Живее всех живых. Новый альбом «Savoy Brown»
28 августа вышел новый альбом группы «Savoy Brown» – «Ain't Done Yet». Первое, что необходимо отметить, в связи с этим событием, что новый релиз стал сорок вторым для группы. Впрочем, у этого альбома есть и ряд других, более явных и важных достоинств. Но в любом случае число 42 завораживает. Кажется, что так долго не живут, хотя, конечно, наличие в сегодняшнем мире живого и вполне работоспособного Кейта Ричардса превращает все подобные возгласы в дешёвую риторику…
«Savoy Brown» возникли в середине шестидесятых, в Лондоне. Первоначально назывались «Savoy Brown Blues Band», но кто сейчас об этом помнит? Основал группу гитарист Ким Симмонд. Количество музыкантов, прошедших сквозь эту формацию, поистине огромно, что, с другой стороны, не удивительно, если вспомнить о возрасте группы.
Но кадровая текучка имела и очевидные субъективные причины. Судя по всему, Симмонд – человек с очень не простым характером и ужиться с ним больше, чем на несколько лет, оказывалось делом крайне сложным. К сожалению, это непосредственно отражалось на качестве альбомов. Разные составы звучали по-разному, хотя музыкальная основа «Savoy Brown» оставалась неизменной – блюз-рок.
К тому же у Симмонда существовала навязчивая мечта: покорить Америку. А это принуждаться подстраиваться под американские вкусы, что тоже отражалось на музыке, и тоже не всегда удачно. Итогом подобных метаний стала добротная, положительная репутация «Savoy Brown» среди любителей блюз-рока, но грандом рок-музыки эта группа так и не стала, несмотря на очевидное мастерство своего лидера.
Знакомство с «Savoy Brown» очень сильно зависит от случайных обстоятельств – от того, какой альбом группы удалось услышать первым. И, если вы не слышали их раньше, то, возможно, «Ain't Done Yet» - это именно то, с чего следует начать.
Безусловно, это – несколько странная рекомендация, но в ней есть смысл. Альбом обладает очень современным и плотным звучанием. Его саунд как-будто заполняет собою всё пространство, а блюзовая основа как бы просачивается сквозь эту плотность. В итоге, никаких архаических звучаний и напоминаний о том, что «мы начинали тогда, когда вас ещё на свете не было». На альбоме присутствуют и камерные, лирические вещи, но не они задают здесь тон. То, что можно отнести к традиционному блюз-року, на «Ain't Done Yet» оказывается скорее дополнением к тому, что можно рискнуть и определить как «power blues».
Плотность звучания альбома столь значительна, что можно не обратить внимания на то, что альбом записан всего тремя музыкантами. Вместе с Симмондом здесь играют басист Пэт ДеСальво и барабанщик Гарнет Грим.
Как уже было отмечено, заполняя собою всё пространство, «Savoy Brown» не обрушиваются, при этом, в хард-рок. Хардовая вещь здесь лишь одна – «Soho Girl», но и её уровень тяжести не зашкаливает. Возможно, главный эстетический изыск этого альбома связан с сочетанием плотности звука и его воздушности. «Savoy Brown» не давят, ни к чему принуждают, и, тем более, не стремятся как-то подавить своего слушателя. Они просто увлекают за собой, и делают это легко и свободно. При этом никто никуда не торопится. Куда уж торопиться, если в декабре тебе исполнится 73? (Это я про Симмонда). Но ощущение динамизма при этом возникает.
Создаётся впечатление, что каждый музыкальный элемент здесь предельно отточен, но это получилось не благодаря долгим размышлениям над материалом, а под влиянием некоего чудесного момента, без серьёзных усилий со стороны музыкантов. Отсюда – ощущение свежести и лёгкости. Этим «Ain't Done Yet» выгодно отличается от предыдущего творения группы – «Witchy Feelin'» (2017), которому именно свежести, как кажется, и не хватило. Впрочем, провалом «Witchy Feelin'» тоже, мягко говоря, не стал. Там тоже есть, что послушать.
Соло Симмонда так же, как и всё остальное, звучит уверенно, выверено, по-своему настойчиво, но, в то же время – легко и свободно. В финале, в полном соответствии с канонами жанра, – медленный, романтичный инструментал. Уходить надо красиво… Хотя на мой взгляд, главное соло Симмонда звучит всё же не в конце, а в середине. Это «Feel Like A Gypsy». Любителям затяжных гитарных блюз-партий можно начинать прослушивание «Ain't Done Yet» именно с неё. Хотя в этой вещи Симмонд играет не так уж и долго. Всего шесть минут. Но эта игра предельно содержательна, благодаря чему в момент прослушивания время обретает иную длительность.
Станет ли «Ain't Done Yet» каким-либо знаковым альбомом в истории рок-музыки? Едва ли. При всех новациях альбом отталкивается от традиции, пик величия которой остался в прошлом. Но «Savoy Brown» придают этой традиции современное, модерновое звучание. И это обстоятельство, не превращая альбом в великий, делает его заметным. Он очевидным образом выделяется на фоне многих других, формально сыгранных в такой-же стилистике.
Можно критиковать вокал Симмонда, видеть в его слегка гнусавом вокале сходство с Крисом Ри, Марком Нопфлером и даже Бобом Диланом (что, возможно, наиболее верно, если учитывать время, когда эта манера сформировалась), говорить об использовании неких стандартных, многократно озвученных музыкальных схем, но все эти упрёки ничего принципиально не меняют в оценках «Ain't Done Yet», т.к. для блюз-рока главным вопросом является не «что?», а «как?». Правильный ответ на этот вопрос следующий: надо сыграть то, что когда-то играли все, так, как никто ранее, т.е. вложив в игру собственное, индивидуальное мастерство и свою душу. У «Savoy Brown» в этот раз именно так и получилось.
Единственный трек на альбоме, который кажется банальным и его присутствием здесь можно пренебречь – это «Rocking In Louisiana». Кажется непонятным, как такая вещь могла попасть на этот альбом в принципе. Но – это всего лишь маленькая, четырёхминутная неприятность. Зато всё остальное слушается на одном дыхании.
Главное при прослушивании «Savoy Brown» – не предъявлять к ним завышенных требований. И тогда они способны превзойти ожидания.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы