Комментарий |

«HOMO MYSTICUS». Сутры солнечного удара. Между двумя «нет»

«HOMO MYSTICUS». Сутры солнечного удара

Между двумя «нет»

Жизнь прекрасна

Бедняк приносит домой с трудом заработанные деньги, выходит в
сени, а в это время его маленький сын, соскучившись, бросает бумажки
в огонь и смотрит, как они весело горят. Смеется. Отец, вернувшись,
видит непоправимое, в безумной ярости хватает топор и отрубает
сыну обе руки. Выскочившая из соседней комнаты на шум жена бедняка,
беременная на седьмом месяце, увидев случившееся, падает замертво,
а малолетняя дочь, которую она купала в корыте, захлебывается
в воде. Крестьянин, как плоть Христову, ест пепел сгоревших бумажек
и запивает его, как кровью, водой, в которой утонуло его дитя
– сходит с ума. Оглашая окрестности звериным воем, он бродит всю
оставшуюся жизнь по лесам и доживает свой век в безумии.

Вот в чистом виде история жизни всякого человека, опускаем за
ненадобностью частности. Все «счастливые» его моменты, смех и
слезы, которые, как у каждого, у него тоже, конечно, были. Цветы
и звезды, несколько мгновений доброй воли, грусть полей. Но в
какую красивую раму вы вставите весь этот ужас, который случился
с ним – на какую стену повесите, кто тот счастливый зритель, который
восхитится полотном?

Поразительный и одновременно понятный нам случай.
Откуда об этом узнали газеты, кто свидетель драмы, кто настоящий
виновник случившегося, где адвокат? Виноватых нет, правых тоже,
некого привлечь к ответу, некому даже посожалеть о несчастье,
другие дети играют на лужайке, счастливый отец нянчит в колыбели
свое дитя.

Откуда мы узнали об этой трагедии, – не содрогнулись, а горько
сжались внутри на миг, сразу поверив в нее, – и полетели жить
дальше. Признав ее горькую правду и не усомнившись в ней.

В том-то и дело, что никакие сторонние свидетельства
трагедии нашего существования нам не нужны, мы свидетели сами
себя от рождения, знаем страдание прикровенно, знаем это изнутри,
и никакими случаями из жизни нас не напугаешь.
Увы, только почти никто не может сложить разрозненную мозаику
своей жизни в законченную картину.

Не жизнь, не случай, не Бог, не царь – мы сами авторы и участники
разворачивающейся драмы, и свидетели на этом представлении не
предусмотрены. Все роли расписаны, все до одного заняты в спектакле,
зрители – тоже мы сами, правда, пьеса и роли столь захватывающи,
что мы так и не успеваем осознать этого.

Но в душе нам импонирует все-таки роль не актера, а зрителя.
Даже, когда мы играем актеров.

Потому что тогда мы забываем о Режиссере.

Пол и личность

Когда говорят об утверждении «личности» в мире, да еще и с одобрительным
оттенком, то я не могу отделаться от мысли об образе, который
эту «личность» подразумевает и представляет – безобразно нависшем
над миром мужским половым органом, истекающим похотью к существованию,
– не женским, а именно мужским, – волящим, эрегированным, агрессивным.
Он – как пробник всякого греха и желания мира, их исследователь
и вкуситель. Женщина, как земля, всегда страдательна, всегда приемлет,
всегда ждет. Ему принадлежит мысль о моральном
и неморальном, добре и зле, прекрасном и безобразном. Он сеет
и жнет. Воюет и представляет. Я подозреваю, что
это в его сверхчувствительной тонкокожей голове, ищущей рая, возникла
мысль о Небе. Потом он заменил ее на мысль о
Боге.

«Личность» заключена в поле, руководима им, равна ему и умирает
вместе с ним. Отказаться от «личности» трудно потому, что почти
невозможно мыслить себя вне пола, над полом и без пола. «Личность»
и пол – одно, нельзя ущемить одно, не ущемляя другое, невозможно
отказаться от одного, не отвергнув другое. Пол сопряжен с мышлением,
как сердце с кровью. Он бережет себя бдительнее, чем сердце и
мозг. Поэтому так редки бескорыстие и самопожертвование в мире,
а искренности не бывает совсем. Всюду лишь говор пола, подтексты
пола. Источник и границы личности – пол. Личность и пол жаждут
друг друга, как мужчина и женщина. Они бы умерли друг без друга
от тоски. Пол непреодолим в «личности», из личности; личность
непреодолима в поле, внутри него. Пол и личность преодолевается
из безличности, из чувства непринадлежности сансарическому, из
ощущения «не-я». Философии Веданты, йоги и буддизма одни преодолевают
их. Даже в религии христианства «личность» не преодолевается (что
должно бы вытекать из этой религии по сути), а только подавляется,
потому что не хочет или не может избавиться от пола. Пол в христинстве
питаем «адом» и «раем», надеждой на воскресение. Христос сам –
лишь мнимо трансцендированный пол, вбирающий в себя похоть мира.
Это он от нас утаил.

Свобода достигается вне личности, вне пола. Змеиная кожа «я» остается
далеко позади освободившегося человека, в этой же коже остается
и его пол. Характерно, что женщина, обычно меньше мнящая себя
«личностью», чем мужчина, хотя «пол», несомненно, присущ ей больше,
чем ему (он всеохватен в женщине), меньше нуждается в самоутверждении
именно потому, что пол явлен в ней со всей неотразимой очевидностью
– во всяком ее жизнепроявлении, в каждом ее движении и жесте.
«Пол» есть «личность» в женщине, тогда как «личность» есть «пол»
в мужчине. Только это их и разделяет.

«Безличностное» становятся «бесполым» в той мере, в какой оно
оставляет «я».

Между двумя «нет»

Могли ли мы не родиться (не быть)? Можем ли мы не кончаться (быть)?
Это не в нашей воле.

Очевидно, что между этими двумя «нет», двумя отрицаниями нашей
воли и утверждением чьей-то чужой, лежит область нашей
жизни, события которой, как нам кажется, определены нашей
волей, подчинены нашему произволу.

Может ли быть моя воля между двумя не
моими
? Мое Да между Двумя Чужими
Нет
? Может ли Та воля стать этой?
Может ли эта воля стать Той?
По-видимому, нет: слишком могущественны оба эти полюса бытия-небытия,
слишком велика их инерция, задающая инерцию середине.

Может ли обусловленное в начале и конце быть необусловленным
в середине
?

Нет ответа.

Человек вечно будет биться над этим вопросом, если будет искать
ответ на него вне, а не внутри себя.

Только Дхамма Будды дает возможность превратить жизнь
в единый осмысленный волевой акт, влияющий на оба эти полюса и
превращающий оба «нет» в двоякое «да», то есть, чужое угрюмое
«нет» в мое жизнеутверждающее «да»,
чужую волю в объект моей воли.

Все остальное – боги и звезды, бесконечное соподчинение чужой
воле, назвать ли ее силой кармы, судьбой, мировой волей
или промыслом божьим, – кружение обусловленного в обусловленном,
страдания в страдании, смерти в смерти, рождения в рождении, следствий
в причине, какие бы метафизические прокладки мы меж них ни прокладывали,
какими бы утонченными умозрениями ни окружали свое не
знаю
, свое не могу. Поэтому:

Выйти из круга бытия и уничтожить самую возможность этих да
и нет и между.

Это значит: остановить бешено вращающееся колесо причинности,
причина движения которого не Он, а мы, не Его
знание, а наше незнание, не Его Видья, а наша Авидья – неведение,
невежество, непонимание Четырех Благородных Истин Будды: страдания,
происхождения страдания, прекращения страдания, пути, ведущего
к прекращению страдания.

Поток причинности как поток самовоспроизводящейся авидьи: это
и есть колесо Сансары.

Последние публикации: 
Кони и Блонди #12 (17/03/2008)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка