Комментарий | 0

Воздух меланхолии. Возвращение «Moonspell»

 

 

 

       26 февраля вышел новый альбом португальской группы «Moonspell» – «Hermitage». Альбом появился после трёхлетнего студийного молчания. И это обстоятельство само по себе подогревает к нему интерес. «Hermitage» по современным меркам – не большой и не маленький. 59 минут звучания вполне достаточно для того, чтобы не наскучить, но, в то же время, суметь высказаться предельно ярко.

       Если оценить характер ожиданий публики по поводу этого альбома, то ни в коей мере нельзя назвать их однозначными. «Moonspell» давно уже имеют очень противоречивую репутацию. От них по-прежнему ждут шедевров, получают разочарования, и снова ждут. Большинство других команд, выпускающих средние, посредственные альбомы на протяжении полутора десятилетий, уже давно бы выпали из сферы общественного внимания и никаких ожиданий не вызывали бы. Но к «Moonspell» это не относится. Они по-прежнему, вопреки всему, продолжают оставаться явлением.

       На восприятие творчества этой группы серьёзное, можно сказать – роковое влияние оказывают обстоятельства времени. Многое зависит от того, когда эта группа была услышана впервые. Для тех, кто её слушает относительно недавно – лет двадцать примерно, она – одна из многих в бесконечном ряду групп, играющих dark metal. В этом ряду есть группы, звучащие хуже, но можно найти многих, кто звучит интереснее. В общем, ничего особенного.

       Но был другой «Moonspell». Это «Moonspell» девяностых, звёздным часом которого стал альбом «Wolfheart», записанный в 1995 году. По сути, несмотря на то что на момент записи группа существовала уже шесть лет и успела отметиться рядом невнятных демозаписей и синглов, «Wolfheart» стал первым настоящим альбомом группы. И он стал музыкальной революцией. Это – один из главных «тяжёлых» альбомов десятилетия, легитимировавший направление «gothic metal».

       При том, что музыкальная жизнь в последние тридцать лет бьёт ключом, альбомов, по отношению к которым уместна характеристика «революционный», крайне мало. «Wolfheart» предельно наглядно продемонстрировал, что тот корневой тяжёлый саунд, рождённый в конце шестидесятых – начале семидесятых годов прошлого века, не выродился в набор застывших, полумёртвых стилей, а является живой, активно развивающейся традицией. Экспрессивный, тяжёлый и, в то же время, утончённый, этот альбом открыл новые горизонты перед тяжёлой музыкой, не потребовав от неё взамен разрыва с собственными корнями.

       После «Wolfheart» последовал изящный и провокационный «Irreligious», опирающийся уже на новые, предельно современные звучания, благодаря чему аудитория слушателей «Moonspell» значительно увеличилась. А далее, в интервале между 1998 и 2001 годами группа записала ещё три ярких альбома и окончательно превратилась в легенду.

 

 

       И когда мы ждём появления очередного альбома «Moonspell» необходимо разобраться со своими ожиданиями. Чего мы хотим? Что бы новый альбом этой португальской группы стал лучше, чем предшествующий, или чтобы музыканты записали нечто соразмерное тому, что ими было записано в девяностые? Если попытаться ещё раз прослушать альбомы 2015 и 2017 годов («Extinct» и «1755»), то первая задача не выглядит сверхсложной. Если же мы ориентируемся на цель №2, то всё – намного сложнее и неопределённее…

       «Hermitage» по многим параметрам вступает в противоречие с «Moonspell» девяностых, и, предполагаю, из-за этого способен вызвать непонимание и критику со стороны ряда поклонников группы. Но, в то же время, он по-своему великолепен и может считаться главным музыкальным событием в жизни тяжёлой сцены последних месяцев. «1755» остался далеко в прошлом, и это – хорошо.

       Главное отличие «Hermitage» от первых альбомов группы в том, что он подаёт себя в фоновом режиме. Материал ранних альбомов содержал в себе очень яркие вещи, почти каждая из которых отличалась выразительной индивидуальностью. Неповторимая мелодика, постоянный поиск новых аранжировок, предельно экспрессивная подача создавали впечатление, что те, старые альбомы собирались из уникальных драгоценных пазлов. Если использовать футбольную терминологию, это были «команды звёзд». «Hermitage» таких «звёзд» по большому счёту не имеет. Но, в то же время, он является удивительно целостным, он – «команда звезда».

       Музыкальный материал этого альбома удивительно ровен. Хитов, т. е. очевидным образом выделяющихся песен, здесь нет. Обращают на себя внимание «The Greater Good», выпущенная до этого отдельным синглом, и «The Hermit Saints». Но и они – первые среди равных. Они органично вписываются в общее звучание, и не столько выделяются из общего ряда, сколько расцвечивают его, делают более утончённым.

       Утончённость и лиричность – это главные характеристики «Hermitage». Здесь «Moonspell» отказались от той агрессивной экспрессивности, что была свойственна им на протяжении всего предшествующего творчества. Такой отказ вполне обоснован. Агрессия уместна, если естественно соответствует общему строю музыки. Но в последние десятилетия этот общий строй нарушился. И экспрессия вокала не подкреплялась музыкальной поддержкой, из-за чего воспринималась как избыточная, театральная и вымученная.

       На «Hermitage» экспрессия уходит в глубину. Она присутствует в интонациях, нюансах, но не фонтанирует, не стремится выйти на первый план. Наверное, Фернанду Рибейру, вокалист группы, по-прежнему остаётся её идейным лидером. По крайней мере, новый альбом представлял именно он. Но в музыкальном плане сегодняшний Рибейру – это, безусловно, «командный игрок», не тянущий одеяло на себя. На первый план выходит не вокальное исполнение, а музыка.

       Утончённость в данном случае непосредственно связана с аранжировками. С одной стороны, они сложны, многоплановы, но, с другой, также не выходят на первый план, сложность не довлеет над мелодикой. Более того, освободившись от обязанности звучать подчёркнуто тяжело, резко и экспрессивно, «Moonspell» предоставили мелодической основе своей музыки дополнительную свободу. И это решение оказалось в полной мере оправданным.

      Атмосферу ранних альбомов группы можно условно охарактеризовать как «крик отчаяния». В дальнейшем отчаяния как экзистенциального состояния становилось меньше, а крик сохранялся. «Hermitage» – это не пафос отчаяния, а проявление глубинной, не стремящейся к навязчивой демонстрации меланхолии. Этот дух меланхолии пронизывает собою весь альбом, звуча где-то резче, где-то мягче. Но, в целом, он – устойчиво лёгок, придаёт альбому особый, атмосферный, воздушный характер. Этот ветер меланхолии не навязывает себя, не требует от слушателя масштабных, радикальных погружений. Наоборот, он сам, почти неуловимым образом встраивается в настроение слушателя и меняет это настроение изнутри. Можно сказать, что в процессе прослушивания альбома мы дышим воздухом меланхолии, но такое дыхание уже ни к чему не призывает и не обязывает.

       Безусловно, необходимо учитывать, что термин «лёгкость» используется здесь применительно к хардовой (тяжёлой) парадигме. Возможно, в связи с этим, стоит говорить о воздушности, плавности, которая обволакивает собою весь музыкальный строй, несмотря на наличие в нём многочисленных гитарных партий.

       К тому, что можно считать относительным минусом «Hermitage», стоит отнести слабое присутствие элементов трагичности, которая изначально была свойственна мироощущению этой группы. На новом альбоме меланхолический импрессионизм значительно более очевиден, чем экзистенциальность трагедии. Возможно, та же «The Hermit Saints» выделяется ещё и потому, что трагический пафос в ней звучит намного более явно, чем в других композициях группы.

       Наверное, меланхолия может быть понята как знак усталости. Признание того, что в борьбе человека с миром мир победил. Но такое признание не предполагает, что победивший способен навязать собственные ценности проигравшему… Здесь чувствуется тот новый европейский decadence, что столь созвучен и современной российской культуре.

       «Moonspell» – это не тот случай, когда на основании одного альбома можно делать прогнозы о грядущих творческих перспективах. Поэтому с выводами о «возрождении группы» стоит повременить. Но «Hermitage» – это очень хороший альбом. И его место в общей дискографии группы значительно ближе к альбомам девяностых, нежели к альбомам, записанным в XXI веке.

 

       Альбом пока ещё можно скачать на сайте In-The-Fog.Ru: https://in-the-fog.ru/49816-moonspell-hermitage-2021.html

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS