Принц и его двойник
-Видишь эти стены, Гамлет?
-Вижу.
-Там, за ними, интриги, коварство, спесь, ложь… Там ждёт тебя смерть…
Гамлет смотрит на своего двойника.
-Откуда ты? – спрашивает он его.
-Сам не знаю. Может быть, из алхимии текста.
Маленький Гамлет гоняется за стрекозой. Слюдяная, она вспыхивает на солнце зелёными и синими зигзагами. Мальчик не может её поймать.
Отец смотрит на него.
-Не удалось, сынок?
Мальчик расстроенно качает головою.
-Ничего. Главное, чтобы, когда вырастешь, не поймали тебя…
-А кто меня может поймать, папа?
-Разные соблазны. Их руки невидимы, а власть сильна. Интриги. Коварство. Много ловцов.
Два Гамлета у стен замка.
Двойник. Ты уже говорил с призраком?
Гамлет. Говорил.
Двойник. Будешь мстить?
Гамлет. Почему мстить? Восстанавливать справедливость.
Двойник. Похоже, это одно и то же.
Гамлет. Ты знаешь разницу?
Двойник. Я чувствую грань. Грань разницы. Справедливость мерцает, как та стрекоза, которую ты не поймал в детстве. А месть напоминает сырое мясо – и по цвету, и по сути…
Гамлет один бредёт по старому кладбищу.
Покосившиеся кресты и желтоватая местность.
Сине-свинцовое небо.
Гамлет. Все думают, я умираю на сцене. Я – бессмертен. Это тяжело - быть бессмертным. Не знаю, насколько осмысленно.
Могильщики работают.
Толстые, пузатые, красноносые.
Один из них. Благородный господин, дай на бутылку.
Второй. Да и на закуску бы хорошо.
Гамлет шарит в карманах.
Даёт им мелочь.
Могильщик. Ух ты! Здорово! Когда помрёшь, обещаем вырыть тебе отменную могилу.
Гамлет. Я не помру.
Могильщик. Все помирают.
Гамлет идёт дальше, говоря с самим собой:
-Не объяснишь им. Не объяснишь никому.
Небо сине-свинцово.
Облако, похожее на призрак.
Гамлет. Зачем отец рассказал мне правду? Знать правду порой – совсем не заманчиво.
Повозка, запряжённая клячами.
Серая ткань пузырится, качается…
Гамлет. Кто вы?
Возница. Ты и сам знаешь.
Гамлет. Артисты что ли?
Возница. Точно. Едем в замок. Разыграть историю Гамлета перед принцем Гамлетом.
Гамлет усмехается.
Глядит вслед повозке.
-Что ж, Гамлетов, вероятно, много…
Двойник подходит к нему.
Двойник. Ну как, не устал ловить иллюзии?
Гамлет. Лучше ловить стрекоз.
Двойник. И разговаривать с могильщиками – да?
Гамлет. Особенно, если они тебя не знают. Как не знает актёр-возница.
Двойник. Как не знают стрекозы, бабочки, пчёлы…
Гамлет. Пчёлы – это летающие цветы.
Двойник. К чему ты это? Скорее уж летающие цветы – бабочки.
Гамлет. Я знал одну бабочку. Но она утонула.
Гамлет в зале. В канделябрах горят свечи. Гамлет пишет. Бумаги покрывает крупный, энергичный почерк.
Офелия. О чём ты пишешь, Гамлет?
Гамлет. Я пишу трагедию. Трагедию о Гамлете, принце Датском.
Офелия. Неужели?
Гамлет. Да-да. О мальчике, ловившем стрекозу.
Офелия. Всего лишь?
Гамлет. Да. Мальчик не поймал его. А отец объяснил ему, что главное в том, чтобы потом не поймали его самого.
Офелия. И как?
Гамлет. Его поймали… Иллюзия, предательство, малодушие… И вообще я стар и толст, как шекспировский Гамлет!
Смеётся.
Повозка едет.
Матерчатый верх её мотается на ветру.
Гамлет стоит у дороги.
-И как ваша пьеса, актёры?
Возница-актёр. Прошла с успехом. Боюсь, с чрезмерным.
Гамлет. Что ж, не-успех был бы тебе больше по нраву?
Возница-актёр. Нет-нет. Просто боюсь, не натворил бы чего принц. Не в меру впечатлителен он…
Гамлет. Ладно, не натворит. Желаю тебе встречи с другим принцем.
Возница. Ага.
Телега уезжает.
Песчаная местность.
Кладбище вдалеке.
Появляется двойник.
Двойник. Что? Опять на кладбище.
Гамлет. Нет, уже было. Тысячу тысяч раз. В сущности – вечность.
Двойник. А может быть, вечность это всего 49 лет?
Гамлет. Это, смотря потому, как кто мчится. Я, например, мчаться никуда более не хочу.
Двойник. И то дело. Тогда я пойду во дворец, играть твою роль.
Гамлет. Это пожалуйста…
Двойник идёт по дороге, в том направлении, в каком уехали актёр.
Всадник навстречу.
Худ, аскетичен лицом.
Гамлет. Кто ты, всадник?
Всадник. Антоний Блок. Так, кажется, меня звали.
Гамлет. Почему кажется?
Всадник. После Палестинских походов, встреч со смертью, участия в фильме, который видели миллионы, начинаешь сомневаться… и во времени, и в своей реальности.
Гамлет. Я тоже страдаю подобным.
Всадник. Значит, поймёшь меня.
Гамлет. А куда ты?
Всадник. Сейчас, скорее всего никуда. Просто еду, чтобы ехать.
Гамлет смеётся.
Всадник. Что ты?
Гамлет. Ничего. Просто я иду, чтобы куда-нибудь идти.
Всадник. Если бы у тебя был конь, мы могли бы ехать вместе.
Гамлет. Когда-то у меня было много коней…
Всадник. Да?
Гамлет. Ага. И даже королева пила за моё здоровье. Правда, она была моей матерью.
Всадник. Вот как? Значит, ты принц.
Гамлет. Увы.
Теперь смеётся всадник.
Всадник. Я тоже не очень рад тому, что я рыцарь. Итак, вместе нам не идти.
Гамлет. Пожалуй, нет.
Всадник. Тогда прощай.
Гамлет. Прощай.
Пыль клубится за ускакавшим всадником.
Гамлет и Двойник идут по дороге.
Двойник. И как тебе?
Гамлет. Что?
Двойник. Ну… вообще…
Гамлет. То, что жизнь упёрлась в бессмертье – скучно, вероятно. Человек не предназначен для бессмертья.
Жёлтая дорога меж холмов.
Идёт Гамлет в одежде, напоминающей монашескую.
Он один.
Он всегда теперь один.
Звучит грустная музыка.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы