Всякое дыхание...
Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес... Христос воскрес! Христос воскрес! Вот просыпается земля, И одеваются поля, Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес!
А. Майков
Для всякого пишущего русского человека пасхальная тема – одна
из излюбленных. В особенности это верно для русских писателей,
подолгу живших вне России. Сегодня я собрал примеры того, как
данная тема разработана у разных авторов, первым из которых вспоминается
Гоголь.
В русском человеке есть особенное участие к празднику
Светлого Воскресенья. Он это чувствует живей, если ему случилось
быть в чужой земле. Видя, как повсюду в других странах день этот
почти не отличен от других дней, – те же всегдашние занятия, та
же всегдашняя жизнь, то же будничное выражение на лицах, – он
чувствует грусть и обращается невольно к России. Ему кажется,
что там как-то лучше празднуется этот день, и сам человек радостней
и лучше, нежели в другие дни, и самая жизнь какая-то другая, а
не вседневная. Ему вдруг представятся: эта торжественная полночь,
этот повсеместный колокольный звон, который как всю землю сливает
в один гул, это восклицанье «Христос воскрес!», которое заменяет
в этот день все другие приветствия, этот поцелуй, который только
раздается у нас, – и он готов почти воскликнуть: «Только в одной
России празднуется этот день так, как ему следует праздноваться!»
места из переписки с друзьями».)
В «Соборянах»
Н. Лесков пишет от лица священника Туберозова:
23-е марта. Сегодня, в субботу Страстную, приходили причетчики и дьякон.
Прохор просит, дабы неотменно идти со крестом на Пасхе и по домам раскольников
(любимая тема – раскольники – Д. К.), ибо несоблюдение сего им в ущерб.
Отдал им из своих денег сорок рублей, но не пошёл на сей срам, дабы принимать
деньги у мужичьих ворот на подаяние. Вот теперь уже рясу свою вижу уже за глупость,
мог бы и без неё обойтись, и было бы что причту раздать пообильнее. Но думалось:
«нельзя же комиссару и без штанов».
Удивителен этот дневник Туберозова, но ещё более удивительно то,
что сегодня, через 140 лет после написания «Соборян» рождаются
русские люди с тем же строем мысли. Вот, в «Живом журнале» есть
один такой
человек.
Северянин,
будучи в эмиграции, трогательно вспоминает праздник Пасхи:
Гиацинтами пахло в столовой, Ветчиной, куличом и мадерой, Пахло вешнею Пасхой Христовой, Православною русскою верой. Пахло солнцем, оконною краской И лимоном от женского тела, Вдохновенно-веселою Пасхой, Что вокруг колокольно гудела. И у памятника Николая Перед самой Большою Морскою, Где была из торцов мостовая, Просмоленною пахло доскою. Из-за вымытых к празднику стекол, Из-за рам без песка и без ваты Город топал, трезвонил и цокал, Целовался, восторгом объятый. Было сладко для чрева и духа. Юность мчалась, цветы приколовши. А у старцев, хотя было сухо, Шубы, вата в ушах и галоши... Поэтичность религии, где ты? Где поэзии религиозность? Все "бездельные" песни пропеты, "Деловая" отныне серьезность... Пусть нелепо, смешно, глуповато Было в годы мои молодые, Но зато было сердце объято Тем, что свойственно только России!
(Пасха в Петербурге)
А вот как писал о Пасхе Бунин, в автобиографическом романе.
На Страстной, среди предпраздничных хлопот, сугубо постились, говели. К
вечеру Великой Субботы дом наш светился предельной чистотой, как внутренней,
так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своем благообразии великого
Христова праздника. И вот праздник наконец наступал – ночью с субботы на воскресенье
в мире свершался некий дивный перелом, Христос побеждал смерть и торжествовал
над нею.
И там же ещё, персонифицируя мотив смерти и воскресенья.
В окнах зала ещё алел над дальними полями тёмный весенний закат, но сумерки,
поднимавшиеся с тёмной речной долины, с тёмных сырых полей, со всей тёмной холодеющей
земли, снизу затопляли его всё гуще; в тёмном зале, полно народу, было мутно
от ладана, и сквозь эту темноту и муть у всех в руках золотисто горели восковые
свечки, а из-за высоких церковных свечей, дымивших вокруг смертного одра красным
пламенем, зловеще звучали возгласы священнослужителей, странно сменявшиеся радостно
и беззаботно настойчивым: «Христос воскресе из мертвых». И я пристально смотрел
то вперёд – то туда, где в дымном блеске и сумраке тускло и уже страшно мерцал
как-то скорбно-поникший, потемневиший за день лик покойника, то с горячей нежностью,
с чувством единого спасительного прибежища находил в толпе личико тихо и скромно
стоявшей Анхен, тепло и невинно озарённое огоньком свечи снизу...
Или вот ещё. Уже в рассказе, голосом женщины.
– Как хорошо (это говорит героиня рассказа, Д.К.). И
вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да ещё
в церковных песнопениях. Недавно я ходила в Зачатьевский монастырь – вы представить
себе не можете, до чего дивно поют там стихиры! А в Чудовом ещё лучше (монастырь
в Московском Кремле, тот самый, в котором жил Максим Грек и в котором монашествовал
Гришка Отрепьев.). Я прошлый год ходила туда на Страстной. Ах, как было хорошо!
Везде лужи, воздух уже мягкий, весенний, на душе как-то нежно, грустно и всё
время это чувство родины, её старины... Все двери в соборе открыты, весь день
входит и выходит простой народ, весь день службы... Ох, уйду я куда-нибудь в
монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский!
понедельник», 12 мая 1944 года.
А вот уже иная интонация; здесь у Бунина сквозит обида на перемены
в предреволюционной России, даже раздражение, которое вообще характерно
для его дневниковых записей того времени. Ведь второе поколение
уже выросло из породы тех, кто угостил Александра II пасхальным
куличиком в марте 1881-ого.
Великая суббота
В доме уборка. Вымытые полы, от которых пахнет теплой сыростью, застланы
попонами. Моют, протирают окна. Аниска с Наташей, подоткнутые, потные, красные,
уморились и потому ссорятся. Студент, человек уже московский, приезжий, ходит,
как посторонний, не знает, что делать, стоит на крыльце, смотрит через пенсне
в поле. Дует ветер и сушит двор, сад... Предпраздничная печаль и пустота...
[...]
В десять пошёл в церковную караулку. Накурено, тесно, вся караулка полна.
Под образцами сидит мужичок с маленькой женской головой, в чёрных крупных волосах.
Одет в чёрный армяк, подпоясан чёрной подпояской. Всё моргает, жмурится, приглаживает
волосы. Рядом – мужик с масленой и как будто завитой бородой, с маслеными лазоревыми
глазами, наладивший всего себя на благолепие. Потом старик – весь мшистый и
могучий, осанистый, совсем из древности. Возле него баба, высокая, худая, с
глазами гремучей змеи, в цветистом платье.
(по дневниковым записям в гостях в деревне Глотово,
опубликовано в Париже в 1931 году.
Перемены в предреволюционной России привели к Революции. И вот
первая послереволюционная Пасха 1918 года, совпавшая с большевистским
1-м Мая.:
Революция победила, и Маяковский
в Окнах РОСТа пропагандирует:
Кому и на кой ляд целовальный обряд Верующий крестьянин или неверующий, надо или не надо, но всегда норовит выполнять обряды. В церковь упираются, или в красный угол крестятся, пялят глаза, – а потом норовят облизать друг друга, или лапу поповскую, или образа. Шел через деревню прыщастый калека. Калеке б этому – нужен лекарь. А калека фыркает: Поможет бог. Остановился у образа – и в образ чмок. Присосался к иконе долго и сильно. И пока выпячивал губищи грязные, с губищ на образ вползла бациллина заразная, посидела малость и заразмножалась. А через минуту, гуляя ради первопрестольного праздника, Вавила Грязнушкин, стоеросовый дядя, остановился и закрестился у иконы грязненькой. Покончив с аллилуйями, будто вошь, в икону Вавила вцепился поцелуями, да так сильно, что за фалды не оторвешь. Минут пять бациллы переползали с иконы на губу Вавилы. Помолился и понес бациллы Грязнушкин. Радостный идет, аж сияют веснушки! Идет. Из-за хаты перед Вавилою встала Маша – Вавилина милая. Ради праздника, не на шутку впился Вавила губами в Машутку. Должно быть, с дюжину бацилл за бациллой переползли в уста милой. Вавила сияет, аж глазу больно, вскорости свадьбу рисует разум. Навстречу – кум. "Облобызаемся по случаю престольного!" Облобызались: и куму передал заразу. Пришел домой, семью скликал и всех перелобызал – от мала до велика; до того разлобызался в этом году, что даже пса Полкана лобызнул на ходу. В общей сложности, ни много, ни мало – слушайте, на слово веря, – человек полтораста налобызал он и одного зверя. А те заразу в свою очередь передали – кто мамаше, кто – сыну, кто – дочери. Через день ночью проснулся Вавила, будто губу ему колесом придавило. Глянул в зеркало. Крестная сила! От уха до уха губу перекосило. А уже и мамаша зеркало ищет. "Что это, – говорит, – как гора, губища?" Один за другим выползает родич. У родичей губы галоши вроде. Вид у родичей – не родичи, а уродичи. Полкан – и тот рыча перекатывается и рвет губу сплеча. Лизнул кота. Болезнь ту передал коту. Мяукает кот, пищит и носится. Из-за губы не видно переносицы. К утру взвыло всё село – полсела в могилы свело. Лишь пес да кот выжили еле. И то – окривели. Осталось от деревни только человек двадцать – не верили, не прикладывались и не желали лобызаться. Через год объяснил доктор один им, что село переболело нарывом лошадиным. Крестьяне, коль вывод не сделаете сами – вот он: у образов не стойте разинями, губой не елозьте грязными образами, не христосуйтесь – и не будете кобылогубыми образинами.
В России антирелигиозная пропаганда, а в эмиграции Набоков
колеблется, но надеется:
Я вижу облако сияющее, крышу блестящую вдали, как зеркало... Я слышу, как дышит тень и каплет свет... Так как же нет тебя? Ты умер, а сегодня сияет влажный мир, грядет весна Господня, растет, зовет... Тебя же нет. Но если все ручьи о чуде вновь запели, но если перезвон и золото капели – не ослепительная ложь, а трепетный призыв, сладчайшее "воскресни", великое "цвети",– тогда ты в этой песне, ты в этом блеске, ты живешь!..
(«Пасха» 1922 год, В. Набоков, написано на смерть отца.)
А вот ещё (постинтеллектуалисты
отдыхают):
– С Кремлем бы не подгадить... Хватит у нас стаканчиков?
– Тыщонок десять набрал-с, доберу! Сала на заливку куплено. Лиминацию в три
дни облепортуем-с. А как в приходе прикажете-с? Прихожане летось обижались,
лиминации не было. На лодках народ спасали под Доргомиловом... не до лиминации!..
– Нонешнюю Пасху за две справим!
Говорят про щиты и звезды, про кубастики, шкалики, про плошки... про какие-то
«смолянки» и зажигательные нитки.
– Истечение народа бу-дет!.. Приман к нашему приходу-с.
– Давай с ракетами. Возьмешь от квартального записку на дозволение. Сколько
там надо... понимаешь?
– Красную ему за глаза... пожару не наделаем! – весело говорит Василь-Василич.
– Запущать – так уж запущать-с!
– Думаю вот что... Крест на кумполе, кубастиками бы пунцовыми?..
– П-маю-с, зажгем-с. Высоконько только?.. Да для Божьего дела-с... воздаст-с!
Как говорится, у Бога всего много.
– Щит на крест крепить Ганьку-маляра пошлешь... на кирпичную трубу лазил! Пьяного
только не пускай, еще сорвется.
– Нипочем не сорвется, пьяный только и берется! Да он, будь-покойны-с, себя
уберегет. В кумполе лючок слуховой, под яблочком... он, стало быть, за яблочко
причепится, захлестнется за шейку, подберется, ко кресту вздрочится, за крест
зачепится-захлестнется, в петельке сядет – и качай! Новые веревки дам. А с вами-то
мы, бывало... на Христе-Спасителе у самых крестов качали, уберег Господь
господне», 1933-1948.)
А у Солженицына читается его всегдашнее желание учить и исправлять
человеческие недостатки. Вот он трясёт кулаком на деревенскую
гопоту.
За полчаса до благовеста выглядит приоградье патриаршей
церкви Преображения Господня как топталовка при танцплощадке далекого
лихого рабочего поселка. Девки в цветных платочках и спортивных
брюках (ну, и в юбках есть), голосистые, ходят по трое, по пятеро;
то толкнутся в церковь, но густо там в притворе: с вечера раннего
старухи места занимали; девчонки с ними перетявкнутся и наружу;
то кружат по церковному двору, выкрикивают развязно, кличутся
издали и разглядывают зеленые, розовые и белые огоньки, зажженные
у внешних настенных икон и у могил архиереев и протопресвитеров.
А парни – и здоровые, и плюгавые – все с победным выражением (кого
они победили за свои пятнадцать-двадцать лет? Разве что шайбами
в ворота...), все почти в кепках, шапках, кто с головой непокрытой,
так не тут снял, а так ходит, каждый четвертый выпимши, каждый
десятый пьян, каждый второй курит, да противно как курит, прислюнивши
папиросу к нижней губе. И еще до ладана, вместо ладана, сизые
клубы табачного дыма возносятся в электрическом свете от церковного
двора к пасхальному небу в бурых неподвижных тучах. Плюют на асфальт,
в забаву толкают друг друга, громко свистят, есть и матюгаются,
несколько с транзисторными приемниками наяривают танцевалку, кто
своих марух обнимает на самом проходе, и друг от друга этих девок
тянут, и петушисто посматривают, и жди как бы не выхватили ножи:
сперва друг на друга ножи, а там и на православных. Потому что
на православных смотрит вся эта молодость не как младшие на старших,
не как гости на хозяев, а как хозяева на мух.
крестный ход», Солженицын, 1966 год.)
Но у него же читаем вдохновенное о старой России:
Никогда Вера не видела – вне пасхальной заутрени – столько
счастливых людей вместе зараз. Бывает, лучатся глаза у одного-двух
– но чтобы сразу у всех? И это многие подметили, кто и церкви
не знавал: пасхальное настроение. А кто так и шутил, входя: Христос
Воскресе! Говорят, на улицах христосуются незнакомые люди. Как
будто был долгий не пост, не воздержание, но чёрный кошмар, но
совсем беспросветная какая-то жизнь, – и вдруг залило всех нечто
светлее солнца. Все люди – братья, и хочется обнять и любить весь
мир. Милые, радостные, верящие лица. Это пасхальное настроение,
передаваясь от одних к другим – и назад потом к первым, всё усиливалось.
Одна с собою Вера не так уж и испытывала чёрный кошмар прежнего,
но когда вот так собирались – то этот кошмар всё явственней клубился
над ними, как и сегодня всё явственней расчищалось нежданное освобождение.
Дожили они, счастливцы, до такого времени, что на жизнь почти
нельзя глядеть, не зажмурясь. Отныне всё будет строиться на любви
и правде! Будущее открывается – невероятное, невозможное, немечтанное,
неосуществимое. Что-то делать надо! что-то делать в благодарность!
но никто не знал, что.
1917-го", А. Солженицын.)
Два года назад я услышал глубокой ночью благовест, точно бы звонили
где-то вдалеке. Воображение, конечно же. Но он-то, воображаемый,
выманил меня написать рассказ «Пасха»
на забытом мною к тому времени русском (я говорил по-русски, но
писать почти полностью разучился, пользуясь только английским).
Рассказ этот для меня стал началом возрождения. До того словно
бы мертвецом был. А как вспомнил русский и начал писать, так и
ожил.
Предыдущие публикации:
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы