Жизнь как есть:
Виктор Райков —
Летопись уходящего лета (15)
— Потом нагнало снегов и морозов, и в ожидании летних даров узнал я, что мне уже стало за тридцать – и впору что-то кому-то дарить самому. Накатанная колея твердела, принимая в себя новую ношу – Дело Всей Жизни. Кто-то, может быть, думает, что нужно его искать и выдумывать? – надобно только жить и ждать – и всё само по себе сойдётся как миленькое! Так у меня и вышло: заимел я в чужбинном доме свой письменный стол. Подарок жены, желавшей мне просто сделать приятное. Удобный, вместительный, стоял этот стол у окна с видом на лес, холмы и синие дали за ними. Как же такой стол и без писанины на нём?! (...)
(12/06/2025)
Онтологические прогулки:
Юрий Низовцев —
Почему без слова нет дела?
— Различие человека и животных особенно ярко проявляется в коммуникации тех и других. В частности, даже самые высокоразвитые животные не владеют словом, заменяя его в общении жестом и нечленораздельным звуком. Поэтому имеет смысл выяснить, почему и каким образом жесты и звуки, которые только и представляют средства общения для животных, дополнились словами и осмысленной связной речью, а в дальнейшем к ним присоединилась и письменность, и какую роль здесь играет образ и коллективный труд?
(12/06/2025)
Поэзия:
Андрей Голов —
О красоте и любовании ею (2)
— Интриган и притворщик, век-старик, \ Ты в усладу пресыщенному глазу \ Барбарис, как болонку, стричь привык, \ А из ивы печальной ладить вазу. \ Но румян твоих выцветшая пыль \ Лишь смешна на ветвях и майской травке. \ Как он прав, упоительный Делиль: \ Красота не нуждается в поправке! \ И никто не поймёт вечерний всхлип \ Загрустившей невесты-перестарка, \ Кроме древней черёмухи да лип \ В томной прелести аглицкого парка.
(10/06/2025)
Литературная критика:
Геннадий Муриков —
Записки «Смертяшкина»
— Книга Максима Лаврентьева, конечно, необычна для нашей критической литературы. Автор разыгрывает своего рода спектакль. В своё время известный литературовед Борис Бурсов (1905 – 1997) писал, что критика – это своего рода литература. А в литературе, как известно, все жанры хороши, кроме скучного. Хотя в «пьесе» М. Лаврентьева не все персонажи выглядят равно выразительными, но сама попытка написать спектакль в жанре критики заслуживает внимания и уважения.
(10/06/2025)
Жизнь как есть:
Наталия Кравченко —
Из цикла «Слишком личное". Невстреча
— Я просто купалась в лучах этого бесхитростного обожания, этих зашкаливающих эмоций. Мне не хотелось ни скромничать, ни смущённо опровергать. Мне так этого не хватало! Нам всем, поэтам, этого не хватает – того, к чему призывал Окуджава: «Давайте восклицать, друг другом восхищаться...» Не лести, не заказных панегириков, а вот таких откровенных восторгов, искренних слов понимания и любви.
(09/06/2025)
Поэзия:
Сергей Фофанов —
Друг мой певчий
— Сквозь стекло ветровое \ Затекает в машину дорога, \ С ней обочин неволя \ И заборов запойных подмога. \ Набегает нахально, \ Укрывая глаза поселенья \ Повседневной печалью, \ И кустами цветущей сирени. \ А потом исчезает, \ И манит горизонт разнополья; \ И мотивчик цепляет \ И царапает память небольно.
(09/06/2025)
Онтологические прогулки:
Нина Ищенко —
Платоновское влияние в «Очарованном страннике» Николая Лескова
— Лесков всегда интересовался идеями Платона. Книга «Платон в изложении Клифтона Коллинза» (СПб., 1876) была в личной библиотеке писателя. Анна Петрова в своей диссертации определяет несколько константных тем лесковского творчества, в которых заметно влияние Платона: знание как припоминание виденного в другой форме бытия, смерть и посмертное существование души, доступность философской истины каждому человеку, праведнический образ жизни. В текстах Лескова также неоднократно говорится о двойственности Сократа, сочетающего возвышенные и сниженные черты.
(06/06/2025)

Поэзия

6 июня. Стихи о Пушкине — Владимир Мялин (05/06/2025)
Один такой портрет передо мною, \ Малоизвестной писанный рукою \ Линёва, живописца; и на нём \ Закатным бледным обведён лучом \ Поэта облик: чуть зеленоватый \ Стеклянный взгляд с какою-то утратой \ Внутри себя, устало пухлый рот \ И бакенбард редеющий обвод… \\ Как тот волчок замучен и затравлен \ Ребятами – не так ли клеветой \ Он здесь разбит – и заживо ославлен, \ Но примирён с палитрой золотой?..
О красоте и любовании ею (1) — Андрей Голов (04/06/2025)
Розовый лотос ласкает пруд \ Дланью округлого блика. \ В ножнах зазубренный ржавый меч \ Царапается, как мышь. \ Но тщетно: все воины в старом саду, \ От мала и до велика, \ Любуются лепетом мэйхуа, \ Вдыхая рассветную тишь. \ Хозяин карпов сварил для гостей, \ Подать приказал вина, \ Дыню принес, и выломал сам \ Меда янтарный сот, \ Но из шестнадцати чаш на столе \ Не тронута ни одна: \ Завтра под струны первых лучей \ Невеста-мэй отцветет.
Венок сонетов «От мира вечное начало» — Эдуард Хвиловский (03/06/2025)
В веках воспета и перевоспета \ Влюблёнными миллион миллионов раз. \ Жива тогда, всегда, потом, сейчас, \ Дыханием её полна планета \\ И хоровод любых иных планет, \ Куда её доходит дивный свет. \ И всё на ней осознанно стоит, \ А если неосознанно, тем лучше: \ Тогда подъём и изверженье круче. \ И Змей извечный путь её хранит.
Четверостишные хроники (35) — Мих. Ковсан (30/05/2025)
Без загадки — отгадка, \ Без вопроса — ответ, \ Что-то неладно, \ Если мрак — это свет.
Душа моя слегка экстравагантна — Игорь Трофимов (28/05/2025)
то и дело крестить проезжающие внизу автобусы – \ странное занятие даже для странного человека – \ и просто людей, и – главное! – кареты скорой помощи \ вырисовывая словно очертания царских виньеток...
Charmante Catherine — Владимир Мялин (26/05/2025)
Скрипит органчик строгий, \ И звуки чуть слышны: \ «По Муромской дороге \ Стояли три сосны…» \\ То в хрип, то взвизгнет тонко… \ А девушке темно: \ На дальнюю сторонку \ Уехал друг давно. \\ Нарушил клятву милый \ Друг в дальней стороне… \ Скрипит органчик хилый, \ Вздыхает обо мне…

Проза

Cказки для меланхоликов — Эдуард Лабынцев (26/05/2025)
Феликс вырос в доброй-предоброй местности, все здесь дышит добром, бывает, лежит Феликс в смятой постели, и все ему слышится как по-доброму переговариваются между собой плоды и растения, камешки и птицы. Вот, одна пухленькая плодоножка, покряхтев, вытянулась и стала перешептываться с птичкой-корольком. О том, как бы им еще лучше поутру встретить Феликса, когда тот выйдет на улицу в белой маечке и мягких шортиках.

Онтологические прогулки

«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира — Нина Ищенко (02/06/2025)
...Все эти события нельзя объяснить на основе социального опыта, полученного в мирное время. Ситуация тихой провинциальной окраины между Украиной и Россией, в которой формировался опыт жителей Донбасса, кардинально переменилась в 2014 году, смешав миры и проявив потенциальные конфликты. В это время Демон войн покинул свой приют («Безумие, вышедшее из моря»). В стихотворении «В угрюмых городах рептилий» восстание русского Донбасса против украинского национализма описывается как классический змееборческий сюжет, битва купца Садко со змеем...
В чем причина именно информационной основы мироздания? — Юрий Низовцев (27/05/2025)
Без поступления информации развитие невозможно. Но сам по себе термин «развитие» применим лишь к живому, поскольку воспринимать, обрабатывать, использовать и передавать информацию способны только живые существа, имеющие соответствующий аппарат для этого, да и к бессмысленному неживому термин «развитие» неприменим. Неодушевленное способно только меняться под чьим-то воздействием. Поэтому, если взглянуть на мир с позиции влияния на него информации, то оно проявляется везде, и даже само время есть его продукт.

Литературная критика

Цифровая душа страха — Илья Бонтарев (03/06/2025)
...не порывая с классицизмом в теме страха, автор книги то и дело предлагает соответствующие эпиграфы, напоминающие о связи с традицией. «Не беспокойтесь, что не сумеете умереть: - цитирует от Монтеня, - сама природа, когда придет срок, достаточно основательно научит вас этому; она сама все за вас сделает, не занимайте этим своих мыслей…»
К 145-летию М. Кафки — Александр Балтин (28/05/2025)
Она умерла вместе с сыном, от испанского гриппа; она растворила в своих романах столько женского, что, представляется, увеличила знание об этой субстанции в мире.

Жизнь как есть

Мимолётности — Александр Балтин (05/06/2025)
Нитки воспоминаний всё объединяют в целостность, и то, что больница была десять лет назад, не отменяет ощущения: вчера… Вчера: малышу было два, когда я попал, как раз день рожденья, писал эсэмэс: Телом в больнице, душою с вами… Тоска по малышу, ведь мальчишке сегодня одиннадцать. Хочется снова гулять с ним, крохой, носить на шее, читать ему… Хочется вернуть время, а оно, стремительное, уносится туда, где тебя нет...
Из цикла «Слишком личное". Девушка в сиреневом берете. Фотограф — Наталия Кравченко (04/06/2025)
Он писал обо всём, что было ему дорого. И особенно запомнилось одно письмо, похожее на исповедь, где он рассказывал в стихах историю своей первой любви – о встрече с девушкой в сиреневом берете...
Из цикла "Слишком личное". Поцелуй — Наталия Кравченко (30/05/2025)
...каждый год в новогоднюю ночь он звонил и говорил мне слова поздравлений, которые, в общем, тоже ничем не отличались от дежурных пожеланий друзей и знакомых, если бы не тон особенной теплоты и искренности, что всегда было для меня важнее самих слов.
Летопись уходящего лета (14) — Виктор Райков (29/05/2025)
...В детском саду, в «тихий час» я лежал без сна и не постигал, как может храпеть в нелепой позе мой сосед, только что навернувший три тарелки манной каши? Почему не обуревают его, как меня, неясные мысли об узорах на потолке? – будто хотели изобразить крокодилье стадо, но не хватило на всех густой извёстки. Я словно питался этими видениями, ассоциациями, извлекая крошки калорий из странностей мира вокруг. Откуда они? почему нежданно переиначивается всё замышленное людьми? – вещное, полезное, вкусное – и сминается в эти не требующие стараний случайные бестелесные знаки...
Летопись уходящего лета (13) — Виктор Райков (23/05/2025)
Но совершил он в жизни одну непростительную ошибку: чтобы её избежать, был он слишком гуманитарий и верил в силу человечьего духа. А это опасно! Из-за этого человек склонен искать в себе комплекс вины и наказывать свой организм – к примеру, вегетарианством. Могут такое вынести только люди-мощные-кряжи, типа Льва Толстого. А для таких как наш автор – рахитичных, рефлексивных, ранимых, боящихся женщин – недостаток мясной пищи есть «Приговор» и туберкулёзный «Процесс». И посему, если вы любите творить по ночам, не скупитесь на жиры и белки! И получите шанс скучновато свои романы завершить. Наш писатель от Бога ни одного романа не завершил – и от того они только выиграли, – но вам так не суметь.
Поделись
X
Загрузка