Гражданские войны, или первая часть книги <СМЕРТЬ ТРАГЕДИИ>, расположенная второй
Мы публикуем вторую подборку извлечений из новой поэтической книги Ильи Кутика «Гражданские войны». Первая подборка была обнародована в «Эгоисте» в рамках метаметафорческой декады не случайно — Кутик один из виднейших, как это принято говорить, представителей этого направления. Правда, постепенно Кутик ушёл в тень, занялся своей сугубо частной жизнью — сначала в Швеции, затем в Америке, и будто бы «потерялся» для российского читателя. Публикациями в «Эгоисте» мне хотелось бы стереть этот досадный пробел и вернуть в контекст одного из самых замечательных и замысловатых современных поэтов. Тем более, что в своей новой книге Кутик делает весьма интересную попытку выйти за рамки исторического процесса. Обращаясь к именам и реалиям давно ушедших времён, Кутик словно бы доказывает тезис Иосифа Бродского о том, что никогда ничего не меняется, и всерьёз можно говорить только лишь об истории костюма.
или первая часть книги «СМЕРТЬ ТРАГЕДИИ», расположенная второй
Ходасевичу. В память.
Страшно, Боже! Как же мне знаком сталактит под самым потолком. Я живу в отеле типа Ритз. (Штык он? шприц?) Как же страшно, Боже, и как трудно! Притяженье наше обоюдно! 17 июля 02 Отель «Маха», Прага
Поставившей свечу
Я был уверен, что ты мне поставишь свечку... Когда ты болен, ты окружен как бы восковыми пальцами с розовыми ногтями (...розоперстая Эос...): и словно свинья — грибы, ты их ищешь издали, стоящих в каком-то храме, где ВСЕ составляют они аптечку Бога. Свечи похожи на одноразовые шприцы. Когда их ставят, нажимается поршень. Пламя — как инъекция в воздух, которая всеми нами ощущается прямо физически. И — чтоб не отдать концы в огне антоновом — подобное можно лишь подобным вылечить... А посему свечу поставь мне, подруга!.. Я ею перекричу пламя, что жжет чуть меньше, когда ты свечу палишь... февраль 02 больница
Гость
Он пользовался мимикой по-актерски: то грозно хмурился, то метал молнии из-под полуприкрытых век. Но он быстро устал от игры. Ему нужна была моя помощь. Он приехал, чтобы меня убить. В семьдесят с небольшим. Гостя у меня впервые. Проделав двойной кульбит самолетом. Дитя малое в семьдесят с небольшим, но и прожженный — как это еще называют — киллер. Я не знаю — от радости ли, с тоски ли — у меня завязались в ноге гнои, едва он коснулся левой ноги — рукой, точнее — тыльною стороною ладони — пока я лежал такой, какой я лежу, переваривая спиртное. И стало — в несколько дней — ТАК жарко, так удушающе жарко, что я воздух хватал аортой. Как было бы сказано у Плутарха: «Он три дня пролежал в горячке и преставился на четвертый». 2 Как спрашивала Джульетта: «Ну разве эти плечи, грудь и ноги обязательно звать Ромео?» Как зовут мою левую ногу, которую на рассвете НЕ отрезали? — мною, естественно... А отрезали бы — то я не о себе бы думал, а — именно! — как же ногу было звать? — зарытую в помощь гречам госпитальным... — ногою? но — слава Богу! — пронесло, и ответить Джульетте нечем. 3 Это с ней случилось на середине пути, вернее — на сорок первом году моей жизни... Вошла вдруг и не вышла, оставив надежду: одежду — стервам больничным, на вешалок их сутулость. И пока меня дрючили внутривенно, она вошла в коричневое Инферно, осмотрелась и — удивясь — вернулась... 4 Я живу в пост-мортуме, пережив зараженье крови, гангрену, удивившуюся на пороге кости, обжегшую ногу, как Данте: побывавши в анти-здоровье. Что мне сказать о госте? Коль не культя — то тем же двойным кульбитом: перед отбытьем — в траву иль в вокзале спрятав: приклад без насечки — что больше одним убитым, ствол и прицел, что был — от привычки — матов. 15 марта 02 сразу после больницы
Новый Озимандия
1 Он долго налаживает прицел: в наведении резкости эрос живет Эвклидов. Как к жениху невеста, к выстрелу он летел, но паспорт ему продлили, лишь перед отлетом выдав. 2 Он покупал оружье по косточкам, словно в «Дне шакала»: оно — словно щит Ахилла — состоит из деталей, не знающих о цене целого: как и в чем — каждой из оных — сила 3 и предназначенье. Об этом лишь он один знает, лежа сейчас на крыше в плаще жестяном... Мечтая, как Саладин, половину карты саблею покоривши — 4 прийти к королям христианским... тот саблей — тогда — рассек платочек газовый Ричардовой супруги, подброшенный в воздух... Ричард — хоть гомосек — взъелся на саблю... И кони — пружа подпруги — 5 понеслись английские в Ерусалим... Потом был плен на Дунае и побег... Он лежит на крыше, обливаясь потом и мучаясь животом, с оружьем эпическим, что сделано здесь и выше. 6 Сколько еще лежать?! — эпос идет, терпи, эпос всегда длинней выстрела и момента. Можно прождать сто лет и бабою стать в степи, или — подобием монумента 7 на крыше... Падает снег, и снег превращается в слякоть... Наступает весна и лето следом... На крыше простершийся человек с ружьем, чье дуло — от пистолета, 8 превращается в статую, а после — в рук-ног куски... Цель была РАЗ видна, но отошла с коктейлем и не вернулась... Как суслики и сурки, цели стоят, но прячутся, когда мы в них долго целим. 9 Упустить момент — это вогнать себя в эпос, что тянется безобразно долго... Гребя в кучу ВСЕ, что лежит: плохо иль слишком праздно.
Падение Римской Империи по Карлу Кристу
О Нероне
Сенека, Тацит, Светоний и Кассий Дион: Нерон был вырожденец. Присоединяются и евреи: подавитель восстания, Лжеаполлон, плюс он укокошил мать. Туда же и христиане: распятья в садах, бойни в цирках. Против этих двух — ТОЛЬКО греки: Нерон был ПОЭТ, что за год гастролей в Греции, стихом услаждая слух, получил под ДВЕ ТУИ лавровых венков! От тягот налогов — к тому же — освободив страну Грецию... Что ж до пожара Рима — скорей всего, НЕ поджигал: про эту его «вину» ТОЛЬКО болтали... На месте — НЕПОВТОРИМО возвел Рим мраморный, современный, с огнеупорным фасадом! Покончил с собой: «Какой ПОЭТ погибает!»: жил с голосом — звонким горном (вопреки наветам), и твердой — вполне — рукой управлял колесницею, но — не Римом... В результате: дурная слава (досель) от двух первых... Для Греции был он невозместимым: в результате: три Лженерона. Но — ни ЕДИНЫЙ стих до нас не дошел. Публиковать запрещал. С листа — не хотел. Лишь — по памяти, как Гомера. Легко уважа его амбиции, скажем: не та, не та память у современников, греков даже. 2 Какой светильник разума угас, какое сердце биться перестало! — НЕ про Нерона!.. Он жил ведь для выкрутас (поэтическое поведенье) и пьедестала: жаждал памятника ЛИШЬ как поэт, а не какой-то там император. Он был рассказчик, панк, кто угодно — в римской своей стране, но — НЕ вырожденец. У греков он — покровитель скачек. В наше время он был бы не раз судим за вождение колесницы в нетрезвом виде, а — может быть — и разбился б... Пел бы — нетрезвый в дым — стихи в коммуналках... Как скифам своим — Овидий. 3 Ужас Рима — что в нем ну нельзя никак не стать императором, если рожден в опале. Возьмем Клавдия, или — даже — Каллигулу: и — странно, но — ВСЕ писали, хотя и любительски. А в целом — страна писак, этот Рим, где только ОДИН Нерон был ПРОФЕССИОНАЛ. И пусть мы не знаем строчек его, он — покровитель скачек у греков. А строчек — их больше, чем легион.
О Тите
1 Нерон был из Юлиев-Клавдиев. Тит же — Флавий. И в отличье от папы — первого буржуа — «деньги не пахнут» — радел лишь о ЧИСТОЙ славе. Тоже — ПОЭТ! — Способный на счет раз-два сымпровизировать с рифмой, без всякой натуги выдав целую вам поэму. Такое вот у друидов считается предпоследней ступенью. Был он красив и прям. Любил царицу еврейку и не был антисемит. Против — только евреи: разрушил Храм. За — в частности — Моцарт: «Благочестивый Тит». 2 Младший брат Тита, император Домициан поэтом не был, но был как отец поэтам. Пахли при нем и цвели Ювенал, Марциал. Циан НЕ подносился. Евреи шли за советом. 3 Убит. Следом Нерва. Тоже — ПОЭТ! Нерон — мэтр! — его оценил, нарекши «вторым Тибуллом». Но — бросил писать, империей увлечен... Нерва был невротик и подвержен — легко — загулам. 4 Траян писал только письма. Плинию. Умер от странных ран в месяц восстанья евреев. Следующий — Адриан был не просто поэт — ЗНАМЕНИТОСТЬ! Дошел. Печатался. Но латынь не любил. Доверял только древним грекам. Путешественник. Путешествовал до пустынь, взбирался на Этну, плавал по бурным рекам. Против — только евреи: он раздавил мятеж Бара Кохбы, вырезав пол-мильона. За — все остальные. Во время оно между «за» и «против» еще оставалось «меж». 5 Дальше — Пий. Как Папа. Молился и НЕ писал. За ним — прозаик-профессионал Марк Аврелий. Отравлен. А дальше — сплошь некролог. Рим, скатившийся к ПРОЗЕ, не пасть не мог. Если два романа свести в один, то тогда выйдет стихотворение — первой частью посвященым одной, а второю — другой. Беда, что можно запутаться, какая — какой. Но — к счастью — через сколько-то лет понимаешь: вторая часть — это лишь выдумка, тогда как в первой — все настоящее, а вторая есть тоже власть первой женщины, что будешь любить и стервой. 2 Казнь короля. Карл всходит на эшафот, под которым — настилом — сидят Арамис, Атос, Портос, д'Артаньян, с надеждою, что вот-вот его удастся спасти. В эпоху, где нету фот, глаза — это снимки, сырые и в красном свете рассвета или Инферно. Напрашивается вопрос, не нуждающийся в ответе. На казнь из толпы — с удовольствием — смотрит Джон Мильтон. И это — борьба авантюрной прозы с эпосом, и где-то — меж них — король, не понимающий в жанрах, а под корой адреналин поднимается, чтобы сказали: слезы. «Смотрите, он плачет!» Атосу шепчет «Молчи!» д’Артаньян, и оба хватаются за мечи. Мильтон же думает про чистоту стиха. И это — шпаги, обнаженные ради, для двух интенций, похожих на букву «х». Но: ребром длань сверху свергается на короля.
***
Николай II, Казанова во Львове
Эндрю Вахтелу
Хроника. Николай II-ой во Львове. Все было тогда, как есть и сейчас. Вот в центре стоит колонна Мицкевичу с музой над головой, протягивающей лиру. Николай, отдающий честь, кому — непонятно... Мицкевичу? Что ж, резонно... Казанова въезжает во Львов и пишет: «Мой въезд во Львов», а дальше — про ничего во Львове: въехал и выехал... Потом — началась гангрена руки... Хотели отнять: от уха и до штанов. Он — не дал. А после — потоки крови на Стоходе и в темных лесах, в Арденнах.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы