Гоблинский деконструктивизм
![]()  | 
  Современное искусство предлагает радикально новую стратегию производства
  смысла, поскольку ренессансная идея художника как творца оказалась
  дискредитированной развитием критики в контексте романтической
  реанимации традиции. Художник уже не может больше игнорировать
  традицию, которая влияет и деформирует на его творчество. Поэтому
  к 1966 в работе Мишеля Фуко «Слова и вещи» сформируется представление
  о смерти субъекта, а в статье Ролана Барта говорится и о смерти
  автора.
  На смену творчеству приходит интерпретация, которая составляет
  суть концептуального искусства, проявленного в инсталляциях, видеоарте
  и электронной музыке. Художественный образ не творится, а заимствуется
  или, как принято говорить про электронную музыку, сэмплируется.
  Затем он подвергается деформации и включается в новый непривычный
  контекст. Вместо порчи образа мы получаем новый самостоятельный
  образ – симулякр как его понимал Делёз – мятежную и эмансипированную
  копию.
  Обретая новые смыслы, понятие интерпретации нуждается в прояснении,
  поскольку мы традиционно видим в нем эпистемологическую, а не
  эстетическую категорию. Философия и искусство равно выражают коллективное
  сознание, отсюда их параллелизм. Так в экзистенциализм в философии
  часто сопоставляют с экспрессионизмом в живописи. Равно и постмодернизм
  в философии можно сопоставить с концептуальным искусством. Тогда
  аналогом интерпретации будет деконструкция. Эти две категории
  взаимно раскрывают смысл друг друга.
  Обратимся за примером к такому произведению современного концептуального
  искусства как «Шматрица» Гоблина, выполненному Дмитрием Пучковым
  под псевдонимом Гоблин. Художественный приём Пучкова заключается
  в том, что он при незначительной деформации видеоряда массового
  кинематографа накладывает оригинальный иронический текст с саундтреком,
  собранным из популярных мелодий. Предшественником Дмитрия Пучкова
  можно назвать Михаила Ромма, который в 1965 создал антифашистский
  фильм «Обыкновенный фашизм» на основе видеоряда нацистских фильмов
  Лени Рифеншталь. В итоге получается совершенно самостоятельное
  художественное целое. Так в работе «Шматрица» видеоряд сэмплирован
  из культового киберпанковского фильма братьев Вачовских «Матрица»
  (1999). Однако сюжетная линия коренным образом меняется, вскрывая
  глубины русского коллективного бессознательного.
  Один из первых шагов деконструкции в выявлении оппозиции и в инверсии
  восходящей к практике дадаизма, где смысл рождался из отрицания
  трюизма. Действия фильма «Шматрица» развиваются не в далеком будущем,
  а в недавнем альтернативном прошлом 1947 года. Главными злодеями
  фильма оказываются победившие нацисты, а главным героем – Штирлиц
  (Киану Ривз), потерявший память в результате контузии. Помощниками
  главного героя оказываются партизаны с бронепоезда «Клим Ворошилов»
  во главе с Матвеем Матвеевичем (Лоуренс Фишберн). Причем Матвей
  не освобождает сознание, а туманит его красными галюциогенами.
  Изначально творчество Пучкова шло от переводов американских фильмов.
  Он осознал, что любой перевод есть интерпретация, включение в
  контекст зрителя. А российский зритель оказывается совершенно
  в ином мировоззренческом контексте, чем американский. Отсюда акценты,
  понятия добра и зла смещаются. Если американцы следуя поговорке
  go ahead ориентированы в будущее, оттого фантастика занимает значительный
  сегмент их массовой культуры, то в России травматический опыт
  коммунизма блокирует интерес к какому бы то ни было будущему.
  После Перестройки русские обратились к прошлому. Однако в контексте
  возрождающегося консерватизма возникла опасность народно-патриотического
  бунта против модернизации, поэтому власти активно насаждают антифашистскую
  идеологию и главными врагами оказываются фашисты. Посему интерпретация
  подразумевает оперирование с идеологемами зрителя.
  Вторым элементом деконструкции является ассоциации и созвучия.
  Фашисты ассоциируются в русском сознании с сериалом Татьяны Лиозновой
  «Семнадцать мгновений весны» (1973). Эта связь закрепилась на
  уровне городского фольклора – анекдотов. Поэтому Избранным оказывается
  советский разведчик Штирлиц, а встреча с Оракулом оказывается
  встречей с бывшей женой (Глория Фостер). Негр Морфиус вызвал у
  Пучкова ассоциации с поп-исполнителем проекта «Фабрика звезд-2»
  (2003) Пьером Нарциссом, известным своим хитом «Шоколадный Заяц».
  Имя Морфиус оказывается созвучным имени Матвей, а «таблетки истины»
  с наркотиками. Скептическое после крушения советских идеалов сознание
  российского зрителя видит за фантастическими спецэффектами фильма
  деятельность галюциогенов.
  Таким образом, гоблинская деконструкция использует заимствованный
  и деформированный прообраз как средство вскрытия коллективного
  бессознательного. Изначально концептуальное искусство появилось
  на волне критики тоталитарной практики XX века, проявляющейся,
  в том числе, и в монополии на смысл. Отсюда многозначность и нередуцируемая
  двусмысленность произведений современного искусства.
  Однако освобожденное сознание часто заполняют всплывающие из подсознания
  архетипы. Внешние вещи оказываются зеркалами собственного «я»,
  которые символизируют не слепоту, а путь к себе, в современность,
  к страхам фашизма, безумия и наркомании. Эти темы, к слову, присутствуют
  и в других работах Пучкова. Так в работе «Возвращение Бомжа» назгулы
  Толкиена превращаются в эсэсовцев, главный герой страдает шизофренией
  и только наркомания заменена алкоголизмом. В «Буре в стакане»
  появляется тема сект (джедаи оказываются кришнаитами), исламского
  терроризма (малиновый джихад) и нелегальной иммиграции. Архетипы
  блокируют восприятие реальности и зацикливают существование, поэтому
  они должны быть активизированы и взломаны посредством деконструкции.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
                             
