Книга 2. Рок в Сибири или Повстанческая Армия им. Чака Берри. Глава 22. Вместо эпилога. (часть 5-я)
Книга 2
Рок в Сибири или Повстанческая Армия им. Чака Берри
Глава 22
«Скромные рок-н-рольные итоги 80-х». Вместо эпилога. (часть 5-я)
Те, о ком здесь шла речь, это уже не просто люди. Это легенды,
ставшие историей отечественной рок-музыки. Яна Дягилева, Егор
Летов, Артур Струков, Олег Судаков (Манагер), Роман Неумоев,
Дмитрий Кузьмин(Черный Лукич), Николай Кунцевич, Константин
Рябинов, Игорь Жевтун, Александр Чиркин, Дмитрий Ревякин и
прочие, о ком я, возможно зря забыл упомянуть, все это – та
самая генерация сибирской волны отечественной рок-музыки и
рок-поэзии, которую ждали, на которую надеялись многочисленные
слушатели, любители, рок-критики и заинтересованные
журналисты. Может быть, ожидали чего-то более значительного.
Какого-то истинного взрыва, рок-н-рольной революции, и Бог знает еще
чего. Но получилось, как всегда, только то, что получилось.
Ибо Тюмень не Чикаго, а Екатеринбург – не Лондон. Смешно,
честное слово. Как будто это, надо было в очередной раз
доказывать! Как будто это и так не было заранее известно.
на фото: идут под милицейским конвоем – Янка Дягилева, Егор Летов, Поздняков, Дмитрий Кузьмин «Черный Лукич»
Эманации западной культуры в нашей огромной и вечно-загадочной
России вновь и вновь рассеиваются. Ее интервенция и творческие
импульсы тонут в здешних болотах, замерзают и гибнут точно так
же, как полчища Наполеона, нашествия немецких рыцарей,
импортные реформы и столетний муравьиный труд братьев из ложи
«Великий Восток».
Но что-то все-таки остается. Какие-то крупицы, брошенные тут
французами, немцами, англичанами и американцами странным образом
кристаллизуются. Многие европейские идеи и явления наполняются
русским духом. Быть может, специально затем, чтобы
вернуться на Запад или явиться миру измененными и
преобразовавшимися, а иногда, впрочем, и изуродованными до неузнаваемости.
Греческое, византийское Православие с его аскетикой и иконографией,
немецкая литература и философия, итальянские живопись и
опера, английская поэзия и научно-техническая мысль, вплоть до
европейских теорий и систем государственного строительства и
управления людьми.
Разве все это родилось в России!? Нет. Сюда, все это было завезено.
Здесь усвоено и освоено, с тем, чтобы вернуться в Европу
огромным потоком русских национальных достояний, великих
свершений и богатств. Причем, богатств, зачастую, самых
обыкновенных, изумрудно-золотых и аметистово-малахитовых.
Теперь здесь приживается, плавится и меняет свои привычные очертания
еще одно западно-европейское изобретение – рок-н-ролл,
«ритм энд блюз», или просто Рок.
Явление, ставшее уже общемировым, но в чем-то, остающееся и «чисто
европейским». Есть огромное количество территорий и зон
земного шара, и даже, целые континенты, где это
музыкально-культурное явление не имело ни малейшего развития. Что мы знаем,
например, о латино-американском рок-н-ролле, кроме Карлоса
Сантаны? А ведь это огромное культурное и территориальное
пространство. Сколько рок-н-ролльных команд имеют возможность
выступать на концертных площадках в Китае? Существует ли
рок-н-ролл, как заметное явление в Индии и Пакистане? Может быть,
там нет больших городов? Или в них мало молодежи? Тогда
почему? В чем дело? Мощное сопротивление местных, традиционных,
национальных культур, заметит кто-нибудь. Тогда почему
рок-н-ролл воспринят японцами? С их-то уникальной, островной и
тысячелетней культурой и традициями!
Как много вопросов, правда? И у меня, признаюсь честно, никаких
вразумительных ответов на большинство подобных вопросов нет.
Могу только констатировать факт, что рок-музыка приобрела в
России куда более значительное развитие, чем в упомянутых, «не
рок-н-рольных регионах».
И все же ожидания оказались больше реальных результатов.
Впрочем, не поймите меня превратно. Я не утверждаю, что в
какой-нибудь африканской стране нет, и никогда не было, ни одной
рок-группы! Если уж есть довольно оригинальный и
своеобразно-колоритный «камбоджийский рок», то от чего же не существовать
«африканскому»?
Я имею в виду лишь отсутствие видимого и ощутимого вклада этих
«рок-н-рольных явлений» в общемировой процесс развития
рок-музыки. А таковой вклад должен был бы, непременно выражаться в
виде какой-нибудь выдающейся рок-группы или автора-исполнителя.
Ибо такова уж специфика настоящего момента человеческой
истории и цивилизации. Для настоящего времени характерна
«глобальная коммуникативность» и проницаемость, делающая любое
выдающееся явление очень быстро общемировым и общечеловеческим
достоянием.
Так что, ежели Россия явила миру хотя бы некоторое количество
интересных и выдающихся рок-авторов и рок-групп, то это есть
неоспоримый факт. И если уж Австралия подарила миру группу
«AC\DC», то тут тоже ничего уж не поделаешь. Но если такие
явления, как «камбоджийский рок», и уж тем более, «африканский»,
для общемирового развития рок-музыки оказались бесплодны, то и
это приходится принимать как данность. И сия книга отнюдь
не ставит себе целью оценивать или комментировать подобные
явления.
Одно только хочется отметить. Ведь уж само то, что зародившаяся в
Омске группа «Гражданская Оборона» дошла в своем развитии до
выступления на концертных площадках в Лос-Анджелесе, ведь,
это уже полнейшая фантастика! Ведь, не должно этого было бы
быть, если смотреть на вещи здраво и реалистично. Но было же!
Ведь не приснилось же это всем нам! Так что же? Значит дело
не в национальности и не в климатических условиях, и не в
традициях существовавших на тех или иных территориях в прошлом
музыкально-этнических культур? Нет. Тут что-то другое!
Что-то «общепланетарное» и космополитическое. Нечто такое, что
обозреть и оценить по-настоящему и объективно можно будет
лишь с высоты мета-исторического полета.
«Для меня нет разницы, где я живу и сочиняю свои песни, в Омске или
в Нью-Йорке...,»– сказал мне однажды лидер и основатель
упомянутой сибирской группы «Гражданская Оборона», Егор Летов.
Что же, Игорь Федорович, золотые слова изволили изречь! Золотые
слова. Вот именно, разницы-то и нету. Но только для таких, как
Летов, или Гребенщиков.
Не место красит человека, это уж точно. И, однако же, «что проку
человеку, если он и весь мир приобрящет, а душе своей
повредит...»? «И какой выкуп даст человек за душу свою?»
«Стюардесса местных линий покидает самолет, Над Нью-Йорком, над Бразилией, Над землей, она поет: Рок, рок, рок... (из песни группы «Центр»)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы