Химерические конструкции или конструирование химер
Валерий Вишневский (08/07/2015)
Когда я слышу утверждения,что можно и нужно что-то в человеке, народе, обществе сформировать, что-то внедрить, что-то создать, у меня возникают непроизвольно образы глины, горшечника и горшка, лесоруба "внедряющего" свой топор в дерево, мастера, создающего из набора винтиков и колесиков сложный часовой механизм. Эти образы влекут мою мысль к наивным вопросам: кто из нас глина, кто горшечник, кто горшок, кто сформировал самого горшечника,была ли хороша исходная форма,хорош ли был исходный материал, и не был ли формирующий пьян или после похмелья; кто дерево, кто топор, кто лесоруб; кто мастер, кто колесико, кто часы и, естественно, не были ли лесоруб и мастер в бодуне или после него?
Из простых вопросов возникает и простая контрреплика: господа-товарищи, прежде, чем сформировывать человека, элиту, капитализм,социализм, сформируйте для начала таракана, прусачка. Да из того материала, в котором в уже скрыто нет тараканьей формы, природы, т.е.который позволяет и готов принять любую форму. Да формируя, помните,что вместо таракана-прусачка - поскольку уму вашему неведомы первоначальные причины и условия бесконечного (поэтому они в принципе не могут быть ведомы,если, конечно, не "сосчитать" бесконечность) ряда событий и состояний бытия, стоящих за любым живым, естественно-природным тараканом - может сформироваться Тараканище, монстр, который, получив от вас способность сознавать и рассчитывать свои тараканьи инстинкты, начнет обедать не с вас, а с ваших близких - в благодарность за "сформирование".
Не хотите формировать прусачка? Так внедрите для личного удостоверения, так сказать, аподиктической очевидности, в себя самих нечто топористое или топориное - по вкусу. Ну а коль не способны сформировать простого прусачка, коль, когда вы не формируете, а просто трансформируете, у вас, как правило, получаются тараканищи, коль не желаете "внедрять" в самих себя топористое или топориное, то уж будьте добры, оставьте и мой народ, и меня в покое, не провоцируйте "бунта"осмысленного, но от этого не менее страшного.
Сказанное выше не отменяет обдумывания и практического повседневного решения проблемы дицеи, обоснования возможности и условий обновления, преображения, как исторического человека, так и исторического человечества, проблемы соучастия человека в претворении во времени того, что замыслил, задумал Бог относительно человека, человечества, всего тварного мира предвечно. Это требует смирения гордыни ума и воли. Требует самообуздания воли к принудительному осчастливливанию "темно-инертной" людской массы, ясного понимания, что все твои знания ничто перед беспредельной ширью и бездонной глубиной Истины Бытия, что твой опоясанный морем произвольных и темных страстей и желаний, предрассудков и пристрастий ум мал и слаб перед Умом и Словом замыслившим, сотворившим все сущее и позволяющим ему быть тем что оно есть - лежащим во лжи. Ибо истинным оно должно стать из собственного прислушивания к голосу Истины, а не из "внедрения" Истины Умом большим, чем ум человека извне, насильно, т.е. через убийство самобытия и самобытности человека и всего сущего, что допустимо для ума и воли, но недопустимо для Ума и Воли, противоречит их абсолютной и благой природе.
Когда я слышу или читаю слово "элита", то взгляд непроизвольно ищет отбросы, отсевы - весь оставшийся за элитарными "скобками" человеческий мусор, который (по самому смыслу элиты - лучшей по природе) не может стать элитой, так сказать, проклят Богом предвечно.
Вообще, если брать слова "формировать" и "элита" в их прямом значении, то «сформировать элиту» равносильно изготовить"круглый квадрат". Если же эти слова берутся в каком-либо другом смысле, то это надо прояснить, пояснить, интерпретировать.
Когда я слышу или читаю слово "идеология", то в сознании с автоматизмом инстинкта всплывает формула: "идеология есть ложное, т.е.иллюзорное сознание" (К.Маркс, К.Манхейм). Идеология, в отличие от идеи, всегда была, есть и будет сконструированной одними людьми для господства, властвования над другими людьми х и м е р о й.
Все услышанное и прочитанное утверждает меня в простой мысли, что формировать, изготавливать что-то из людей вопреки их воле и желанию, и даже при наличии этой воли и желания, могут лишь люди, подпавшие под гордыню ума и воли, соблазн самочинства. Они жаждут сбросить с себя "вериги" идущего из глубины собственного экзистенциально-онтологического истока, основания безусловного требования, "гласа Божьего" хранить СОВЕСТЬ относительно вещей, людей, самосущей Истины (Бога).
Из второго вопроса экспертной анкеты мне как-то душевно близки слова "русский" и "российский", и далеко слово "проект".
Слово "русский" для меня обозначает, репрезентирует, выражает исторический феномен со сложной онтологической структурой, иерархическим отношением.
Высшим пределом этого отношения является дух, духовный ритм, духовная интенция, смысло- и формопорождающий духовный порядок. Античная мысль обозначала этот духовный предел словом ЭТОС - стиль, способ, манера думать, оценивать и переживать, выбирать и решать, действовать и устраивать жизнь. В основе этоса лежит Идея - идеальный замысел Вечного и Безусловного относительно временного и условного. Следовательно, русский и как индивидуальная личность, и как народ устанавливается в текучем историческом бытии в той полноте, степени, энергии и силе, в какой он слышит, видит и претворяет в исторических действия-делах свою идею, свой этос, устанавливается настолько, насколько он соответствует своей идее, своему этосу.
Слово "русский" для меня обозначает, репрезентирует, выражает исторический феномен со сложной онтологической структурой, иерархическим отношением.
Высшим пределом этого отношения является дух, духовный ритм, духовная интенция, смысло- и формопорождающий духовный порядок. Античная мысль обозначала этот духовный предел словом ЭТОС - стиль, способ, манера думать, оценивать и переживать, выбирать и решать, действовать и устраивать жизнь. В основе этоса лежит Идея - идеальный замысел Вечного и Безусловного относительно временного и условного. Следовательно, русский и как индивидуальная личность, и как народ устанавливается в текучем историческом бытии в той полноте, степени, энергии и силе, в какой он слышит, видит и претворяет в исторических действия-делах свою идею, свой этос, устанавливается настолько, насколько он соответствует своей идее, своему этосу.
Низшим пределом этого отношения является биогенетический, психофизиологический субстрат, включающий и бессознательное, в котором воплощается русская идея, русский этос, который преображается в этом сопричастии по степени и глубине своих биогенетических возможностей и способностей. Этот субстрат античная мысль обозначала как ЭТНОС. Русский НАРОД является соборным целым, собранным и составленным (синтез) воедино из Этоса и Этноса на основе, внутри и для своей Идеи.
Нации, как они установились в современности, являются основными составляющими Этнического субстрата, Хойры народа. Мы думаем, что великороссы, малороссы, белорусы и червонороссы (русины) являются этническим многоединством, образующим в скрепе единого Этоса и в горизонте единой Идеи Русский Народ, русских как таковых. Любая редукция народа к этносу или, еще уже, к нации без взгляда на духовный Этос, на цельность всеобщей идеи, является в лучшем случае выражением физикалистско-рационалистической аберрации зрения, ума, а в худшем случае предательством "смердящего" сознания с его конститутивным:"Я всю Россию ненавижу".
Русская Идея есть идея Соборной Жизни в Правде и по Правде. Есть идея устроения Соборной Жизни, как Храма, в котором откровенная Истина Святого Речения, Истина рождения, жизни, крестной смерти и Воскресения Христа, Истина духовного опыта православных святых и подвижников, Истина соборного опыта жизни всего православного народа найдет свое земное место, Земной Дом, устроенный по образу и подобию Царства Божьего, Града Небесного. Земной и, поэтому, всегда сохраняющий несовершенство, всегда хранящий опасность падения в соблазн похоти, богатства за счет нищеты других, власти за счет бесправия других, величия за счет унижения других.
Русская идея (как это не раз было показано в наших совместных работах с В.В. Варюхиным) есть и идея Империи как Ограды Храма, его (Храма) хранительницы и защитницы от ворога. Русский язык, говоря Святая Русь, Земля Русская, говоря Россия, ясно фиксирует различение в народном сознании Храма-Земли и Ограды-Империи-государства. Российский - значит, находящийся внутри ограды, значит, имперский и занятый общим делом воздвижения Храма по уставу Русского Этоса, делом защиты Храма, или неучаствующим пользованием результатом сделанного или противостоянием этому делу внутри ограды, делом разрушения Империи, превращения Храма в сборище торговцев и менял, в скотный двор, в помойку для отходов мировой "цивилизации". Следовательно, и по денотату, и по смыслу слова "русский" - строитель Храма, имперскообразующий народ и слова "российский" - живущий под властью Империи и связанный ее целями и задачами, не тождественны. Их различение в проекте и логически и онтологически верно и оправдано.
Слово "проект" - как уже отмечалось выше - имплицирует образ социального мастера-инженера, образ людей в виде винтиков, колесиков, транзисторов, резисторов, интегральных схем и т.п., образ общества в виде мультимедийного технического устройства - механического рая для механических свиней. Проектов по сим причинам не измышляю, но любой диалог, если он во славу Руси-России и на погибель ее ворогам, одобряю и этой статьей в нем соучаствую.
Последние публикации:
Ново-европейский рационализм и феномен "смердящего" сознания –
(16/07/2015)
Философский смысл феоcиса –
(27/01/2015)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы