Комментарий | 0

«Fleetwood Mac» в Бостоне

 

Слева направо: Джон Мак Ви, Мик Флитвуд, Линдси Бакинхэм и Стив Никс. 

 

 

          При характеристике британско-американской группы «Fleetwood Mac» всегда приходится уточнять, о каком периоде творчества этого коллектива идёт речь. История «Fleetwood Mac» имеет несколько периодов, неравномерно распределённых во времени. Вначале было много-много творческих поисков, и за несколько лет группа успела несколько раз видоизменить собственный стиль. А примерно с 1973 года, после очередного изменения состава, в её истории наступил период стабильности, во время которого группа вышла из «зоны андеграунда», обрела по-настоящему мировую известность и получила много-много золотых дисков. «Fleetwood Mac» уверенно вошли в Зал славы рок-н-ролла и сегодня воспринимаются как классики рок-музыка. На этом фоне вопрос о том, какой период для них оказался наиболее плодотворным, кажется риторическим. Тем не менее, позволю себе на него ответить: однозначно – первый. После 1973 года участники группы были озабочены, в первую очередь, зарабатыванием денег, а всё, что относилось к музыке, было лишь средством для достижения этой цели. А в начале пути именно музыка была для них на первом плане.

          Коллектив был создан в период расцвета молодёжной контркультуры, летом 1967 года, в Лондоне. Его создателем стал белый блюз-гитарист Питер Грин. Незадолго до этого Грин поиграл в составе группы «John Mayall & the Bluesbreakers», после чего пришёл к решению создать собственный музыкальный коллектив. В 1968 году «Fleetwood Mac» записывает сразу две пластинки, ставшие важными событиями в британском роке, и это при том, что в этом году музыкальных событий было много. Помимо Грина в состав группы вошли ещё один гитарист Джереми Спенсер, басист Джон МакВи и барабанщик Мик Флитвуд. Последние двое играли во «Fleetwood Mac» до конца его истории, если считать таковым 2003 год, когда был записан последний альбом группы. В конце 1968 года в «FM» появляется третий гитарист – Дэнни Кирван, что привносит в звучание группы дополнительную сложность и изысканность.

          В конце шестидесятых популярность «FM» среди английских неформалов росла стремительно. Не задерживаясь в Британии, группа совершает турне по рок-клубам Соединённых Штатов, и там реакция на их выступления была такой же, как в Англии.

          Наверное, отчасти «FM» повезло: они смогли оседлать волну. В конце шестидесятых в Англии и США возник мощный запрос на белый рок-блюз. И британские музыканты смогли на него ответить. Флагманом этого британского блюза стали «Cream», но очень быстро у них появилось много последователей. Среди них – «Fleetwood Mac». Но, как говорится, везёт тому, кто везёт. Кем точно не был Питер Грин, так это подражателем. Его гитарный стиль не копировал кого-либо. Грин искал собственное звучание, и находил его.

          Сегодня, когда почти все поезда, стартовавшие в шестидесятых, уже шли, слава Питера Грина среди любителей блюз-рока не померкла. Составление всяких рейтингов «самых лучших» - дело неблагодарное, но это никак не мешает таким рейтингам появляться. И когда речь заходит о десятке самых лучших блюзовых гитаристов, в большинстве подобных рейтингов Грин обязательно будет.

          К 1970 году «Fleetwood Mac» записали три полноформатных альбома, а потом в дело вступили наркотики. Если быть совсем точным, то «средства, изменяющие сознание», присутствовали в составе «FM» изначально, но к 1970 году они уверенно вышли на первый план. Летом 1970 года они нанесли удар по Грину, а чуть позже – по Спенсеру. Обоим был поставлен один и тот же диагноз – шизофрения, развившаяся на основе наркотической зависимости. После ухода Грина и началась эволюция «FM» в сторону мейнстрим. (Сам Грин осенью 1970 года успел записать сольный альбом «The End Of The Game», после чего на долгое время исчез в психиатрической лечебнице, но к истории «FM» это уже никак не относилось). В 1971 году Питер Грин неожиданно поучаствовал в очередном американском турне «Fleetwood Mac». Апофеозом этого турне стал концерт в Лос-Анжелесе, состоявшийся 27 марта 1971 года, на котором исполнение композиции «Black Magic Woman» превратилось в четырёхчасовую гитарную импровизацию Питера Грина. Публика была в восторге, но «в четыре часа утра у Грина закончились идеи». А далее наркотики и связанная с ними болезнь взяли своё…

          Легендарность ранних «Fleetwood Mac» уже в конце восьмидесятых столкнулась с серьёзным формальным препятствием. Блюз-рок – музыка импровизационная, и, следовательно, наивысшего развития достигает в процессе непосредственного, концертного исполнения. Для примера можно сравнить студийные и концертные записи Джимми Хендрикса. Разница очевидна. Но где найти записи концертов  «Fleetwood Mac» раннего периода? Шестидесятые годы – не лучшее время для записи бутлегов. И дискография «FM» долгое время этот вывод подтверждала. На безрыбье и рак – рыба. Наверное, от отчаяния найти что-то лучшее, фирма «Eagles Records» в 1998 году выпустила концерт группы, записанный летом 1968 года в Лондоне. Запись, мягко говоря, плохого качества. В итоге, получалось примерно следующее: общеизвестно, что звук «FM» завораживал зрителей на концертах, но этому утверждению можно было, по большому счёту, только верить.

          На этом фоне появление концертных записей группы в 2013 году можно считать настоящей сенсацией. Звучание этих записей великолепно. При этом издан был не один концерт, а целых три. Весьма вероятно, что издатели скомпилировали последовательность песен по своему, но, в итоге, каждый диск звучит примерно по 70 минут, что соответствует полноценному концерту. Записи вышли под единым названием «Boston». В местном клубе «The Tea Party» «Fleetwood Mac» играли 5, 6 и 7 февраля 1970 года, и концерты были не просто записаны, а записаны очень качественно. При этом можно восхититься обширностью репертуара группы: материал на трёх концертах почти не повторяется.

          Связь с Бостоном в некотором смысле удваивает легендарность и ценность этих записей. Причина в том, что «The Boston Tea Party» - клуб далеко не рядовой в Северной Америке. Он сам по себе – легенда. Клуб открылся в начале 1967 года и просуществовал до конца 1970-го. За эту относительно недолгую историю клуб превратился в одну из главных площадок американского психоделического рока. Помимо местных групп, здесь успели выступить «Cream», Фрэнк Заппа, Джимми Хендрикс, «Grateful Dead», «The Byrds», «Led Zeppelin», «Santana», «Ten Years After» и многие другие. А «The Velvet Underground» вообще могут считать его одной из своих домашних площадок. Их здесь видели очень часто.

          Для молодого человека из Бостона в конце шестидесятых «The Boston Tea Party» - это примерно то же самое, что Рок-клуб конца восьмидесятых для ленинградского студента того времени, или московское «Кафе «Лира» в году 1983. Но и в восприятии «The Boston Tea Party» присутствует та же проблема, что сопутствует концертам «Fleetwood Mac»: память есть, а качественных записей нет. Записывать пытались, но, например, концерты тех же «The Velvet Underground», сделанные на этой площадке, могут быть по-настоящему интересны только историкам рок-музыки.

          Получается, что бокс-сет «Boston» убивает сразу нескольких зайцев. Есть шанс услышать «FM», и, в то же время, попытаться ощутить атмосферу легендарной рок-сцены. Без прослушивания хотя бы одного из этих концертов представления о роке шестидесятых годов сегодня рискуют оказаться неполными.

 

          P.S. Для Грина вся эта история с наркотиками закончилась более-менее благополучно. Пройдя сквозь несколько лечебниц и серию мощных психологических кризисов, в итоге смог вернуться на сцену и записать ряд добротных блюз-роковых альбомов. При желании можно послушать, например, вот этот: Peter Green Splinter Group – Destiny Road (1999). На какое-либо «новое слово в музыке» его позднее творчество не претендует, но и ниже определённого уровня оно тоже не опускается. Умер 25 июля 2020 года.

          Джереми Спенсер под влиянием наркотиков присоединился к одной из религиозных сект. После стабилизации своего состояния выпускал сольные альбомы, а потом замолчал. Лет на тридцать. Неожиданно появился во второй половине 2000-х в качестве фолк-исполнителя.

          Удивительно, но и третий гитарист из раннего состава «Fleetwood Mac» Дэнни Кирван (Danny Kirwan) так же испытал серьёзные проблемы с психикой, из-за чего, в итоге, вынужден был покинуть группу. Создаётся впечатление, что душевные проблемы музыкантов раннего «Fleetwood Mac» стали своеобразной платой за то феерическое звучание, которым группа поражала своих слушателей в начале своей музыкальной истории.

3CD-Box «Boston» можно найти, в частности, на сайтах: Lagrima Psihodelica 5 (http://lagrimapsicodelica5.blogspot.com/search/label/Fleetwood%20Mac )

и Willie Said (https://williesaid.blogspot.com/2020/07/fleetwood-mac-boston-2013.html )

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка