Сердце картины. Тайна первого слоя
Вы не замечали, как интересно рассматривать незаконченные произведения художников? Например, полустертые наскальные рисунки каменного века, или, скажем, работы Леонардо да Винчи, несколько шедевров которого дошли до нас только с подмалевком, поверх которого Мастер уже ничего не делал? Согласитесь, в таких случаях мы словно оказываемся в мастерской художника и наблюдаем интимный процесс написания картины с самых первых ударов кисти. Словно приоткрывается завеса над творческой "кухней" мастера, которую он, возможно, хотел бы скрыть, подобно фокуснику, ревниво оберегающему секреты своих "магических перформансов". Глядя на такие полотна, мы говорим о незавершенности, недосказанности. Возможно, что у художника не оказалось времени для того, чтобы завершить картину, или не зависящие от него обстоятельства помешали. А, что, если художник сам сознательно решается на этот шаг, показывая нам только-только начатую картину? Это именно то, что осуществляет в своём очередном арт проекте опытный и признанный в мировом художественном сообществе азербайджанский живописец Вугар Мурадов.
Со дня своего возникновения живопись влечёт нас своей тайной. Не имеет значение, что предстоит нашему взору, наскальное ли изображение времён палеолита, изысканная картина эпохи Возрождения, эмоциональное полотно романтика, или живопись современного художника, который пишет свои холсты в век экранной аудиовизуальной культуры. Сама материя живописи проникнута тайной. Мы можем сказать, что это ощущение складывается из-за связи живописи с телесной энергетикой художника, который при создании картины вкладывает в неё всю свою душу. Но это звучит слишком привычно и банально, как само собой разумеющееся. Не оспаривая истинность сказанного, я выскажу следующее предположение: тайна живописи сродни тайне восприятия и именно поэтому холст, покрытый масляными красками до сих пор оказывает на нас такое же магнетическое воздействие, как и на нашего предка в палеолитических пещерах. И это несмотря, как я уже отметил, на актуальность в современном искусстве совсем других, более соответствующих нашей скоростной и суетливой эпохе форм визуальности.
Но, что значит утверждение – тайна живописи сродни тайне восприятия? Это значит, что процесс создания произведения схож с процессом зрительного восприятия, с тем, как мы видим окружающий мир. И вот здесь заключена вся интрига – та интрига, к которой, на новой стадии своей творческой эволюции прикоснулся Вугар Мурадов.
На счету Вугара много персональных выставок. Каждая его экспозиция отражает новый этап поисков форм выразительности, смелых экспериментов с цветом, ритмом, фактурой, композицией, техниками письма. В целом же можно сказать, что все эти безусловно важные для творческого развития художника поиски имеют отношение к тому, что составляет видимую нами поверхность завершённой картины. На художественных выставках мы, как правило, всегда сталкиваемся с той завершённостью произведения искусства, которая соответствует визуальному образу мира, сформировавшемуся у нас в сознании в процессе зрительного восприятия.
Итак, закрепим мысль о корреляции между живописью и зрением: обычная завершённая картина соответствует заключительному этапу зрительного восприятия, когда после сложнейших нейрофизиологических процессов у нас в мозгу, в нашем представлении складывается целостная картина мира. Но зачем я акцентирую внимание на этом аспекте? А потому что Вугар в новом своём проекте предлагает нам взглянуть на самые начальные этапы процесса создания картины. Он представил нашему вниманию серию картин, прописанных только одним первым слоем. Несколько однослойных картин В. Мурадов специально написал на органическом стекле, чтобы зритель мог лицезреть картину не только спереди, но и с тыльной стороны – прозрачность оргстекла превращает картину в объект, который можно обозревать с разных сторон. И тогда первый живописный слой по использованию естественного света напоминает цветные витражи...
Можно сказать, что Вугар представляет вниманию аудитории незаконченные полотна. Мы ведь всегда были свидетелями его многослойных работ, которые сразу узнавались по почерку мастера. Его картины всегда балансируют на грани фигуративизма и абстракции. Они вбирают в себя как традиции западной модернистской живописи, так и азербайджанской традиции визуальности, восходящей к декоративно-плоскостному искусству ковра и миниатюры. Но все эти полотна создавались как произведения, содержащие в себе несколько живописных слоев, последний из которых придавал картине законченность и формальное совершенство, как и должно быть в случае с картинами. А сейчас, вдруг – только первый слой. Вот в этом и заключена вся тайна! Тайна первоначала, которая потом оказывается заслонённой новыми слоями и поэтому уходит в тень, в сокрытие. А ведь именно в первоначале заключается невыразимая сила абстрактной визуальной магии, да и не только визуальной. Неспроста основоположники древнегреческой философии – Фалес, Парменид, Гераклит, Анаксимандр и др. – занимались поисками Первоначала, нарекая его то "водой", то "огнём", но "беспредельностью" и т. д.
Первоначало – неуловимо и поэтому его трудно поймать, зафиксировать. Заметьте, что мы не помним первых двух-трех лет нашей жизни. Мы начинаем себя осознавать и помнить только когда осваиваем язык, т. е. где-то приблизительно с четырёх лет. Значит ли это, что в первые годы нашей жизни ничего не происходит, и мы всё это время неосознанно едим, пьём и спим? Ни в коей мере! Более того, осмелюсь предположить, что именно в эти годы происходят самые интересные "события" в нашей жизни. Разумеется, не социальные события, а чисто перцептивные, зрительные. Наше восприятие в этот период оказывается под мощнейшим воздействием визуальных потоков из внешнего мира – мы видим огромное количество цветовых пятен, хаос из беспорядочных линий, форм, самых разных деталей, предметов, названия которых мы пока не знаем, но визуальная мощь которых уже проникает в наше бессознательное... Одним словом, мы контактируем с чистой абстракцией. Потом, освоив язык и узнав имена конкретных предметов, мы забываем эти яркие первоначальные картины, эти потрясающие впечатления первых лет. У нас в сознании уже формируется устойчивая физическая картина мира. Вот эти первые два-три года нашего пребывания в мире можно назвать первым слоем нашей жизни. Этот первый слой показывает тот просвет, сквозь который в нашу жизнь проникает свет из иного измерения, свет тех невидимых миров, которые потом заслоняются, загораживаются последующими "слоями" жизненных событий и впечатлений и забываются нами, уходят в глубины бессознательного. А ведь это не просто просвет. Это именно мост между этим миром, в котором мы рождаемся и теми мирами, откуда мы пришли сюда. Звучит мистически, понимаю. Но когда мы говорим об искусстве, у нас есть полное право предаваться тому, что французский философ Анри Корбен называл "активным воображением". Ведь искусство, в отличии от научного формата познания, тяготеет больше к мистическим погружениям, к сверхрациональным инсайтам.
То же самое можно сказать и о процессе зрительного восприятия. Первый этап восприятия подобен первому слою живописи. Это первоконтакт с Реальностью. Это прикосновение к самой сердцевине мира. Немецкий философ И. Кант называл эту Реальность "миром-самим-по-себе". Это сфера чистых ощущений, открытой чувственности, когда мы, словно малолетние дети, общаемся с самыми глубинными пластами бытия. Это когда мозг ещё не успел обработать сигналы из внешнего мира, и они составляют с нашим открытым зрением единое целое. Но этот этап, как и первые два-три года жизни человека, быстро "заканчивается". Первый слой восприятия почти сразу же покрывается последующими слоями – новыми, уже вторичными впечатлениями, которые мозг быстро обрабатывает и рисует на экране нашего сознания завершённый образ мира, таким, каким мы его воспринимаем всю оставшуюся жизнь: физический мир, наполненный раздельными предметами; мир раздора, вражды и несправедливости. А хрупкий и неуловимый первый слой/этап уходит (вытесняется) в бессознательное, забывается. Но ведь именно в этом первом слое заключена вся суть нашего взаимодействия с сердцем Реальности! Именно на этом этапе каждый из нас персонально контактирует с тем, что можно назвать миром Зазеркалья, тем подлинным "миром-самим-по-себе", который мы жаждем увидеть здесь на земле, как мир абсолютной чистоты и справедливости. И доступ к этому миру остаётся в тайнике далёкого и закрытого от нашего уже сформированного восприятия, первом слое.
Так вот, принимая во внимание вышеизложенное, получается, что в своём новом проекте Вугар Мурадов предлагает нам вернуться к самому первому этапу восприятия, обнажая первый слой картины, который обычно оказывается скрытым под последующими слоями. Вы спросите: как это работает? Отвечу так: это работает посредством того, что учёные, исследующие древние исторические эпохи называют "имитативной магией" – когда подобное производит подобное, или цепь ассоциаций вводит человека в определённое состояние сознания. Художник наносит только один первый слой. Этот слой уподобляется первому этапу восприятия. Художник может нанести последующие слои и завершить картину. Но тогда мы вновь окажемся в ловушке уже известного нам мира, и, по аналогии, гласящей, что первичный слой живописи подобен первичному же этапу восприятия, мы вновь потеряем доступ к самому раннему этапу контакта с подлинной Реальностью (то есть Реальностью такой, какая она есть в своей первозданной сути). Таким образом, Вугар Мурадов приглашает нас в лабораторию тайных процессов, которые имеют место в нашем мозгу и сознании. Тех процессов, в результате которых творится видимый нами мир. Но художник косвенно (то есть не буквально, а метафорически, через аналогию) обращает наше внимание не просто на эти процессы, а на самый ранний этап восприятия. Тем самым он приглашает нас совершить путешествие вглубь нашего бессознательного, в безмолвный тайник нашей души, в котором скрыто забытое нами Знание...
Когда в мире написано огромное количество самых разных картин, когда музеи и галереи переполнены произведениями искусства, когда всё уже открыто и переоткрыто и когда ваша очередная персональная выставка может оказаться всего лишь ещё одним мероприятием в мире культуры, впору остановиться и подумать: а зачем мы всем этим занимаемся? Вопрос "зачем?" – принципиальный! Он связан со сферой смыслов. И именно он пробуждает мысль о Первоначале – Первоначале, на которое указывает первый слой картины, являющийся в то же самое время и сердцем этой картины.
Тект иллюстрирован картинами Вугара Мурадова.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы