Из «Книгоедства» – 1
Автографы
	Дураку ясно, что авторская надпись на книге увеличивает ее ценность
	во много раз, особенно, если автор уже в могиле. Сложнее
	обстоит дело с автографами живых писателей. Один мой знакомый
	прозаик, имени которого называть не стану, однажды мне сказал
	следующую парадоксальную вещь: «Неизбежное зло писателя –
	книги с автографами коллег. Мусор, от которого можно
	избавиться, но нельзя отказаться». Фраза довольно злая и, наверное,
	не вполне справедливая. Но какая-то доля правды в ней,
	согласитесь, есть.
	Писатель Андрей Измайлов как-то жаловался мне на писателя Володю
	Рекшана. Дело в том, что однажды в букинистическом магазине
	Измайлов обнаружил какую-то из своих книг с собственным же
	автографом В. Рекшану. Сам Рекшан категорически отрицал свою
	причастность к факту сдачи книги с автографом. В принципе,
	ничего зазорного в этом происшествии я не вижу. Всем известно,
	что у большинства отечественных прозаиков денег не то что
	нет, но зачастую не предвидится даже в далеком будущем. Поэтому
	ради элементарного выживания писатель имеет право совершить
	этот мелкий грех – сдать подписанную ему автором книгу
	пусть за мелкие, но все-таки деньги. И обижаться тут, по-моему,
	нечего.
	Особый случай с автографами – когда автор ставит перед собой задачу
	таким способом заработать. Классический пример – вояж
	Маяковского по Америке. Сопровождавший поэта Давид Бурлюк
	заставлял гостя из советской страны подписывать свои книги, объясняя
	это прагматически просто: неподписанная книга стоит 5
	долларов, книга же с автографом знаменитого гостя – 20.
	Кстати, об автографах Маяковского. Дмитрий Быков в книге о
	Пастернаке пересказывает показательный факт покупки Осипом Бриком у
	букиниста в 1939 году книги Маяковского «Хорошо!» с надписью:
	«Борису Вол с дружбой нежностью любовью уважением
	товариществом привычкой сочувствием восхищением и пр. и пр. и пр.» У
	того же букиниста Брик обнаружил и другую книгу, пятый том
	собрания сочинений Маяковского, также с автографом
	Пастернаку: «Дорогому Боре Вол 20/XII 1927».
	Сам Пастернак категорически отрицал, что эти книги подарены ему и
	попали к букинисту из его домашней библиотеки. «Это не мои
	книги, – ответил он Василию Катаняну на заданный по этому
	поводу вопрос. – И надпись не мне».
	Быков связывает факт продажи подписанных книг с сознательным
	открещиванием Пастернака от такого поэтического явления как
	творчество Маяковского. Так ли это или не так – доказывать
	литературным историкам. Я привел этот случай в качестве примера, не
	более.
Айвазовский
	В книге отзывов музея Айвазовского в Феодосии еще не очень давно
	можно было прочитать такие интересные записи:
	«Великий русский марионист. Зеркало русского флота», ниже подпись –
	«Подводники».
	«Просмотрел картины Айвазовского. Считаю что-то сверх естественное.
	Смотришь на картину море забывается где находится, хочется
	бросить в воду камешек». Подпись: «Панфилов».
	«Уходя на трудную и опасную работу, я вдохновляюсь картинами
	Айвазовского. Думаю это мне поможет». Подписано: «Майор Семенов».
	Мой знакомый предприниматель, владелец маленького кафе в крымском
	городке Богатырка, умел складывать из рыбьих костей картину
	Айвазовского «Пушкин на берегу Черного моря». Эту картину
	Айвазовскому помогал писать Репин – Айвазовский рисовал воду, а
	Репин сушу и Пушкина на утесе.
	К образу Пушкина Айвазовский обращался и самостоятельно, без помощи
	Репина: см. картину «Пушкин у Гурзуфских скал».
	Все эти примеры говорят о подлинной народности художника
	Айвазовского, настоящая фамилия которого Айвазян.
	И если английский маринист Тёрнер был романтиком-метафизиком, море у
	которого представляет собой туманный размытый фон, то у
	русского романтика Айвазовского море совершенно реальное, и
	если даже в нем бывает туман, то туман этот не выдуманный,
	природный.
	Отношение собратьев художников к творчеству Айвазовского менялось в
	зависимости от возраста и уровня популярности. Особенно
	характерно это выражено у Александра Бенуа, в юности
	восторгавшегося художником, а в старости бросавшего в своих изданных на
	западе мемуарах фразочки типа «Зал завешан морями
	Айвазовского». Наверное, мир-искусника раздражала цельность.
	Действительно, всю жизнь рисовать моря – такое постоянство дано не
	каждому. Это как всю жизнь пролюбить одну женщину, ни с кем
	ей ни разу не изменив.
Аксенов В.
	...Любовь, как известно, помесь низкого и высокого. Аиста и
	крокодила. Горек мёд первых любовей, а их бывало с избытком. И
	Аксёнов одна из них.
	Золотое было времечко – шестидесятые годы. Стиляги в «атомных»
	пиджаках и в ботинках «на манной каше». Первые джинсы, которые
	тогда назывались «техасами». Джаз, записанный на «костях». А
	уж эти ужасные мальчики, хиляющие по «бродвею» с гитарой, –
	это, конечно, мы, помолодевшие на тридцать пять лет.
Жаль, что вас не было с нами, дорогие молодые читатели.
	Перечитайте прозу Аксёнова. Веселый разноцветный язык, на котором он
	говорит, вдруг да сделает и нас, читателей, веселее. Если,
	конечно, мы, читатели, не страдаем хронической глухотой.
	Аксенов остался прежним, такой же разноцветный язык, такие же
	незадачливые герои. Ну одежды стали чуть-чуть другие, ну действие
	многих вещей смещается чуть ближе к Америке. Но так же и
	грустишь, и смеешься – как от встречи со старым другом. И так
	же жалко на последней странице расставаться с собственной
	юностью.
Еще об Аксенове.
	В двадцатых числах июня 1999 года мне и разным моим знакомым была
	послана E-mail-ом анкета, оформленная в виде письма. Текст,
	который я получил, полностью звучал так:
Уважаемый г-н Етоев!
	Тайный оргкомитет Первых Аксёновских чтений, которые состоятся 23
	июня с.г. в 18.00 в Крымском клубе (Москва, Кутузовский пр.,
	3, арт-центр «Феникс»), приглашает Вас принять участие в этой
	акции.
	Вне зависимости от того, будет ли у Вас возможность лично посетить
	Чтения, просим Вас ответить заранее на важные вопросы:
1. На какое живое существо (птицу, зверя, рептилию, членистоногое, дерево и
т.п.) похож В.Аксёнов?
2. Кем (каким) В.А. мог быть в прежней жизни?
3. Кем (каким) В.А. может оказаться в следующей?
	4. На какие темы Вы побеседовали бы с В.А., оказавшись с ним в
	ближайшие дни попутчиком в самолёте?
5. Прочли ли Вы последний роман В.А. «Новый сладостный стиль»?
6. Чего Вы пожелали бы В.А.?
Дополнительные вопросы:
1. Роль В. Аксёнова в истории русской литературы.
2. Роль В.А. в становлении его эпохи.
3. Роль В.А. в его собственной судьбе.
4. Роль В.А. в Вашей собственной жизни (вплоть до малейших вкусовых,
поведенческих и т.п. влияний).
5. В чём уникальность писателя Аксёнова.
Наш адрес: sid@rinet.ru, телефон (095):345-59-13.
Ваши ответы станут вкладом в сокровищницу мировой культуры.
	Считаем себя обязанными сообщить, что близящиеся Чтения –
	псевдонаучные входят в цикл акций Крымского клуба «Первые чтения» или
	«Коллекция интеллектуальных и художественных жестов в
	сторону знаковых фигур современного искусства» (в 1999 г.
	проведены Первые Рубинштейнианские, Некрасовские, Приговские
	чтения).
С надеждой,
Сид.
	P.S. Василий Павлович, почётный Президент Крымского Клуба, прибывает
	в Москву из Вашингтона накануне Чтений и непременно примет
	в них участие. Ваш ответ будет озвучен во время Чтений и
	через некоторое время помещён на открываемом в августе 1999 г.
	сайте Крымского клуба.
	Сегодня, в первый день рассылки вопросника (на 21.30 18.06.99 г.) на
	наши вопросы уже ответили Борис Стругацкий, Михаил
	Успенский, Максим Мошков, Баян Ширянов. Не особенно долго думая, я
	сел за клавиатуру компьютера и скоренько настучал ответ:
Уважаемый тайный оргкомитет!
Отвечаю по пунктам на присланные Вами вопросы.
Основные вопросы.
	1. На воздушный шар – самое живое из всех существующих во вселенной
	живых существ.
	а) Воздушный шар – универсальная форма жизни; он одновременно и
	птица, и зверь, и рептилия, и членистоногое, и дерево, и т.п.
б) Воздушный шар – отражение человека будущего в зеркале современности.
в) В небе грустно без воздушных шаров.
	2. Джонни Яблочным Зерном. Был такой реальный человек в истории
	молодой Америки, который ходил по стране с мешком яблочных зерен
	и насаживал повсюду яблоневые сады.
	Он же, кстати, первый придумал бейсбольную кепку с сильно вытянутым
	вперед козырьком.
	3. Памятником, кем же еще? Моего дедушки Александра Сергеевича с
	книжкой Етоева в руке.
	4. На самые ординарные – быт, здоровье, погода. Может быть, немного
	о литературе: спросил бы, почему он перестал писать для
	детей. Дети ведь тоже люди. «Мой дедушка – памятник» давно уже
	зачитан до дыр. Пора бы переиздать.
	5. Стыдно. Год уже как лежит на тумбочке на расстояние полувытянутой
	руки, а руку всё не протянуть полностью – мешает сволочная
	работа. Но желание прочесть – острое* (СНОСКА: Прочел,
	прочел – и получил удовольствие.).
	6. Первое: добрых и справедливых читателей. Второе: не обижаться на
	дураков и лентяев.
Дополнительные вопросы.
1. Как роль Петра I в русской истории.
	Прорубил окно в Америку. Избавил литературу от вшивости. Сбрил
	бороды и ввел в литобиход джинсы и ботинки на «манной каше».
	Вместо ансамбля «Березка» утвердил джаз. И так далее.
	2. Самая непосредственная. В. Аксенов и поколение его читателей не
	дали неоперившемуся птенцу свободы: а) пригреться в теплом
	навозе священной коммунистической коровы; б) замерзнуть, когда
	ветер в стране сменил направление – с юго-западного
	умеренного на холодный с севера и востока, то бишь из мордовских
	лесов и прочих заповедных мест СССР.
	3. Как литературный герой порою вдруг выходит из-под контроля автора
	и начинает жить самостоятельной жизнью, так и автор,
	подобно этому своему герою, может выйти из-под контроля жизненных
	обстоятельств и управлять ими по своему разумению.
По-моему, с В. Аксеновым происходило и происходит нечто подобное.
	4. Я никогда не был ничьим фанатом. Фанат, по определению, человек
	слепой и глухой. Хорошо бы он был еще немым и безруким.
Поэтому богом Василий Аксенов для меня никогда не был.
	Он был (и есть) для меня просто живой писатель, показавший живую
	жизнь, вкрапленную, как пузырек воздуха, в застывшую мертвую
	массу, которая нас всех тогда окружала.
	Я человек эпохи бочкотары, глядите, как на мне топорщится пиджак...
	Топорщащийся пиджак героев Аксенова мы примеривали к себе. И
	топорщащаяся проза его рассказов, его блистательная
	фантасмагоричность, его «Затоваренная бочкотара», «Стальная птица»,
	«Мой дедушка – памятник», «Золотая наша железка», «Поиски
	жанра» и прочее были как праздничный карнавал, как веселое
	первомайское шествие, где злодеи соседствуют с мудрецами, а
	негодяи необязательно берут верх над праведниками, как обычно
	бывает в жизни.
	По-настоящему вещи Аксенова вошли в мою жизнь довольно поздно –
	где-то с середины 70-х, когда гремевшие десятилетием раньше
	«Звездный билет», «Апельсины из Марокко», «Коллеги», «Пора, мой
	друг, пора» давно отгремели и воспринимались уже как
	классика.
	Это было время Галича, расцвет диссидентства, самиздата и тамиздата
	и поэтому романы Аксенова, особенно изданные за бугром
	(«Стальная птица», «Ожог»), укладывались в контекст охватившего
	тогда умы вольнодумства.
	Когда, уже в 90-х, я перечитывал эти вещи, то прежде всего внимал их
	неординарной эстетике, а не их политическому заряду. В 70-е
	же они горячили кровь скорее своей актуальностью и более
	напрягали мышцы рук и лица, чем те закоулки мозга, что ведают
	эстетическими пристрастиями.
	В конце 80-х, в самом начале горбачевских реформ, я даже написал
	письмо в журнал «Крокодил» после того, как там напечатали
	возмущенные письма читателей, якобы бывших когда-то поклонниками
	творчества Аксенова, но после его антисоветских выступлений
	на Западе готовых выбросить книги писателя на помойку. Зачем
	на помойку, писал я в письме, лучше пришлите мне, и далее я
	прилагал список книг, которые я в то время безуспешно
	пытался отыскать.
	Не знаю, как на меня повлияло творчество Василия Аксенова. Видимо,
	повлияло, как вообще влияют хорошие книги на творчество
	любого писателя.
	5. В чем уникальность писателя Аксенова? В чем вообще уникальность
	любого хорошего писателя? Это вопрос таинственный и очень
	индивидуальный. Сколько у писателя читателей, столько, видимо,
	будет и ответов на этот вопрос. А у Аксенова читателей
	много, я интересовался и знаю. Что касается меня, то мой ответ
	складывается из суммы предыдущих ответов.
	Не знаю, был ли мой ответ озвучен на Чтениях, да это, собственно
	говоря, и не важно. Главное, анкета дала мне повод высказать
	свое мнение о писателе, который для меня дорог. Мне этого
	более чем достаточно.
P.S. «Литературная газета» прокомментировала эту клубную акцию так:
	«Крымский клуб под занавес провел Аксеновские чтения, пригласив
	Василия Павловича послушать, что скажут о нем исследователи и
	поклонники; вторые явно возобладали, хоть и аттестовали себя
	по большей части критиками и филологами, а потому мероприятие
	проиграло в зрелищности аналогичным акциям, героями которых
	были более радикальные авторы…»
Оставляю этот комментарий без комментариев.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
                             