Комментарий | 1

4 ноября - ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. С ПРАЗДНИКОМ, РОССИЯ!

Анонс

 

Филипп Москвитин. Минин и Пожарский.
 
 

Победа над поляками в 1612 году положила конец Смуте на Руси. К власти пришла династия Романовых.  В честь этой победы в 1613 году Михаил Федорович учредил День очищения Москвы от польских интервентов. Его сын Алексей Михайлович объявил этот день церковно-государственным праздником через 36 лет. В церковный календарь он вошел как празднование в честь Казанской иконы Божией Матери — покровительницы ополченцев.

От "Топоса" ожидаешь поинтереснее и поглубже, однако.

 

Заметки на полях Дня народного единства. (От Дм.Евстафьева) 

У меня странное отношение к этому празднику. С одной стороны, мне ближе атмосфера 7го ноября. Сурового на холодном ветру кумача, парада и праздничного «заказа» с банкой красной икры «лососевых рыб» с работы у отца. На параде был один раз школьником – помню до сих пор.  
Детство…. И никуда от него не деться. Никогда и никуда.
Но пожив и прожив, понимаю все несколько иначе. Историк все-таки. От этого тоже никуда и никогда не деться. 

Было ли 7 ноября рождением чего-то нового? Включу историка: скорее, зачатием, результатом которого через муки и боль к середине 1930х годов родилась новая страна с явно проступающими сквозь советскость чертами Империи. Ну а сам по себе день 7 ноября (25 октября по старому стилю) был скорее одной из завершающих, хотя еще и далеко не финальной точкой крушения старой российской государственности. Финальная точка, была не в Петрограде, а в Москве в районе 15 ноября, когда закончились уличные бои.

А, вот, 4 ноября, - гораздо более сложный и важный сейчас символ для нашей страны. 
В этот день не просто Ополчение К.Минина и Дм.Пожарского изгнало пробавлявшихся каннибализмом поляков из Кремля. В этот день Земля взяла окончательный верх над «элитой». Собственно, Смута, начиная еще с конца 16 века была обычным боярским (как бы сейчас сказали, - «элитным» междусобойчиком), когда роды и кланы не увидели нарастания военной угрозы по границам страны, упустили начало масштабного социального кризиса в стране в результате голода 1601 – 1603 гг. И получили трехстороннюю интервенцию в страну на фоне разложения военной организации, дикий социальный кризис и децентрализацию страны, когда очагами жизни стали укрепленные монастыри, - символ не политической, а именно духовной власти. 

И это – первая зарубка на память. Вера, духовная сила – важнее и устойчивее политической. 

Политика тогдашней России полностью оторвалась от потребностей страны. Боярские кланы играли в свои политические игры вообще не задумываясь, что вокруг них, вокруг их поместий, вокруг ветшавшего Кремля с разбегающейся в разные стороны стражей и челядью. Собственно, поляков в Кремль привела именно российская элита. И в первый раз, и во второй, да и в третий. 

Тогдашняя российская элита в большей части мыслила себя частью привилегированного класса известной ей Европы, в особенности - Польши, остатков Литвы. Ей в принципе было все равно, кто будет даровать вотчины и кормления, - природный русский царь или иностранный правитель. Элита разрушала подлинную власть, считая, что сама сможет стать «властью», пусть даже и «по доверенности» от внешних сил. Отсюда, думается, и разгул самозванчества, причем самозванчества успешного. Если элите можно быть самозванной властью, то почему нельзя всем остальным?

Вторая зарубочка: разрушая власть, разрушители создают могильщиков не только для страны, но и для себя. Не верите - прочитайте биографию Василия Шуйского.

В этом смысле Ополчение Минина и Пожарского было народным анти-элитарным движением, включившим в себя и сохранивших понимание того, что такое настоящая власть и зачем она нужна, представителей высших классов. 
Земля, Народ взяли дело освобождения страны в свои руки, не без труда решив военную часть задач. Но, увы, в основном проиграли «мир». Старые кланы, ввергнувшие страну в Смуту, сохранили свое влияние. И всего меньше, чем через 40 лет элита попыталась бросить Россию в тьму новой Смуты – раскола и «бунташного времени».  

И это третья зарубочка на память: мало выиграть войну. Надо выиграть и мир после войны. 

С другой стороны, Соборное Уложение 1649 год (через год после Голландской буржуазной революции, от которой в СССР отсчитывали «Новое время»), фактически, первая попытка Конституции в тогдашней Европе (Биль о правах в Англии – 1689 год) было колоссальным достижением. И оно тоже – результат победы Земли над Смутой и элитой.

https://t.me/dimonundmir/9525

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка