Комментарий | 0

«Интеркосмос-2008». Музыка в символическом пространстве

 

 

 

 

        В мае 2008 года немецкая группа «Interkosmos» записала диск с таким же названием. Запись была сделана на одной из маленьких, «андеграундных» студий. Сама группа будущего не имела изначально. «Interkosmos» был задуман как одноразовый сайд-проект лидера краут-группы «Zone Six» Дэйва Шмидта, выступающего под псевдонимом «Сула Бассана». На коммерческий успех записи никто не рассчитывал, и она распространялась в Сети бесплатно. Но, вопреки всем ожиданиям, этот альбом можно считать одним из самых значительных произведений немецкого спейс-рока последних десятилетий.

          Ситуация, сложившаяся в немецком спейс-роке вполне органично отражает общее состояние музыкальной Германии и, более того, положение в немецкой культуре в целом. Эта ситуация очевидным образом является противоречивой.

          С одной стороны, спейс-рок в Германии имеет очень глубокие корни. Краут с самых первых шагов активно осваивал космическую тематику, но даже он не был первым на этой почве. Ещё в 1959 (!!!) году появилась легендарная запись Карлхайнца Штокхаузена «Kontakte», положившая начало истории немецкого академического электронного авангарда. И с этого момента синтезатор становится важнейшим элементом западногерманской музыки. В 1970 году выходит альбом «Electronic Meditation» группы «Tangerine Dream», в котором электронное звучание синтезируется со стилистикой «Pink Floyd». А ещё через год появляется группа «Ash Ra Tempel», и с этого момента существование спейс-рока как субстиля краута можно считать состоявшимся.

          В том же 1971 году спейс-рок появляется и в Британии. Английская группа «Hawkwind» записывает легендарный альбом «In Search Of Space», а ещё через год – не менее легендарный «Doremi Fasol Latido». Манера «Hawkwind» сильно отличалась от манеры «Ash Ra Tempel», что позволяет говорить о наличии двух стилистических версий спейс-рока – немецкой и англо-американской.

          Но если в Англии и США спейс-рок никогда не входил в число ведущих направлений рок-музыки, то в Германии интерес рок-музыкантов к теме космоса всегда был устойчивым и не исчез даже тогда, когда группы первого поколения краута перестали существовать.

          Но, по крайней мере с середины девяностых годов, на немецкой спейс-сцене возникла противоречивая ситуация, связанная с экспансией англо-американского спейс-рока. Обладая самобытными традициями, значительное количество немецких музыкантов стало ориентироваться не на них, а на эстетику «Hawkwind». Объяснять этот выбор коммерческими причинами сложно, т.к. альбомы спейс-рока не претендуют на широкое коммерческое распространение. Какой вариант не выбери – немецкий или английский – результат будет одинаковым. Причины выбора связаны не с коммерцией, а с культурными трендами.

          Рост популярности «Hawkwind» в Германии – это частный случай американизации европейской культуры в целом. Не секрет, что сегодня большинство английских коммерческих групп ориентируется именно на американский рынок. Если в шестидесятые годы Англия перехватила у США инициативу в процессе производства новых музыкальных стилей, в связи с чем американская музыкальная критика заговорила о «британском вторжении», то в семидесятые годы ситуация вернулась к стандартам конца пятидесятых. США вновь формируют основные тренды в современной музыке, а Британия стремится под них подстраиваться. По сути, большая часть современного английского рока – это американский продукт, сделанный за пределами страны. Его содержание в полной мере соответствует стандартам и вкусам американской сцены.

          На этой волне и «Hawkwind», неожиданно для себя самих, превратились в инструмент американизации региональных рок-сцен.

          Те же «Zone Six», из недр которых родился «Interkosmos», в полной мере этой тенденции соответствуют. Их поздние альбомы («Hyperspace Overdrive», «Kozmik Koon») – это инверсия спейс-рока «Hawkwind», пусть и не столь очевидная как у многих других представителей этого стиля. При этом немецкая группа звучит намного качественнее, чем её прототип. По крайней мере, если вспоминать об альбомах «Hawkwind», записанных после семидесятых годов.

          В этом контексте «Interkosmos» может рассматриваться как осуществление стремления немецкого спейс-рока вернуться к собственным корням. Если оценивать конкретные результаты, оно оказалось безусловно успешным, если взглянуть на его «социальные последствия», то неудачным. Господствующую тенденцию альбом переломить не смог. Даже на творчестве «Zone Six» этот альбом не отразился. Группа как играла в манере «Hawkwind», так и продолжает играть.

          Возможно, «Interkosmos» стал для музыкантов попыткой заглянуть в некую альтернативную реальность, в которой немецкий краут (и шире – немецкий мир) существует и развивается вне давления со стороны, опираясь исключительно на собственные традиции.

          В рамках такого стремления обращает внимание символика альбома, связанная с его названием и оформлением. Удивительным образом она оказывается связанной с символами не ФРГ, а ГДР, Советского Союза, и шире – мира социализма.  Для начала стоит обратить внимание на то, что название группы написано на альбоме по-русски, а общее оформление производно от обложки советских сигарет «Космос». На символическом уровне социалистическая парадигма становится главной антитезой процессам американизации и, связанного с ней капитализма, что, кстати, в полной мере соответствует и настроениям «классического» краута, стоявшего на радикальных антикапиталистических позициях.

            Официальная немецкая идеология может сколько угодно муссировать тему штази и восточногерманского тоталитаризма, а реальной исторической альтернативой для значительного числа немцев оказывается именно Германская Демократическая Республика. «Interkosmos» очевидным образом играет именно на таких настроениях. И в сравнении с музыкой «Zone Six» «Interkosmos» звучит значительно легче, воздушнее, что соответствует идее «прекрасного воспоминания».

          И, если судить по составу группу, такая альтернатива – не только немецкая. Бас-гитарист (Бернхард Фашинг) – австриец, барабанщик (Сержио Себаллос) – испанец.

          Но какой-либо анализ символов, сопутствующих этому альбому, был бы ненужным, если бы музыка оказалась заурядной. Но Шмидту и К удалось создать, с одной стороны, действительно оригинальную версию спейс-рока, а, с другой стороны, вписать его в культурную память. Перед нами – демонстрация того факта, что подлинный и самобытный стиль способен развиваться вопреки всем внешним, выступающим против него обстоятельствам. И хочется верить, что возрождение подлинного немецкого спейс-рока ещё впереди и не заставит себя ждать долго. Всё, что для этого нужно, это лишь – глобальная антикапиталистическая национальная революция. А в ином случае Берлин, Мюнхен, Гамбург и Кёльн будут слушать Muslimgauze.

          Скачать «Interkosmos» бесплатно и абсолютно легально можно здесь: https://clinicalarchives.blogspot.com/2009/05/ca260-interkosmos-interkosmos.html

          Альбомы «Zone Six» можно послушать здесь: https://zonesix.bandcamp.com/

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS