Эпос
Илья Кутик (13/04/2010)
Лото Платона: Лекция голосов
Два эпиграфа:
1
Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,
Скрипучий поворот руля.
(1918)
2
[...] Скрипучий труд не омрачает неба
И колесо вращается легко.
(1919)
О.Мандельштам, Tristia
Есть барабан с шарами, называющийся – лото. Нет, не лотерея. А – небесные, что ли, вееровидные (и, видать, там коммерческие) моллюски, часто используемые (больше, в замшевых, складчатых формах) даже – нами дома. Но кто и когда – мог подумать, что они полны стиховой нагрузки, кроме – чисто фаталистической? Что, то есть, те перлы фатализма, которые в них замкнуты, а выкатываются – по везению, как бы, вашего номера, суть – жемчуга-шары, которые вы-то встряхиваете – сами! – каждый свой миг и шаг в этой жизни – лишь тем, что – ходите; тем, что моллюски – сделаны-то из муры уцелевших (ведь остальное стекло – разбилoсь!) то ли фрагментов, то ли – да нет! – не цитат вовсе, а – временем обкатанных справедливостей о том, что вы – в нём – собой представляете!.. Крутясь так вот – вперëд-назад – этот барабан и перемешивает в лото шары – и выдаëт не один (как колесо фортуны), а, скажем, комбинацию – нескольких. Но моллюск – все ж моллюск: он бережëт свой перл, т.е. ногу свою – как Филоктет, или как, скажем, русск- ий язый cберег бы – тот, кто Платона – на него взял бы, и – ногою же (левою!) – перепëр. Так что – что там вам выкатится: искорëженная цитата, что и есть, может быть, шар идеи; или – вообще – не пришей пейзаж к вашей нынешней жизни, так вам кажется! – ан нет: на брата не найдется – столько шаров, и уж ежели выкатился – то и обкатан, ваш! Один шар, другой, третий – но это всë-таки не Ицзин, тот (та) глубже, гуще, просто – населëннее… Это ж – лото Платона, или – плато вашей ладони, с реками – c тех вершин в нее съезжающими, которым до вас, извините, нет, ну, ни склона. А, значит, и толкованье смыслов (дополнительное) – зачем? Значит, и все гадание отпадает – как интрига боренья с Роком… А – что остается? Мне – лично – рифма: ем! Т.е. – лишь удовольствие: вот как – повернулось-то! шар-то – ещë и боком! Ещë и – с татуировкой!.. Понятно и так – Рок един, свой у каждого. А свобода воли (любят о которой порассуждать) есть две вертикали: вверх – рост, обрëк если себя на него, a вниз – деградация, что ли… Обе – вещи добровольные, т.е. выбираемые… А лото – не игра (как многие думают), а – раскрутка твоей судьбы на весь барабан: от Лота (остановка – в жене, ужасная!) и до (назад!) богини всех жëн Латоны – где вы тоже застряли бы, не будь их – шаров, перекатывающихся, как ох! ух! и ах! чьих-то метафор, похожих на костяшки лысые – оставшиеся без счëт, но по-прежнему – что-то вам отсчитывающиe, вращаясь на вертелах пространства, но здесь – вогнутых в барабана (всяк!) поворот. Не исключаю, что его и вертит – сам кулинар: Платон. Там – в мире идей – который, конечно, есть единственно реалистичный, я не исключаю, что именно он наконец-то дорвался до своего любимого занятия: строить, месть, чистить, ссылать, совершенствовать, словом… А т.е. – варить судьбу вашу, таким-то образом… Ведь говорил же Сократ, что богу до нас дела – нет. А кому-то – там! – нужно и постоять у барабана этого, с нами связанного, хошь – не хошь, рад – не рад… Так ведь?.. Вот он – и стоит, мало того – вертит… Но выпадают всë – шары из самого Платона или как-то с Платоном связанные… Причëм, с поэзией! Видно, у смерти тоже – не то Государство, чтоб поэзия не выкатывалaсь бы – ну, так уж чтоб монотонно! 1.0. Платон – написал: – Яблоко я. Год с гаком бросили мною – в тебя. А цели достиг ли я? – В том рот – как яблоко лаком – ответ: вянет – как я – он, не – соприкасаясь со ртом. 1.0.1. Вот и мы – год уж с гаком... Как похоже! Рты – определëнно! – вянут... Яб- локо, шар – какая разница, да? Я б его – давно выкатил, но – всë трепещешь, как листик, ты!.. 0.0. Платон – ну, молодец: В общем-то, выше критик как поэт: до 20-ти-то лет строк успел он настричь уйму – как дядя, Критий, и как родич, Солон, засоливший их – 10 тыщ! 2.0. Солон – вот, о соли: – Ветер волнует море. Но когда ничего не волнует сей вот ниши пейзажa, то и в мире нет вообще ничего – душетупиковее тише. 2.0.1. A у нас тут – озеро! Вид вполне Эгейский, но почти – ни глы- бы движенья, в сравненье!.. Вы понятия не имеете – до чего тупики круглы! 2.1. Еще он писал – так: – Вот пришли к власти – власти. Ты их – не выбирал. Наоборот. Но петь кифаред будет, как пел. В гимнасте торс не заржавeт. Властям подчинись – хочешь ли, нет. 2.1.1. И тут – были выборы! Нет, не выбирал, что правда – то правда... Но другие-то – да, если вообще не все! Кифаред-то – будет!.. Подчиняюсь ли же? – Как авто- матические белки – шары кружатся в колесе... 3.0. Дядя же – Критий – писал: – Игры ценю я наши: пьем – это только пол-дела; дело – когда ты не дрых, а – плеснувши из чаши, в цель – не допитым в себе метишь из луков своих. 3.1. Еще он писал: – А лидийские тосты мысли сбивают – на сторону. Это ввел азиат в нашу жизнь. Тьмы те толсты, что – вместо снега блаженства – на пиках мозгa лежат. 3.2. Да, видно – человек пить умел... Был ли, интересно, у эллинов алкоголизм? – Был! Не зря тому пример, говорят, Александр. – Наглотавшись пыли Герник и сажи Ассирий, шëл в запои, а умер – от белой горячки! Т.е. – всегда горя! 3.0.1. Дядя ж Критий – один из 30-ти, так называемых, тиранов Афин, т.е. сам – главный тиран. Но вообще-то – энтузиаст Спарты, т.е. – доблести и скромности! Понятно – ученик Сократа! Но – эстет, эпик, потомок Леды (в Спарте – эстетов нет!). Как взглянешь: яблоки и шары в нашем лото все перемешаны!.. Парис/Платон с яблоком... Еленa, ты, эпос, поп-арты эллинов и платонизм – всë, как будто бы, вышло – действительно! – из одной aуры. 4.0. – Здесь интеллекты-псевдо взяли привычку – спрашивать. Но и зато никогда не по сути! Беседа ведь знанью равна. Их же – «а почему?» – все: трюки хребта. 4.0.1. Знаем – и это! В точности, причëм. Что – не ходим мы на работу? Не выслушиваем софистов? – как своих, так и заезжих? – Да, слушаем! Но – вместо слушанья – другие: – A вот что ты хотел сказать? – Почему? Зачем? – a чтоб себя показать: Я сама/сам – лиха/лих! 4.0.2. – Для них – спор спора ради, а для умных: у тебя – своë, а у меня – моë мненья. За что в том ряде наук – споры и спëрлись, что тaм всë – шкряб-шкряб, как бритьë. 4.0.3. Да, Евен – умëн! – Глицеро- свеча! – Любим: Сократом, Платоном… Его портрет-мысль – не горох там Цицеро- Торpичелли – какой-нибудь, а – домкрат под губой, бородa же – ввысь!.. 0.1. Есть рассказ (очень малоизвестный, даже платоноведам) о том, как Платон – относился к поэзии и поэтам, лично. Последний великий эпик античности, Антимах, позвал народ на свою «Фивиаду». Да, длинную, в 24-х книгах! Платон – тоже был зван, естественно. А неестественно, что он был – тот единственный, кто оставался, покамест последний взмах последнего слова – плавно не опустился… Остальные – как-то все рассосались… По ходу дактилей – выходя из комнаты… Представьте картину: поэма – о походе семерых против Фив, люди – выходят, Антимах – декламирует, не обращая вниманья на выходящих; народу же, естественно, не до красот в поэме, а – лишь бы действие побыстрей и чтобы язык был красив именно в этих местах, а не – вообще, а тем более – не начиная аж с похищенья Европы (как то и было у Антимаха, пока он добрался до своих Фив…); короче, представьте – пустеющую комнату… В ней – в результате – двое: Антимах (стоит, скорее всего) и Платон (возлежит, скорее всего). Я не знаю, к какой части ночи Антимах смог дочитать последнюю часть 24-ой, наверное, книги, но – знаю, что стиховое впечатление от массива (такого! и, наверноe, вполне великого!) должно было быть одно: утро! Т.е. – невероятная лëгкость – внезапно! – всех (после!) ощущений… Т.е. – тебя рассказ как бы пробуждает, нагружая собой – стольким, что – когда он спадает, то – будто ты и видешь мир иначе, т.к. во время рассказа – ты не можешь сам видеть, тот – не пускает! Раз уж Платон – остался дослушивать, то, видать, в этом сказалось не только уважение к Антимаху, что было бы просто воспитанностью, которая еще никого в мире не заставляла – все 5 чувств перенапрягать над стихами, чьи строки плюс сюжеты смешаны – как в лото! В общем, нам – всë понятно… Это ведь – как магнит, да? А тем более – эпос… К нему – ну, сколько притягивается всего и откуда только – не?.. Всякая белиберда, кажется, а – на самом-то деле – в ней-то, как бы, и основное «О»! Тоже – понятно: и Платону, и нам… Вот это-то он и отслеживал… В мире идей, где единое – одно, а другого – много здесь, по эпосу, как по компасу и ориентируются… Потому и Гомер, к примеру, и стал у него злодей главный, что трудно что-то противопоставить – внутренне! – у того: одному и другому опусу… 0.2. Но Сократ – ведь и он стихи пописывал!.. Всех тянет к стихам – как мух к блюдцу мëда!.. Дошло – мало… Типа: Эвоэ, Аполлон Дельфиец и сестра его, Артемида!.. Это – лирический возглас! Эвоэ – он, конечно, не мог написать: междометье – относится к Дионису! Но – с другой стороны – заводясь ли вакханкой, девою безумной в пляске, сверху будучи ли до низу просто поэтом, которых Платон потом возненавидел за знанье страстей и внушенье их людям – какая в сущности разница, а? Интереснее то, что Сократ – был еще и поэт. Платон, конечно, об этом помнит! – Что осталось еще? Поученья, естественно. Наущая на путь – Сократ, говорит Диоген, использовал Эсопа. Эпос и – вот! – Эсоп. Анaграмма, в сущности – правда ведь? Первый возглас – вероятно, гимн, т.е. жанровая привязка – к эпосу... А про что – поученье? – Сократ тем и поэт хоть, что в стоп тесноту (элегические дистихи) Эсопа – впихивает, а иначе – смысл был ему нагим здесь, видимо, чересчур… Однажды сказал коринфянам Эсоп следующее – я это передаю Сократа – «Кто высоко добродетелен, тот и выше людского суда.» Мысль – очень сократовская. Более того – судьбоносная, как обычно – лишь у поэта и бывает в жизни. Ибо – что написал, то – и получил! Т.е. – глядение в аж туда у себя (и, между прочим, у других – с тобой связанных), куда и не собирался в минуту произнесения ли, написания ли строки!.. А – тем более – из Эсопа... Да и вообще, здесь уже – какой-то почти Св.Павел... Но – оставим. Так Эсоп как бы смуту эпоса жизни поэтовой – останавливает на секунду, и вдруг – просветляет! А ведь тропа здесь и нет никакого! Ни молыньи метафоры – осветившей бы поле нашего воображенья ли, скуки ли вашей, ни – особенной никакой мудрости, ни даже эсопова языка знаменитого!.. Лишь – слова, а – поражают! Ибо – это Сократ, что на муки пошел – ради этой самой добродетели! Хоть – мог бы всего избежать легко: сам Лисий – написал ему речь, приговор – подразумевал выкуп; даже – из тюрьмы – побег (а все – об этом знали) был готов, и только ждали – согласья у Сократа, на него!.. Но легло иначе: Сократ – решает умереть, чтоб показать людям их несправедливость! Т.е. – поэт: вовек героизм, его – страстная демонстрация, личная, плюс эллинизм, плюс полно скептицизма – по поводу способности людей: вообще понять, вообще оценить!.. Сократ – в общем-то – уже говорил как Христос, если не теми же – буквально – словами, но – точно уж – с тою же интонацией!.. Но – оставим. Другие дела. Другой ряд. 5.0. Аристотель же – блëкл: – Добродетель! Взыскуя лишь Тебя, в мрак низошли Аида – Ахилл и Аякс… – Три «А»! Всю тоску я гимна – вход в Ад! – так и вижу в разрывах хлопушек-клякс!.. 5.1. Вот А. о Платоне: Аристотель – Евдему с Родоса: «Прибыл ты в землю Афин – алтарь основав мужу, который всему свету собою являл – наглядно! – божественность.» – Ну, прав! 0.1.1. А – Антимах (тоже на А, вышеуказанный): там – от «Фивиады» – одни даже не фрагменты, а – строки и полустишья, зато какие! Например: Оба стояли там на дыбящей пыль и срам колеснице... Или – Каждый во жменях сжимал свой пастушеский посох ушастый... Кия удар по шару – в другие шары – зачем? – Чтоб те разлетелись в стороны, а тот один – загнался бы в лузу, так ведь? Или – лук Одиссея, со знаменитыми кольцами, взять... Та же идея... Правда, не касаясь других колец... Но, по смыслу, то же: пронзить – сквозь другое! Что длин всех этих эпосов – не осталось полностью, так не осталось – и лирики, элегий знаменитейших... Дело – не в длинах, а в варварстве их сжёгших, с Константинополем... Одной ногою текст любой – стоит в пепле, а другой (интересно – какой?) – в мире идей... Так что – горят здесь, и не восстанавливаются! – Пусть же скорее кратер, целиковый, сребряный, а также – чаши, те, что в доме моем хранятся (это всë говорит Тидей, аргосский участник похода), те, что златые – несут... И – далее (всë – например): 0.1.2. ... и воду, и мед вместе лили прозрачный, их в том кратере сребряном – ритмично и ровно мешая. После же – быстро и чаши всем вождям ахейским, стоявшим pядом, подали, и те – возлиянья тотчас совершили в кубках златых... 0.1.3. ... юноши-вестники – мехи с винной влагой, бессмертных достойною, преподносить им вместе с изысканной чашей в этом доме и полною до самого обода – мëдом... 0.1.4. ... каждому из вождей тут юноши-вестники стали кубки и подносить золотые – филигранной самой работы... 0.1.5. ... чаши златые вместе с кубками, те и эти – чтоб мëдом чистым до обода были полны! – пусть ему обе... 0.1.6. ... несущие кубок двуручный и мëдом всклянь наполненный чистым – был поднесен ему... 0.1.7. ... и – наполнила кубок... 0.1.8. Так вот грозили они (кто «они» – непонятно!), как когда-то город кавконов (что за «город» – неясно!) эпейские воины весь – сожгли до его оснований. О каких событиях речь – тоже абсолютно неясно, но фрагмент этот – сразу после стаканов, т.е. кубков и чаш, и это вот – самое-то замечательное! Ибо дальше уже – как Энний, римский, с его «Анналами» – т.е. одни обрывки баталий. Что ж получается? – а то, что шар шëл через вот такие шары, их расталкивая, чтоб попасть-таки в свои Фивы... А что ценней или интересней – это кому что. А что осталось всë-таки – пиршество, медленное, как у пчëл собирание мëда – предмета питья, так это – и есть эпос. Он вообще – виночерпий, как Ганимед. И – заключатель браков всего со всем, как Гименей. 6.0. Каллимах – пишет приблизительно следующее: Эпосов я не люблю, потому что длинные. Не сочиняю поэм длиннющих о царских деяньях и подвигах разных героев... Сочинял – и то, и другое! о тех и других! Написал столько строк, что – даже огнëм уничтожив 800 его главных опусов! – всех не смогли таки! А – что? – утроив, сколько б он получал за строчку? – а тогда платили! – причëм цари, Птоломеи, и не по рублю за стих, а – мешками! В общем – всë опять только слова!.. Но Каллимах – он гений, конечно!.. А на Платона – пишет забавные эпиграммы. Вот – одна, подразумевается доказательство загробной жизни, диалог «Федон»: Попрощавшись с солнцем, Клеомброт бросился с крыши прямо в Аид. И какое такое горе же заставило его броситься? – Да никакое! Он просто накануне прочëл Платона – диалог его о душе! Или – ещë: Клеомброт, ты как, умер? И что, лучше-хуже в Аиде? – Хуже! Слишком здесь много – людей добродетельных! Но это так – шутки роста поэтического, а гимны и поэмы – т.е. всë эпическое у Каллимаха – это уши пространства и времени тогда, а т.е. – Александрии (столицы, второй в истории после Афин, всего), а кто же – тогда – уста, так сказать? – да, кий злится, что шары раскатываются – впустую... А вот – впустую ли? И – обязательно ль должен шар один, или сразу несколько, загнаться в лузы? – Да, вон в ту я и мечу лузу, что есть – дар, Платон, а если – уж есть, то и зачем-то посланный шар – дан. 7.0. Анре Боннар пишет в 3-м томе своей знаменитой Греческой цивилизации: Александр был завоевателем пространства. Он не только разрушил греческий город-государство, но кроме этого распространил свою державу от Египта и Персии до Инда и Пенджаба. Пыл Боннара – абсолютно уместен и справедлив, а далее: Он открыл для своих последователей дорогу в Китай, дорогу еще не изведанную. Здесь – мой стих делает стоп – на будущее. Всë – правильно снова. Если б не Александр – то не покатился б шëлк из Китая. И далее: Затем появился Зенон – завоеватель уже не пространства, а человеческого сообщества. Таковым был также и Александр. Выходит, по Боннару, что он – Александр – был, в общем, всем наилучшим. Соглашусь – да, был им. И – под конец: Затем придет Павел из Тирса, – пишет Боннар, – «для которого в боге нет никакой исключительности к отдельным лицам» (цитата – не Боннара). Это – мы уже чуть затрагивали!.. А, в общем, сколько ни трися о факты и мнения – то в Александре все почти сходятся. Но ведь и он-то – продукт платонизма (Аристотель) и эпоса (Илиада)! Так что – и нам, и лото всë понятно!.. И вот Алексанр – спит. Справа – меч, слева – как всегда – Гомер... Ладонь левой руки – открыта, и в ней – шар! На вид шар этот – довольно-таки увесистый... Итак, представимте интерьер этого, скажем, шатра его походного: спит Александр с шаром в левой руке!.. Он – что? – демонстрирует избранничество, как Демосфен – голос? Это – что? – выкатилось ему из барабана таким макаром, т.е. – прямо в сонную руку и съехал шар ему, как в полоз? Ну, допустим... И вот – теперь он его держит, а верней – тот перекатывается по ладони, т.к. ладонь все же – спящая, нечувствующая... Пока не подкатывается, таким вот образом, к середине фаланг – нет, не македонских, а пальцев... что ни покой, ни движение, а – некое подобие столбняка у шара... Но тот из него выходит, и – бух! – роняется на пол! Просыпается Александр – мгновенно. Он его и держал-то, как оказывается, чтобы проснуться – если заснëт так глубоко! Судьбу Александра, впрочем, шар-будильник этот иллюстрирует тоже: она – сирена! Она – воет, поëт, а его – тянет... Oпять – магнит, опять – эпос с Улиссом, и как – матерьял, но – неважно... А важней, что шар-то – из ладони выкатившись – что-то ведь да гласит своим боком, когда, наконец, останавливается... А как раз этот-то фриз – не фриз рассмотреть, естественно, невозможно – никому... Но можно, за гранью грань, вообразить, что там на боку вам повернувшегося – изображено... Катай Александр шары – кием, он бы точно знал, что было таки на шарe написано том: Тянь-Шань, а, значит, и расталкивать бы ему – им! – тогда аж! – Китай.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы