Живопись как возможная основная репрезентативная форма современной отечественной культуры
Сергей Иванников (14/09/2011)
1
Основная репрезентативная форма культуры – это способ, каким культура высказывает наиболее важные для себя мировоззренческие идеи; можно сказать, что именно в рамках такой формы экзистенция культуры проявляет себя наиболее полно. Наиболее чётко формулируются цели и ценности культуры, возникает тот образ мира, который данная культура считает подлинным. Можно сказать, что именно в сфере основной репрезентативной формы концентрация творческой энергии культуры оказывается наиболее высокой, - по крайней мере, той «части» энергии, которая связана именно с духовным (нематериальным) типом деятельности.
Структурные требования к репрезентативным формам культуры относительно невелики: эти формы должны уметь ГОВОРИТЬ, а язык, который они используют, должен обладать высокой степенью пластичности и сложности для того, чтобы речь культуры была внятной.
Европейская история показывает, что способы и формы самовыражения культуры могут быть предельно разнообразными: философия, наука, право, разные виды искусства – все эти культурные формы могут приобрести в самосознании той или иной культуры наивысшее экзистенциальное значение.
При этом не существует каких-либо неизменных, вневременных оценок и приоритетов, откликающихся на слово «всегда»: культура исторична и, следовательно, всё, что в ней существует, временно. Соответственно, нет и постоянных основных форм репрезентации культуры; скорее, речь может идти о динамике смены форм. – На разных исторических этапах своего становления культурная экзистенция находит разные пути своей репрезентации.
Идея, постулирующая реальность существования основных форм самовыражения культуры, во-первых, предполагает, что само культурное пространство – на структурном уровне – организовано относительно иерархичным способом, а во-вторых – тесно соотносится с понятием стиль культуры.
Проблема соотношения «форма культуры – иерархическая структура культуры – стиль культуры» является одной из фундаментальных проблем культурологии. Многочисленные попытки её решения неизбежно зависели (и будут зависеть) от использования конкретных методологических и концептуальных схем, что, в итоге, приводило к получению результатов, чья ценность ограничивалась временем конкретного исторического периода. По сути это означает, что при решении этой проблемы реальным исходным моментом, предопределяющим наличие порога возможностей для всех её теоретических решений, оказывается ситуация релятивизма.
Релятивизм же, в свою очередь, означает, что сами понятия «форма культуры», «стиль культуры», и понятие «культуры как таковой» не подлежат окончательному теоретическому обоснованию; скорее, эти понятия являются элементами аксиоматического смыслового ядра культурологии. Наличие у любой культурной традиции особого стиля скорее может быть отнесено к сфере интуитивно-очевидного, нежели к сфере теоретически-обоснованного. – Все теоретические обоснования идеи культурного стиля и его производных оказываются, по своей сути, частными конкретизациями исходной интуиции, и имеют значение в рамках конкретного исторического периода.
Соответственно, и ценность понятий «основная форма культуры» и «культурный стиль» связана не со степенью их обоснованности, а со способностью оказывать влияние на последующие исследования, - способностью создавать новые возможности для анализа культурного пространства, открывать в этом культурном пространстве новые смысловые сегменты и явления, а так же, частично, прогнозировать направления дальнейшего становления этих явлений, если, конечно, речь идёт об анализе современных культур и культурных ситуаций.
2
Исходя из каких признаков та или иная форма репрезентации культуры может считаться основной формой?
Во-первых, это уже отмеченный выше «смысловой» признак. – Общее мировоззрение культуры должно предельно полно высказывать себя посредством данной формы. – Структура такого мировоззрения включат в себя аксиологический компонент - представление о целях и ценностях культуры, онтологический компонент – образ мира, который культура воспринимает в качестве истинного, проблемный компонент – очерчивание основных проблем, возникающих в отношениях между целями культуры и её непосредственным, современным состоянием, субъектный (антропологический) компонент – представление о том, кем (или чем) является человек в пространстве культуры, какими онтологическими возможностями он обладает, и инструментально-деятельностный компонент – представление о возможностях и средствах преодоления противоречия между целями культуры и тем её состоянием, которое реально существует в данный момент исторического времени.
Во-вторых, проработка основных принципов мировоззрения, осуществляющаяся в рамках основной формы культуры, должна оказывать влияние на другие культурные формы. – Основная форма является основным генератором мировоззренческих парадигм для культуры в целом. – Свой собственный мировоззренческий опыт данная форма культуры должна активно транслировать в иные культурные сферы. Это и означает, что данная культурная форма является центром развития культуры в целом.
В-третьих, основная репрезентативная форма культуры должна обладать тем уровнем динамических процессов, который должен превосходить уровень динамики в других формах культуры. Такая высокая динамика становления проявляется в скорости и количестве стилистических изменений: возникают всё новые стили и направления, «пространство» этой культурной формы стремится к постоянному структурному усложнению (1); а так же в интенсификации «процессов накопления»: новые имена, новые артефакты, новые проблемы и новые решения этих проблем, - всё это стремительно обогащает историческое наследие этой культурной формы (2). Можно сказать, что основной форме культуры свойственен повышенный, относительно культуры в целом, темп обогащения опытом.
И, в-четвёртых, события, происходящие в этой сфере культуры, должны обладать повышенным общественным резонансом.
Наличие такой основной репрезентативной формы для культуры является не просто ещё одной возможностью существования, а необходимостью. – Именно эта форма в наибольшей степени способствует конкретизации смыслового ядра культуры, являющегося основой её единства, и, тем самым, влияет на вектор её дальнейшего становления. Если же такой конкретизации основных принципов культуры не происходит, сама культура начинает разрушаться. В связи с этим можно говорить о том, что существование основной репрезентативной формы культуры и возможность развития этой культуры - взаимосвязанные явления. Основная форма культуры есть продукт её предшествующего развития; само развитие оказывается во-многом производным от специфики и уровня развития этой культурной формы.
3
Одна из характерных особенностей русской культуры связана с её способами осознания собственной сущности и мира, с которым она взаимодействует; и то, и другое обретало наиболее совершенные формы в рамках не теоретической, а именно художественной деятельности. – Сфера искусства была приоритетной сферой для русской культуры, а сфера теоретического мышления оказывалась всего лишь дополнением – порой весьма ярким – к сфере искусства. – Русское культурное мышление в первую очередь эстетично, т.к. именно через эстетическое оно выходит на осознание гносеологических, этических, технологических, экономических и всех других аспектов реальности.
В ходе русской истории последовательно сменяют друг друга в качестве основных репрезентативных культурных форм разные формы культурного восприятия, но, тем не менее, все эти формы оказываются неразрывно связанными именно с художественной деятельностью: иконопись – в допетровское время, русская литература – в XIX веке, литература, музыка и кинематограф – в веке ХХ.
Исходя из этого обстоятельства, вполне рациональным является предположение, что и в ближайшем будущем основная репрезентативная форма русской культуры также будет связана именно с художественной деятельностью.
4
Главная черта, характеризующая состояние современной русской культуры, связана с отсутствием (разрушенностью) устойчивого смыслового ядра в представлениях (в картине мира) этой культуры. – Того ядра, которое предопределяет устойчивую систему ценностей культуры, образ мира, с которым эта культура взаимодействует, и конкретную «практику культуры», - модели индивидуального существования и глобальные социально-геополитические приоритеты.
В такой ситуации роль художественных практик, связанных с непосредственной трансляцией идеологем в общественное сознание, существенно снижается; утрата чётких ценностных ориентиров в первую очередь отражается на сферах литературы и кинематографа. – Утратив связь с «метафизикой культуры» - с её смысловым ядром, эти художественные формы обречены на имитативные способы деятельности, которые, как правило, сводятся к воспроизведению внешних форм опыта «чужих» культур без экзистенциального освоения этого опыта.
В подобной ситуации русская культура уже оказывалась. Речь идёт о ситуации XVIIIвека. – Старые экзистенциальные формы самовыражения русской культуры оказываются дискредитированными и, как следствие, переживают состояние деградации (иконопись), а других форм, способных транслировать чёткие культурные идеологемы, пока ещё не возникло. – Та же литература, которая в XIXвеке станет главным голосом русской культуры, в XVIIIвеке пребывает в «ученическом состоянии»; она имитирует престижные формы литературы западной.
И именно в этот период на первый план отечественной культуры выходит светская живопись.
Высокий статус живописи как формы культурного самовыражения в период кризиса культуры, – ибо отсутствие смыслового ядра в культурной картине мира – это всегда кризис, - не является случайностью. – Устойчивая система ценностей и отчётливость метафизических принципов позволяют культуре свидетельствовать о вечности, - претендовать на знание истин, обладающих всевременным, универсальным значением. Если такой связи со своим аксиологическим ядром культура не имеет, то и «окно в вечность» для неё оказывается закрытым. – Единственное, что в состоянии делать такая культура, - это свидетельствовать о настоящем: фиксировать образы настоящего, просто запоминать настоящее, не стремясь вписать это настоящее в структуру вечности. – Живопись этой задаче и этим возможностям культуры соответствует в полной мере.
5
Соответствует ли современная отечественная живопись статусу основной репрезентативной формы нашей культуры? – На данный момент пока ещё нет, но вполне возможно, что в ближайшее время она этого статуса достигнет. По крайней мере, большинство предпосылок для этого уже существует.
В наследство от ХХ века мы получили высокоразвитую традицию живописи как художественной практики и, что самое главное, эффективно работающие механизмы художественного образования, которые российское государство 1990-2000х годов по счастливой случайности не успело разрушить.
А в дополнение к наследию прошлого и настоящее дало нашей живописи возможности, которые уже позитивно сказываются на её развитии. – Во-первых, это – отсутствие жёсткого идеологического «контроля за содержанием»: время соцреализма – в прошлом; во-вторых, это принципиально новый способ организации информационного пространства, когда государство не может контролировать сам процесс художественного производства и каналы распространения продуктов этого производства. – «Создавая художника», государство сегодня не может «создавать судьбу» этого художника.
Последние публикации:
Система и возможность её религиозной интерпретации (2) –
(08/11/2023)
Система и возможность её религиозной интерпретации (1) –
(03/11/2023)
Система, Утопия и антисистема (25) –
(31/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (24) –
(25/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (23) –
(18/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (22) –
(16/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (21) –
(09/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (20) –
(02/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (19) –
(22/09/2023)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы