, что только возможно зачерпнуть крестом и потиром
В нищей гордячке Элладе, в Персии, в Палести-
не, чтобы потом перед целым миром
В свои вивлиофики отрясти и перевести,
И дать отлежаться, и обличить, как ересь,
И сжечь в иконокластских кострах,
И заново открыть, в граниты афонские вперясь,
И – облобызать апостольский след и прах,
Сердцем испив лучи Фаворского света
И – веками стоять в исихастском благом бытии,
Дондеже наидет комета,
Отражая хвостатые пророчествия свои
В смальтах и апсидах храма святыя Софии,
Дабы мнихи оплакали славу имперских побед,
Не подклонивши нимбы и брады седые
Под папский униатско-экуменический бред,
И разошлись по иным киновиям и иконам
(Горнего града взыскующе, дольнего отмета-
юще), осеняя и освящая прощально-долгим поклоном
Попущенные туркам святыни и созерцательные места,
Где можно бывало пребыть в трезвеньи и в духе
Пред солеей святости на стертом пороге времен
И, более не мысля о брюхе,
Строить молитвами неотмирный Византион.
20.II.
Ганза
Великолепной Ганзе не к лицу
Обмахивать своим парчовым стягом
Событий паутину и пыльцу
И нищете грозить всеобщим благом.
Ей дело – богатеть и набивать
Мошны, подвалы, закрома и доки,
И кораблей раздувшуюся рать
Стремить на Запад, холить на Востоке,
И особливо вдоль Европы. Кельт,
Финн, лях, эст, швед – встречайте эти трюмы!
Ведь главное на свете – гольд и гельд:
Имущие их вдосталь – не угрюмы,
Но праведны и всем довольны. Соль
Вдоль христианска постническа края
Способна исполнять любую роль,
И очищая все, и осоляя.
Напяливай короны, короли,
Монахи, поборайте жало плоти!
Великолепной Ганзе до земли
Нет дела: может, вы его найдете?
Она – волна, простертая в века,
Она – русалка, фея и наяда,
И кроме возлебрежного клочка
Под склад и храм – ей сей земли не надо.
Путей своих селедочную нить
Она прервет невдолге и не вскоре,
А хоронить концы и гольд хранить
Куда надежней по-варяжски – в море.
20.II.
Бывые алтарники
Пока Лужков размашисто бушует,
Свалив на склад «Колхозницу с рабочим»,
Пусть батюшка Кураев повествует
Об Оригене, Рерихах и прочем,
Не к ночи будь помянутом. Столица
Косметикою новой штукатурки
Подводит храмы, чьи святые лица,
То бишь фасады, не играют в жмурки
С баблом исламо-русских. Подмалёвок
Иконы посвятительной над входом
Бесхитростен, но семинарски ловок,
Ввыспрь воспаряя над полу-народом
И полу-Русью. Эра храмостроя
Забрасывает краны, словно уды
Во Иордан, не брезгуя порою
Большим мешком апостола Иуды
Искариота. Божия ловитва
Не знает конституций и законов –
И длится, длится детская молитва
До всплеска плоти и игры гормонов.
И бывые алтарники, упрямо
Отталкивая стопочки и блюдца,
Уходят всемером из Божья храма,
Чтоб к старости вдвоем в него вернуться.
22.II.
Весенние стансы
Елеонские маслины
Очень долго стоять на ветру – рисковать простудить
Телеса, государственный миф или римский лабарум
И не думать, что Парки вот-вот оборвут твою нить,
Ибо в мире все деется недаром,
И безгрешных затмит покаянием óтмытый грех,
И лев рыкаяй днесь не обидит и малую птаху,
И молчальник окажется красноречивее всех,
Яже в ризах с амвона провещаху.
И молиться – труднее, чем веровать в силу меча,
И прощать – несравненней, чем зло усмиряти секирой,
Посему – возмолись, и да будет слеза горяча
Пред Христовой поруганной порфирой.
Посему – истопчи сон душевный, бесстудный твой сплин,
И пока еще дышит душа и рука твоя в силе,
Помазуй себя маслицем тех Елеонских маслин,
Что отжаты во Христовом точиле.
И толпятся зде верные, коих число – паче звезд,
Времена выжигают над Гробом Господним лампады,
И миры осеняет имперский с лабарума Крест,
И инаго оружия – не надо.
На ветру
(вариация)
Очень долго стоять на ветру – рисковать простудить
Телеса, государственный миф или римский лабарум
И не думать, что Парки вот-вот оборвут твою нить,
Потому что сошествие Божие было недаром,
Потому что слова омываются только слезой,
Тяготеющей капнуть на плинфы и дольнее лоно,
И алтарь, оплетенный живой виноградной лозой,
Веет на предстоящих дыханьем Сиона, Афона
И горы Елеонской. А ветер есть ветер: ему
Все равно – овевать ли резные крыла фенгуана
Иль хитоны апостолов, шедших в языческу тьму
Научити языки Христу воспевати: - Осанна!
Только ветру объять Палестинский каньон по плечу
И начать Бытие со словес двоесмысленно-вечных –
И малышка, ладошкой прикрывшая в храме свечу,
Непременно поставит ее Жениху на подсвечник.
Иконное исповедание
Верлибрические терцины
Плоская лепка складок на бедрах стоящих апостол,
утешение взора – ассист:
еже есть сказуемо – блики Фаворского света,
нить бытия в приснодевственных перстах Богоматери
на апокрифическом изводе Благовещения,
лещадки с лошадками – отрада Флора и Лавра –
и, разумеется, непостижная шапочка на главе
батюшки Спиридония Тримифунтского.
Се – нетварное рукотворствие,
спасение санкирем и темперой,
молитвословие киноварью, киновия лепоты
в лапотном мире плугатарей и рыбников,
чьи старцы отличествуют от святых апостол
лишь тем, что прожили долее оных
и меньше землицы обошли,
но тоже несумнительно видели Христа Бога.
Се – исповедание для философов и простецов,
бабушек, бающих невесть что и о ком,
и глазастых кошек, усевшихся на подоконнике
посреди гераней и прошлогодних верб,
чтобы зачерпнуть ноздрями ладан,
принять одну из коптских дохалкидонских поз
и пренебрежительно – с аналоя своей чистоты –
глянуть через плечо на кудлатого пса за оградой.
И когда эти доски в закопченной олифе,
безмолвно ораторствуя, начинают чин обновления –
с яви словно сползает завеса,
и левкас, аки протоиерей с двумя «отверстиями»,
являет миру нечто бесхитростно неотмирное,
держа его своими благостными ладонями,
потрескавшимися, словно кожа на дланях мучеников,
еже умучены в Декиево гонение.
22.II.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы