Комментарий | 0

Принц и его двойник

 

 

 

-Видишь эти стены, Гамлет?
    -Вижу.
    -Там, за ними, интриги, коварство, спесь, ложь… Там ждёт тебя смерть…
    Гамлет смотрит на своего двойника.
    -Откуда ты? – спрашивает он его.
    -Сам не знаю. Может быть, из алхимии текста.

    
    Маленький Гамлет гоняется за стрекозой. Слюдяная, она вспыхивает на солнце зелёными и синими зигзагами. Мальчик не может её поймать.
    Отец смотрит на него.
    -Не удалось, сынок?
    Мальчик расстроенно качает головою.
    -Ничего. Главное, чтобы, когда вырастешь, не поймали тебя…
    -А кто меня может поймать, папа?
    -Разные соблазны. Их руки невидимы, а власть сильна. Интриги. Коварство. Много ловцов.

    
    Два Гамлета у стен замка.
    Двойник. Ты уже говорил с призраком?
    Гамлет. Говорил.
    Двойник. Будешь мстить?
    Гамлет. Почему мстить? Восстанавливать справедливость.
    Двойник. Похоже, это одно и то же.
    Гамлет. Ты знаешь разницу?
    Двойник. Я чувствую грань. Грань разницы. Справедливость мерцает, как та стрекоза, которую ты не поймал в детстве. А месть напоминает сырое мясо – и по цвету, и по сути…

    
    Гамлет один бредёт по старому кладбищу.
    Покосившиеся кресты и желтоватая местность.
    Сине-свинцовое небо.
    Гамлет. Все думают, я умираю на сцене. Я – бессмертен. Это тяжело - быть бессмертным. Не знаю, насколько осмысленно.
    Могильщики работают.
    Толстые, пузатые, красноносые.
    Один из них. Благородный господин, дай на бутылку.
    Второй. Да и на закуску бы хорошо.
    Гамлет шарит в карманах.
    Даёт им мелочь.
    Могильщик. Ух ты! Здорово! Когда помрёшь, обещаем вырыть тебе отменную могилу.
    Гамлет. Я не помру.
    Могильщик. Все помирают.
    Гамлет идёт дальше, говоря с самим собой:
    -Не объяснишь им. Не объяснишь никому.
    Небо сине-свинцово.
    Облако, похожее на призрак.
    Гамлет. Зачем отец рассказал мне правду? Знать правду порой – совсем не заманчиво.

    
    Повозка, запряжённая клячами.
    Серая ткань пузырится, качается…
    Гамлет. Кто вы?
    Возница. Ты и сам знаешь.
    Гамлет. Артисты что ли?
    Возница. Точно. Едем в замок. Разыграть историю Гамлета перед принцем Гамлетом.
    Гамлет усмехается.
    Глядит вслед повозке.
    -Что ж, Гамлетов, вероятно, много…
    Двойник подходит к нему.
    Двойник. Ну как, не устал ловить иллюзии?
    Гамлет. Лучше ловить стрекоз.
    Двойник. И разговаривать с могильщиками – да?
    Гамлет. Особенно, если они тебя не знают. Как не знает актёр-возница.
    Двойник. Как не знают стрекозы, бабочки, пчёлы…
    Гамлет. Пчёлы – это летающие цветы.
    Двойник. К чему ты это? Скорее уж летающие цветы – бабочки.
    Гамлет. Я знал одну бабочку. Но она утонула.

    
    Гамлет в зале. В канделябрах горят свечи. Гамлет пишет. Бумаги покрывает крупный, энергичный почерк.
    Офелия. О чём ты пишешь, Гамлет?
    Гамлет. Я пишу трагедию. Трагедию о Гамлете, принце Датском.
    Офелия. Неужели?
    Гамлет. Да-да. О мальчике, ловившем стрекозу.
    Офелия. Всего лишь?
    Гамлет. Да. Мальчик не поймал его. А отец объяснил ему, что главное в том, чтобы потом не поймали его самого.
    Офелия. И как?
    Гамлет. Его поймали… Иллюзия, предательство, малодушие… И вообще я стар и толст, как шекспировский Гамлет!
    Смеётся.

    
    Повозка едет.
    Матерчатый верх её мотается на ветру.
    Гамлет стоит у дороги.
    -И как ваша пьеса, актёры?
    Возница-актёр. Прошла с успехом. Боюсь, с чрезмерным.
    Гамлет. Что ж, не-успех был бы тебе больше по нраву?
    Возница-актёр. Нет-нет. Просто боюсь, не натворил бы чего принц. Не в меру впечатлителен он…
    Гамлет. Ладно, не натворит. Желаю тебе встречи с другим принцем.
    Возница. Ага.
    Телега уезжает.
    Песчаная местность.
    Кладбище вдалеке.
    Появляется двойник.
    Двойник. Что? Опять на кладбище.
    Гамлет. Нет, уже было. Тысячу тысяч раз. В сущности – вечность.
    Двойник. А может быть, вечность это всего 49 лет?
    Гамлет. Это, смотря потому, как кто мчится. Я, например, мчаться никуда более не хочу.
    Двойник. И то дело. Тогда я пойду во дворец, играть твою роль.
    Гамлет. Это пожалуйста…
    Двойник идёт по дороге, в том направлении, в каком уехали актёр.
    Всадник навстречу.
    Худ, аскетичен лицом.
    Гамлет. Кто ты, всадник?
    Всадник. Антоний Блок. Так, кажется, меня звали.
    Гамлет. Почему кажется?
    Всадник. После Палестинских походов, встреч со смертью, участия в фильме, который видели миллионы, начинаешь сомневаться… и во времени, и в своей реальности.
    Гамлет. Я тоже страдаю подобным.
    Всадник. Значит, поймёшь меня.
    Гамлет. А куда ты?
    Всадник. Сейчас, скорее всего никуда. Просто еду, чтобы ехать.
    Гамлет смеётся.
    Всадник. Что ты?
    Гамлет. Ничего. Просто я иду, чтобы куда-нибудь идти.
    Всадник. Если бы у тебя был конь, мы могли бы ехать вместе.
    Гамлет. Когда-то у меня было много коней…
    Всадник. Да?
    Гамлет. Ага. И даже королева пила за моё здоровье. Правда, она была моей матерью.
    Всадник. Вот как? Значит, ты принц.
    Гамлет. Увы.
    Теперь смеётся всадник.
    Всадник. Я тоже не очень рад тому, что я рыцарь. Итак, вместе нам не идти.
    Гамлет. Пожалуй, нет.
    Всадник. Тогда прощай.
    Гамлет. Прощай.
    Пыль клубится за ускакавшим всадником.

 

    Гамлет и Двойник идут по дороге.
    Двойник. И как тебе?
    Гамлет. Что?
    Двойник. Ну… вообще…
    Гамлет. То, что жизнь упёрлась в бессмертье – скучно, вероятно. Человек не предназначен для бессмертья.

    
    Жёлтая дорога меж холмов.
    Идёт Гамлет в одежде, напоминающей монашескую.
    Он один.
    Он всегда теперь один.
    Звучит грустная музыка.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка