Слово о русском враче. Служение сердцем. Евгений Сергеевич Боткин
С благодарностью Денисовой Оксане Станиславовне за образ доктора Боткина
О русско-японской войне 1904-1905
Памяти Евгения Сергеевича Боткина
Книга «Свет и тени Русско-японской войны» Евгения Боткина была первым документом, запечатлевшим не только противостояние двух цивилизаций, но и впервые Евгений Сергеевич Боткин, последний Царский лейб-медик, открыл, быть может, тайну, этическую тайну милосердия российской цивилизации, тайну миссии служения милосердного врача «простому русскому солдатику». В книге «Свет и тени Русско-японской войны» – о множестве таких эпизодов. Вот один из них.
«Ляоян, 16 мая 1904 года, воскресенье.
На днях, при моем ночном обходе Георгиевского госпиталя, я нашел одного солдатика, Сампсонова, раненого в грудь и оперированного, – вследствие образовавшегося у него нарыва над печенью и гнойного плеврита, – в бреду и тяжелом состоянии. Он обнимал санитара, трогательно за ним ухаживавшего, и стонал. Когда я пощупал его пульс и погладил его руку, он потащил обе мои руки к своим губам и целовал их, воображая, что это его мать. Когда я пощупал его пульс и погладил его руку, он стал звать меня тятей и опять поцеловал мне руку. Я не мог лишить его этой потребности в ласке к родителям и тоже поцеловал этого безропотного и по этой безропотности высокого душой страдальца за родину…» [1, C. 14].
Сердечность русского человека, ценность строя русской души, эмоция, связующая его с миром. Эту главную ценность Евгений Сергеевич Боткин выделяет в простом русском человеке как врач. И впервые в иерархии ценностей берет ее доминантой в лечебное дело и решает, что русского солдатика нужно лечить в первую очередь сердечным к нему отношением, милосердием врача, «миловать» его сердце, или «баловать больного». Одну из лекций студентам в 1903 году Боткин посвятил вопросу: «Надо ли «баловать» больных?». На что сам же и ответил: «Кого же и баловать, казалось бы, как не больных, – так по-детски беспомощных и часто так по-детски милых?».
В 1902-1903 годах, одновременно служа в «своей общине святого Георгия» и в Мариинской больнице, Евгений Сергеевич читает лекции студентам третьего и пятого курсов Императорской Военно-Медицинской Академии. Кроме сугубо научных и специальных предметов, он посвящает студентов в особенности Служения врача; говорит о «высокой степени человеческого отношения к больным, которым отличается русский врач».
1 января 1898 года Евгений Сергеевич был назначен главным врачом Общины святого Георгия. Община сестер милосердия святого Георгия, состоящая под покровительством Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны, была любимым детищем доктора Боткина. Именно здесь медицинскому работнику вменялось в обязанность – «сердечное отношение» к раненым.
Солдатик, ребенок, царь! Как оказалось, в этом ряду в Служении сердцем русского врача нет ни исключений, ни привилегий. За каждым он последует до конца. Во время русско-японской войны в аду под Вафангоу доктор Боткин отпустит раненого шрапнелью в ногу фельдшера и заменит его на обстреливаемой японцами батарее. Следуя врачебному долгу, он последует до конца с царской семьей на расстрел в Ипатьевском доме в Екатеринбурге. Этому нет достоверных документальных подтверждений, вся жизнь Евгения Сергеевича подтверждением этому.
В ГАРФ хранится последнее, неоконченное письмо Евгения Сергеевича, написанное накануне расстрела и найденное расстреливавшими:
«Я делаю последнюю попытку написать настоящее письмо — по крайней мере, отсюда… Мое добровольное заточение здесь настолько временем не ограничено, насколько ограничено мое земное существование. В сущности, я умер, умер для своих детей, для друзей, для дела… Я умер, но еще не похоронен, или заживо погребен — все равно, последствия практически одинаковы…
Надеждой себя не балую, иллюзиями не убаюкиваюсь и неприкрашенной действительности смотрю прямо в глаза… Меня поддерживает убеждение, что „претерпевший до конца спасется“ и сознание, что я остаюсь верным принципам выпуска 1889-го года. Если вера без дел мертва, то дела без веры могут существовать, и если кому из нас к делам присоединится и вера, то это лишь по особой к нему милости Божьей…
Это оправдывает и последнее мое решение, когда я не поколебался покинуть своих детей круглыми сиротами, чтобы исполнить свой врачебный долг до конца, как Авраам не поколебался по требованию Бога принести ему в жертву своего единственного сына» [2].
Верность принципам выпуска Военно-медицинской академии 1889 года до конца.
Претерпевший до конца спасется!
Е.С. Бокин в зрелые годы.
Евгений Сергеевич Боткин отдал жизнь служению милосердием до конца, как и последний русский император.
Милосердием возрождается российская цивилизация сто лет спустя, служением сердца!
Список использованных источников
- Свет и тени Русско-японской войны 1904-5 гг. : (Из писем к жене) / Д-р Евг. Серг. Боткин. – Санкт-Петербург : тип. М.М. Стасюлевича, 1908. – 130 с.
- «Претерпевший до конца спасется»: врачебный и нравственный долг доктора Боткина. – Журнал «Православный вестник», №4 (107), 4 октября 2012. – Дата обращения: 27 февраля 2016.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы