Жизнь как есть:
Наталия Кравченко —
НЕПРИДУМАННЫЕ РАССКАЗЫ. ...Тем больше люблю собак
— Когда-то, ещё на заре бытия, до первой пролитой крови, мир ощущался как единый организм, в нём циркулировали соки, роднящие всё живое на свете. Люди, животные, птицы – составляли одну большую семью, некое вселенское братство. Это потом учёные стали утверждать, что человек – венец природы, что он произошёл от обезьяны. А когда-то считалось, что люди произошли от так называемых "жёлтых псов".
(12/07/2025)
Поэзия:
Владимир Мялин —
Три карты
— Два раза вышедши на вызов, \ И утвердив с галёркой связь, \ Старомосковская актриса \ В пустой гримёрке заперлась. \ В чепце сценическом и гриме, \ В воздушных рюшах старины, \ В морщинах старческих – бог с ними! – \ И как без них? Они нужны. \ Хотя бы вечером, для роли, \ А дома всё равно – одной. \ А утром – в театр: «чего же боле?», \ Что нужно старой да больной?.. \ Актриса в зеркало глядела, \ Рукой сухой стирая грим, \ Где немец кукле онемелой \ Грозился выстрелом своим.
(11/07/2025)
Онтологические прогулки:
Николай Куликов —
Бесконечность …или долгая, долгая дорога в небо. (Продолжение 6)
— Причинность и закономерность воспринимались как нечто противоречащее природе, ниспровергались как нарушение естественной свободы. Судьба, а не бездушные причинные связи правят миром! Молодой Эрвин Шредингер в 1922 году провозгласил освобождение от предрассудка абсолютной причинности, выражая свои мысли буквально в моральных (квазиморальных у Формана) выражениях, по существу проецируя их на социальные отношения.[6] Макс Борн весной 1928 года, бичуя причинность как детерминизм, утверждал, что «такая концепция природы является детерминистской и механистической. В ней нет места свободе любого рода, будь то воля или высшая сила».[7] Примечательно, что крайность тотального механического детерминизма прошлого периода с его простыми и «очевидными» взаимосвязями заменялась противоположной крайностью, в основе которой была тёмная стихия и «наслажденье битвой жизни».[8]
(10/07/2025)
Искусство:
Леонид Болотин —
Памяти живописца Павла Рыженко
— ...В ту пору шла подготовка первой общедоступной персональной выставки П.В.Рыженко в Доме художника на Крымской набережной — в «Новой Третьяковке». Беседовал с Павлом и перед выставкой, и в ходе её проведения, а так же с её духовными и деятельными организаторами.
С тёплым сердцем вспоминая прекрасного человека и в моей ценностной шкале великого русского художника Павла Викторовича Рыженко, хочу предложить читателям «Топоса» отрывки из моих интервью с ним.
(10/07/2025)
Онтологические прогулки:
Николай Куликов —
Бесконечность …или долгая, долгая дорога в небо. (Продолжение 5)
— Судя по всему, никаких твёрдых частиц не существует. Никаких шариков, которые рисовались воображению Демокрита, нет. Диаметр атома водорода – 10-12м, диаметр его ядра – 10-17м. Разница в 100.000 раз! Атом практически пуст (если понимать эту пустоту не как «ноль всего») и представляет собой крошечное ядро, окружённое электронами. Получается, что практически всё, что нас окружает, представляет собой пустоту (с учётом предыдущей оговорки), если точнее, некое пространство энергетических взаимодействий. И твёрдость тела не что иное, как проявление сил атомных взаимодействий.
(09/07/2025)
Жизнь как есть:
Виктор Райков —
Летопись уходящего лета (20)
— ...философия как раз и занимается реальностью – и потому бедна эмоциями, суха на восторги и вытрезвительно откровенна. Остерегайтесь философских фантазий и вдохновений – заведут они вас в недалёкую степь! И если взыграли они ненароком, либо сразу схлопните мыльный пузырь, либо надувайте до отказа – до какого-нибудь гегелевского «саморазвёртывающегося Духа» – и потом уже не жалейте веселящего газа! Реальное – это то, что мы видим, если смотрим куда-то – но лишь до тех пор, пока пристально и самоуверенно не вглядимся в него. И тогда начинает смеяться над нами реальность: одуряет нас и пьянит, и двоит всё в наших глазах на нечто реальное и нечто ментальное.
(09/07/2025)
Поэзия:
Игорь Трофимов —
Идём по Пушкинской с лихими воробьями
— идём по Пушкинской с лихими воробьями \ весёлый ветер треплет перистую грудь \ и солнце бережно любовью омывает \ да жизнь застенчиво нашёптывает суть
(08/07/2025)
Литературная критика:
Нина Щербак —
О переписке А.П. Чехова и А.М. Горького
— "Мне не все нравится, что он пишет, но есть вещи, которые очень, очень нравятся, и для меня не подлежит сомнению, что Горький сделан из того теста, из которого делаются художники. Он настоящий" (А.П. Чехов - Ф. Д. Батюшкову. 24 января 1900 г.)
(08/07/2025)
Поэзия:
Елена Янушевская —
«Искусство – в сердце быть занозой...»
— Мне помогает – просто знать, \ как ты бросался на кровать, \ как просыпался утром рано \ и за пейзаж хватался рьяно, \ чтобы до точки распознать, \ где форте охры, где – пиано... \ И невозможно не грустить, \ и нужно всем и все простить \ за то, что, без ума и босый, \ там, где к утру созрели росы, \ любил Ван Гог ходить-бродить.
(07/07/2025)
Жизнь как есть:
Наталия Кравченко —
НЕПРИДУМАННЫЕ РАССКАЗЫ. Человек с молоточком. Непрощённое воскресенье
— «И, всхлипывая, затихнуть, как в детстве, когда простят» (Цветаева). «Ты не знаешь, что тебе простили», – писала Ахматова. Бродский говорил, что у него всю жизнь в памяти эта её строка из «Шиповника». Это не только о себе. Это ответ души на существование. Прощающий всегда больше обиды.
(07/07/2025)

Поэзия

Четверостишные хроники (37) — Мих. Ковсан (01/07/2025)
Сливки общества прокисли, \ С ними все благие мысли, \ Пить нельзя и жалко вылить, \ Ох, дилемму не осилить.
Длиннее на 1440 минут — Наталья Перстнева (30/06/2025)
В долгие дни черноморского лета, \ В мягкой тени благодатного сада, \ Как бы читали великих поэтов! \ Как бы хранили невинную радость! \\ Как бы легко пропускалась сатира, \ Были понятны и люди, и звери, \ Как бы звучала вся музыка мира! \ Если бы смерть не стояла под дверью. \\ (...) Как искрометно бы строились планы, \ Как презиралась бы сверхосторожность \ И не имели значения раны! \ Если бы смерть не смеялась в прихожей.
Памяти поэта Олега Вулфа — Эдуард Хвиловский (25/06/2025)
Ты бывал-ночевал \ на игольчатых северных койках, \ на Саянских вершинах \ и в жижах синюшных болот, \ буревал-горевал \ на развалах и замковых стройках, \ пировал-ликовал, \ набивая печалями рот. \ Я дарю тебе флаг \ и погон золотые полоски, \ золотое перо \ и расцвеченный кабриолет. \ Не сдаются «Варяг» \ и твои золотые наброски, \ как и всё что вокруг \ тебя есть и чего уже нет.
Неразделимое — Владислав Шуршалов (23/06/2025)
И друг — не друг, и враг — не враг. \ Мой новый бог из старых саг. \ А завтра что, Авессалом? \ Кто под крестом, кто под стволом? \\ И дух — не дух, и плоть — трава. \ Цветут акаций острова. \ Не оборвать, не растолочь. \Узор огней венчает ночь. \\ И жизнь — не жизнь, и смерть — не смерть. \ Всё кверх ногами сочесть. \ Персты проворны и грубы — \ Прядите, мойры, нить судьбы.

Проза

Намёки — Евгений Попов (27/06/2025)
Одна злободневочка мечтала произвести фурор. И столько она нафурорила, столько назлободневила, что образовалось, наконец, ответное показательное информационное облако плазмы, вызвавшее критическую массу кривотолков.
Закон суров, но закон. Дела № Х — Наталья Симон (26/06/2025)
Кто виноват, если грабит каждый — понемногу? Суд над выживанием в разрушенном мире, где мародёрство стало не преступлением, а привычкой.

Онтологические прогулки

О проявлении личности в массах — Юрий Низовцев (01/07/2025)
Личность, присущая человеку, отнюдь не одинока. Она сочетается в нем с индивидуальностью. Но, в свою очередь, и обе они являются лишь внешним проявлением двойственности человеческого сознания, вследствие чего это существо способно с необыкновенной для природы скоростью менять и собственную личность, и себя в целом, то надевая личину благообразия, то сбросив ее, оказываясь фантастически жестоким и безжалостным, сокрушая всё вокруг ради решения неблаговидных задач или достижения химеричных целей.
«Квантовый скачок». Опыт о творческих состояниях (окончание) — Елена Янушевская (25/06/2025)
Формируя образы отличной от сложившейся реальности, разум отыскивает способ достижения цели – улучшения жизненной ситуации (хотя деструкция также может стать сознательной целью.) Взгляд в перспективу, иными словами, не просто атрибут сознания. Воображение – сущность разума.
«Квантовый скачок». Опыт о творческих состояниях — Елена Янушевская (24/06/2025)
Какой значимый вывод мы можем, по сути, сделать из того факта, что способность мыслить возможное – эволюционный инструмент выживания?
Формируя образы отличной от сложившейся реальности, разум отыскивает способ достижения цели – улучшения жизненной ситуации (хотя деструкция также может стать сознательной целью.) Взгляд в перспективу, иными словами, не просто атрибут сознания. Воображение – сущность разума.

Искусство

Ад декоративных. «Упакованные грёзы. Мода ар-деко из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева» — Ирина Димура (04/07/2025)
Охарактеризовать дух Interbellum,а как в искусстве, так и в литературе, выявить хрупкое равновесие его тенденций и противоречий в образе жизни и психологии, поставить под сомнение в его противоречиях призыв к новому порядку — амбиции настоящей работы. Конечно, в ней предсознательные импульсы, лежащие в основе очарованности историей.
Художественная выставка «35 лет коллекции музея». Музей современных искусств имени Сергея Дягилева, СПбГУ — Нина Щербак (03/07/2025)
"На выставке представлены вещи, которые охватывают разные периоды развития. Самая ранняя работа – ей более 60 лет. При таком диапазоне, – здесь есть даже немного цифрового искусства, – сюда приходит настоящая петербургская публика". Екатерина Денисова-Станюкович
«Наш авангард». О выставке в Русском музее Санкт-Петербурга — Ирина Димура (30/06/2025)
Эрос и Танатос в чистом виде: взрывные композиции, экспериментирование с формой и цветом, и… самим собой... Космическая философия, смешанная с восточными учениями, поиски идентичности в этнике и космополитизме. Искусство становится орудием пролетариата. Как булыжник. Как черный квадрат. (...) Смотреть обязательно. Да, тяжело. Требуется продышаться. И снова вступать в кипящую лаву противоречий.
(Нео)архаика. Живопись Яны Богдановой — Сергей Иванников (23/06/2025)
Реалистический тип эстетического созерцания создаёт окна в пространстве обыденности, глядя в которые мы можем видеть то, что к обыденному существованию не относится. Но сама обыденность при этом стремится к самосохранению. (Нео)архаическое искусство создаёт и транслирует потоки ощущений, в моменты погружения в которые обыденное исчезает.

Жизнь как есть

Летопись уходящего лета (19) — Виктор Райков (03/07/2025)
Затхей был большая голова. С его нажитыми капиталами и сотнями гектар лозы, от городка до самого моря, это надо же было так приглянуться новой власти, чтобы выдвинула она его в Почётные Консультанты по виноградарству! Из подхалимов, угодников он точно не был – и кто знает, что творилось в нём, когда со многим из нажитого пришлось, скрежеща зубами, расстаться. Кто он точно был, так это настоящий хозяин, не чета моему деду. Слыхал я от свидетелей той поры, как осенью в уборочную пору каждое утро запрягал он в бричку своего Орлика и объезжал владения – следил за рабочими, чтоб не осталось даже единой ягодки ни на кустах, ни на земле. «А приехавши в город и отдохнувши, – прибавляли свидетели, многозначительно щурясь, – ходил он в гости кое к кому...
Рассказы "Сластёна Дольский" и "Образ счастья" — Наталия Кравченко (01/07/2025)
Счастье – это не что-то из ряда вон выдающееся. Это то, что ты любишь, чем живёшь, чем дышишь, не замечаемое тобой, как воздух. До тех пор, пока не почувствуешь его нехватку и не начнёшь судорожно ловить губами памяти.
Летопись уходящего лета (18) — Виктор Райков (26/06/2025)
А дома у нас разгулялась в полудни теплынь. Приехал в отпуск, брожу по двору, ещё неостывшему саду, потом иду на берег лимана – и будто сразу начинаю прощаться, толком не поздоровавшись. Лето теперь минутный сон, а пробуждение – тихий звон утренних заморозков. Он благовестит к огромному чуду – каждому часу нашей жизни. Но как научиться их проживать не так же, как раньше – не замечая? Ещё недавно ничуть не страшился пустот в своём бытии, а теперь начинаю дрожать над всяким копеечным мигом. Но только быстрей оттого сливаются в струйки они и журча утекают сквозь пальцы.
Летопись уходящего лета (17) — Виктор Райков (23/06/2025)
Счастливое бытие не бывает однородным и длящимся, ибо станет тогда незаметным. Оно распадается на струйки, созвучия разных тональностей – чтобы одни попеременно оттеняли другие и мешались с обрывками мыслей, немыми вопросами, видами на кого-то, печалью о ком-то...

Лаборатория слова

«И сладок нам лишь узнаванья миг…» — Наталья Ганькина (27/06/2025)
…мы попытались разгадать тайны стихотворения Мандельштама, раскрыть свой «веер» смыслов. Космос культуры бесконечен. По словам С.М. Марголиной, поэт использует «прием ассимиляции чужих текстов для реконструкции собственной семантической реальности».
Футуристы. Взгляд из ХХI века — Геннадий Муриков (26/06/2025)
«Современное искусство не является более копией реальных предметов, оно поставило себя в иную плоскость, оно решительно перевернуло то понятие об Искусстве, которое существовало до сих пор». Ольга Розанова
Поделись
X
Загрузка