Из «Книгоедства» – 5
Детгиз
	В 2007 году в Детгизе вышла моя новая книжка «Правило левой ноги».
	Это моя десятая книжка, и мне очень приятно, что вышла она
	именно здесь, в Детгизе.
	Дело в том, что Детгиз – главное издательство моего детства, и,
	пожалуй, не было бы его, не было бы и меня как писателя. Когда
	нас, коломенских младшеклассников (я учился в 260-й школе на
	углу Лермонтовского и Садовой) привозили чуть ли не ежегодно
	на набережную Невы, где в то время находился Детгиз
	(Детлит), я специально экономил на школьных завтраках, чтобы
	приобрести в издательстве несколько новых книжек. А еще там был
	удивительный стенд, где стояли за стеклом книги моей мечты –
	«Страна багровых туч», «220 дней на звездолете», сборники
	«Миров приключений»… Сейчас, когда в стране не существует
	книжного дефицита, эти книги переизданы, может быть, по десятку
	раз, но тогда, в начале 60-х, их нельзя было найти даже в
	библиотеке.
	Я совсем не хочу сказать, что приверженность к литературной
	фантастике берет начало из моих походов в издательство. Наверное,
	это свойство времени – облекать свою мальчишескую мечту в ту
	материю, которая имеется под руками. Так молодость 20-х годов
	свято верила революционным заветам. Мальчишки военных лет
	готовы были с игрушечным автоматом идти защищать родину. Мы,
	послевоенное поколение, повернули свое лицо к космосу. Я не
	говорю обо всех. Кто-то был увлечен морем. Кто-то мечтал о
	музыке. Тогда, в 60-е годы, вообще было повальное увлечение
	посещать какие-нибудь кружки – шахматы, фотография,
	моделирование, – кружки были даже при жилконторах, школьники
	увлекались всем, и отбою не было от желающих. Потом это у
	большинства проходило, но у кого-то задерживалось надолго.
	Старая, еще советская формула, что фантастика – это литература
	мечты, до сих пор применима к детству. Очень хочется переделать
	мир, а где, как не в ней, фантастике, такое возможно сделать.
	Или так его изменить, чтобы ты, десятилетний подросток,
	почувствовал свою причастность к событиям, к которым в реальной
	жизни тебя взрослые на километр не подпустят.
	Я не верю унылым людям, утверждающим, что фантастика это книги
	второго сорта. Что фантастика это поле, где буйным цветом цветет
	посредственность. Что есть литература, а есть фантастика, и
	они, как гений и злодейство, две несовместимые вещи.
	Фантастика – это наша молодость, это альфа и омега литературы. Это
	интересно, в конце концов, а интересно это значит – любимо.
Драгунский В.
	Жил-был такой Кондрат Тимофеевич Подвальчук, украинец с 1915 года.
	Служил он в страховой кассе, но душою был великий артист.
	Однажды, не вынеся мук безвестности, Кондрат Тимофеевич написал
	письмо в Горконцерт.
	Прошу, просил он в письме, превратить меня в артиста гастрольных
	концертов и зарубежных поездок. И прилагал составленную им за
	ночь афишу с описанием собственных достижений. Вот она:
Кондрат Подвальчук! Имитатор и звукоподражатель! Без всяких инструментов! Только при помощи ротового отверстия!!! Подражает разных птиц и животных! Не уступает известных Кобзонов и другие!!! В зале смех и так до бесконечности!
	Не то чтобы Кондрат Тимофеевич был фигурой совсем безвестной. В
	селе, где Подвальчук проживал, он пользовался определенным
	успехом. Особенно у мальчишек и пионеров. Они бегали за ним
	стайками и кричали: «Дяденька, хрюкни! Дяденька, хрюкни!». И
	очень его этим разозлевали.
	Мы не знаем, что ответил Подвальчуку Горконцерт. Может быть, оставил
	его письмо без ответа. И сидит себе тихонечко Кондрат
	Тимофеевич в страховой кассе, имитируя при помощи ротового
	отверстия разных кошек, гусей и прочее. И никто о нем до сих пор
	не знает.
	А вот писателя Виктора Драгунского представлять не нужно. Зачем
	представлять писателя, пишущего смешно. Не тужащегося, как
	некоторые, а просто пишущего как пишется.
	Смех – великая сила и лекарство от большинства болезней. Смехом
	можно лечить от глупости, жадности и даже от сволочизма. И от
	много чего еще, включая плоскостопие и лишай.
	«И тут я увидел, что все униформисты тоже засмеялись, и я похлопал
	по животу Жилкина, он стоял первым к публике, он наш
	председатель месткома, и когда я его похлопал, он прямо покатился со
	смеху, и лицо у него стало глупым и добрым, хотя в жизни
	Жилкин довольно сволочеватый старик.»
	Это из «взрослой» повести Драгунского «Сегодня и ежедневно». Повесть
	рассказывает про человека, чья работа – смешить людей. Про
	циркового клоуна.
В одном месте он говорит о себе так:
	«Понимаешь, я какой-то странный, чокнутый, наверное. Мне хочется,
	чтобы они действительно смеялись. Наяву. Раз я клоун и раз я к
	ним вышел, они должны смеяться... Иначе я никуда не
	гожусь... Если они не смеются, если они не будут смеяться, когда я
	выхожу в манеж, можете послать меня ко всем собачьим
	свиньям. Меня вместе с моим париком, штанами и репертуарным отделом
	Главного управления цирков».
	На самом деле, клоун, о котором идет речь в повести, сам писатель
	Драгунский. До того, как начать писать, он был клоуном, был
	актером, был создателем, режиссером и бессменным руководителем
	театра литературных и театральных пародий «Синяя птичка».
	Поэт Михаил Светлов на банкете после премьеры одного из спектаклей
	«Птички» поднялся из-за стола и спел на мотив знаменитой
	когда-то песенки:
И Светлов – хорошо, И Бахнов – хорошо, Костюковский – хорошо, А Драгунский лучше!..
	Виктор Драгунский жил, всегда окруженный смехом. Он и родился-то не
	как все нормальные люди, вернее – не там: в Нью-Йорке! Даже
	не в Нью-Йорке – в «Нью-Йоркске», как значилось в домовой
	книге напротив фамилии жильца Виктора Юзефовича Драгунского,
	проживающего по такому-то адресу.
	Свою первую книжку Виктор Драгунский выпустил в 48 лет. Называлась
	она «Он живой и светится». И сам рассказ, давший книге
	название, и другие рассказы сборника давно уже стали классикой.
	После этой книжки писатель выпустил много разных других – не только
	про одного Дениску.
	Помните «Волшебную силу искусства» в исполнении Аркадия Райкина? Это
	тоже по рассказу Драгунского. И история про Кондрата
	Тимофеевича Подвальчука, украинца с 1915 года, тоже принадлежит
	ему.
	У Драгунского вышло несколько книжек сатирической и юмористической
	прозы – «Железный характер», «Шиворот навыворот», «Январский
	сенокос» и др. Выходили две взрослые повести – «Он упал на
	траву» и «Сегодня и ежедневно».
	Но самое вечное, самое помнимое, самое читаемое и перечитываемое у
	писателя – конечно, это «Денискины рассказы».
	С Дениской знакомы все – дети и юноши, мальчики и старушки,
	милиционеры и пожилые люди.
	«Когда у меня хорошее настроение, я люблю скакать. Однажды мы с
	папой пошли в зоопарк, и я скакал вокруг него на улице, и он
	спросил:
– Ты что скачешь?
А я сказал:
– Я скачу, что ты мой папа!
Он понял».
	Мы тоже, читая детские рассказы Драгунского, понимаем все с
	полуслова. Мы любим то, что любит Дениска. Любим слушать, как жук
	копается в коробочке; любим стоять перед зеркалом и
	гримасничать; любим плавать там, где мелко, чтобы можно было держаться
	руками за песчаное дно; любим гостей и, особенно, лошадей
	за их такие красивые и добрые лица.
	И не любим то, что не любит он. Не любим, когда задаются; не любим,
	чтобы в соседней комнате пели хором: «Ландыши, ландыши...»,
	когда мы ложимся спать; не любим, что по радио мальчишки и
	девчонки говорят старушечьими голосами...
	Лично я, вспоминая себя другого, того, что остался в прошлом, узнаю
	в себе маленького Дениску, и, наверно, любой из нас в своем
	детстве смотрел на мир такими же открытыми, как у Дениски,
	глазами.
	Я тоже строил у себя во дворе настоящую космическую ракету. И
	подбрасывал знакомым записки со зловещей подписью «Фантомас».
	Такие, как у Дениски, помните? «Биреги сваю плету. Она ща как
	подзарвется!» Или: «Выходи ночю на двор. Убю!» Я тоже двадцать
	лет провел под кроватью и еще десять лет – в платяном
	шкафу, но это уже моя история. А уж сколько книжек про шпиона
	Гадюкина прочитал я в те далекие годы, сколько было школьных
	спектаклей, в которых мне довелось сыграть, – и «Собаке –
	собачья смерть», и «Пионер Павлик Морозов», и «Общество чистых
	тарелок», и много всяких других, от которых и названий-то в
	памяти не осталось.
	Конечно, в детстве были не одни светлые дни. Это нам, сегодняшним, с
	высоты наших седовласых лет, детство представляется легким
	и беззаботным праздником. Были в нем опасности и подвохи,
	были страхи в темных парадных и подворотнях, были коммунальные
	дрязги и жестокие уличные разборки.
	Да, все это было, но почему-то вспоминается свет. Вот и книги
	Драгунского наполнены этим светом детства, от которого прыгают по
	одежде зайчики, а заботу и тени на наших лицах сменяет
	веселый смех.
	Сам Драгунский ушел. Это единственная печаль, которая никогда не
	оставляет меня после чтения его рассказов. Но печаль эта
	какая-то легкая. Я ведь помню его слова, переданные героем
	повести:
	«Главное было позади. Я отработал. Дал, что мог. И не впустую, нет,
	они смеялись. Если так будет всегда, то жить можно».
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
                             