Вячеслав Шевченко

цикл статей

 

ОБРАТНАЯ СТОРОНА НЕБЕС


 - так можно назвать поверхность небесного глобуса или обручей армиллярной сферы, позволивших человеку впервые увидеть свой мир с позиций космократора – извне. Они и сформировали центральный символ естествознания (образ атома), стягивающий собой все другие. В ХХ веке он стал общепризнанным символом научных сообществ. Однако не только физика – мы все живем в пространстве этого символа. Его история – это история умозрения, давшего нам в конечном счете физику, а с нею в придачу и весь онаученный мир. Но прежде всего это история театра. Только проследив европейские метаморфозы сцены, можно попытаться понять, чем чревато ее замещение экраном.

 

0. У ИСТОКОВ КОСМОЛОГИЧЕСКОГО ТЕРРОРА. Долго ли еще нам прозябать во Вселенной, которая становится все бессмысленней?

  
1. ПСИХОТРОНИКА . Куда (и откуда) человек смотрит, когда думает, будто смотрит в себя?

 

2. ТЕАТРОН. Форму нашего «умного зрения» воплощает античный театр.

 

3. ХОРЕЯ. Все символы наших искусств и наук сходятся к первобытной хорее.

 

4. ОБЪЕКТИВ. Римский театр принял форму объектива, открывающего вид на иллюзию.

 

5. ТЕОРИЯ. Греция переработала хореическое «колесо рождений» в колесо дедукции.

 

6. МАНДАЛА. Когда мысль перестает растекаться по древу, а собирается кругом и начинает вращаться колесом силлогизмов, наступает «осевое время» культуры.

 

7. ГНОМОН. История времени начинается с кружения по земле солнечных теней.

 

8. КОСМИЧЕСКОЕ КОЛЕСО. Символы современной физики и техники восходят к колесному механизму Анаксимандра.

 

9. ХОРЕОГРАФИЯ КОСМОСА. Античный космос – это «художество философов», изделие любомудрия на все времена.

 

10. АСТРОПСИХОЛОГИЯ. Астрология – соперница не астрономии, а психологии.

 

11. ХРАМ. В противовес театру храм обращает зрение человека вспять.

 

12. СФЕРИКА. Похоже, что Данте, предвосхищая усилия семиотики, описал устроение не средневековой, а всякой культуры.

 

13. МИСТЕРИЯ. Если уж изображать мир, так снизу доверху, от начала и до свершения времен.

 

14. ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. Во внутреннем мире символы действуют так же, как во внешнем – машины.

 

15. ПОЭТИКА МЕХАНИЗМА. Механические часы как символ новоевропейской культуры.

 

16. ПОЭТИКА РЕТОРТЫ. Античный космос преобразился в реторте.

 

17. КАРТИНА ПРОСТРАНСТВА. Концепция однородного пространства выработана художниками Возрождения

 

18. DEUS EХ MACHINA. Машина и символ соперничают друг с другом, открывая чудо реальности.

 

19. НАУКА МУЗЫКИ. В Средневековье музыка была полноправной наукой.

 

20. ТАЙНА ЛЕОНАРДО. Тайна Леонардо да Винчи – это тайна триединства науки, техники и искусства Нового времени, нераздельно и неслиянно собранных в лице богоборца.

 

21. ЗВЕЗДА ЛЕОНАРДО. Знание ли спасет мир, лежащий во зле?

 

22. МЕХАНИКА ЛЕОНАРДО. Механика Леонардо да Винчи читается как Библия естествознания.

 

23. ПОНЯТИЕ КООРДИНАТ. Всюду, где говорят о координатах, говорят также о зрении.

 

24. КООРДИНАТЫ ЛЕОНАРДО. Когда верша, какую Леонардо набрасывал на мир, возвращалась пустой, то на обратном пути она сплеталась в эмблему его «Академии».

 

25. ПЕРСПЕКТИВА ГАЛИЛЕЯ. Галилей переводил символические формы в экспериментальные установки

 

26.  ОТКРЫТИЕ ПРИРОДЫ.  Открытие природы – это этап истории зрения.

 

27. СИМВОЛИКА МЕХАНИКИ. Законы классической механики опираются на образы, близкие символам.

 

28. ГОРОД СОЛНЦА. Покуда мысль вдохновляется космическим образом совершенства, нам угрожает участь соляриев.

 

29. ВРЕМЯ ФАУСТА. Когда символы смешиваются с вещами, наступает время Фауста – звонарей «контркультуры».

 

30. ДЕМОН НАУКИ. Есть одно изображение духа познания, в каком ученый не может себя не узнать – «Меланхолия» Дюрера.

 

31. РОЗА И КРЕСТ. Полемика Кеплера с розенкрейцером Флуддом

 

32. СЦЕНОГРАФИЯ КЕПЛЕРА. В своей науке Кеплер раскрывается полнее, чем в своем гороскопе.

 

33. КОСМИЧЕСКИЙ КУБОК. Что символизирует «Космический кубок» Кеплера – Солнечную систему, чашу Грааля или шлем Мамбрина?

 

34. ПЕРСПЕКТИВА ДЕКАРТА. Экраны сознания по Декарту.

 

35. «ЗАД ОПЕРЫ». Двусмысленность картезианского зрения.

 

36. СЦЕНОГРАФИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ. Физические координаты от Галилея до Эйнштейна.

 

37. СЦЕНОГРАФИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ. Сцена физического познания по Н. Бору.

 

38. СФЕРОС. От эмпириков ангел схоронился в атоме.