На весах Иова или на ногах Эдипа (1)
«Если бы взвешена была горесть моя,
и вместе страдания мои на весах положили,
то ныне было бы оно песка морского тяжелее;
оттого слова мои неистовы».
Книга Иова VI, 2,3.
ВСТУПЛЕНИЕ
«Жизнь – это шум и ярость,
Повесть, рассказанная сумасшедшим».
В. Шекспир
Цель моей работы состоит в том, чтобы показать изнутри лабораторию возникновения художественного произведения; продемонстрировать на конкретном примере, перефразируя А.А.Ахматову, «из какого сора» и как «растут цветы, не ведая стыда»; как авторский замысел воплощается в слово, испытывая «сопротивление материала», и в результате «слово рождает идею» (Владимир Маяковский: «Не идея рождает слово, а слово рождает идею»). Причем, «рамки» анализа намеренно заужены: все отправные точки исследования находятся буквально на титульном листе. Заглавие, посвящение и авторское определение жанровой природы произведения рассматриваются как «формы существования-присутствия (existenzform; modusvivaendi) автора». Кроме того, обращение к рассказу Леонида Николаевича Андреева (1871-1919) «Жизнь Василия Фивейского» я считаю особенно злободневным, так как он посвящен кризисным и переломным явлениям в российском общественном самосознании и «кризис» в нем рассматривается, прежде всего, как явление в сфере духа.
Как сказал патриарх Кирилл, важно помнить, что «кризис» слово греческое и означает «суд, различение» (греч. «диакрисис» - буквально «различение духов», понятие, хорошо известное из православной аскетики). Тему рассказа можно сформулировать по сути одним предложением: «поражу пастыря, и разбредутся овцы». Вот формула любого кризиса. То есть, с одной стороны, в эти «минуты роковые» все тайное становится явным; а с другой – «явным» оно становится лишь для имеющих «очи видеть», а таковых, по мере углубления кризисных явлений, будет становиться все меньше, пока «дар рассуждения» не иссякнет окончательно, а его носителей будет невозможно отыскать днем с огнем. Во времена «шума и ярости» они будут отняты от среды, поэтому и паства останется без пастыря. Об этом нас предупреждают «Вопросы и ответы старца Авраамия»: «Во время гнева и ярости рассуждения не бывает».
Что касается методов исследования: отец Сергий Булгаков в свое время призывал «вводить в любое решение задачи о мире религиозный коэффициент». Эта идея и стала для меня руководством к действию. К тому же, в данном случае это вдвойне оправдано самим содержанием рассказа.
И.Репин. Леонид Андреев.
ПОВЕСТЬ О «ГОРДЕЛИВОМ ПОПЕ»: ОТ ЗАМЫСЛА ДО РЕЗОНАНСА
«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется…».
Ф. Тютчев.
Толчком к созданию повести «о горделивом попе» стал для Андреева разговор в Нижнем Новгороде с М. Горьким «о различных искателях незыблемой веры». Во время разговора М. Горький рассказал Андрееву о священнике А. И. Аполлове, который под влиянием учения Л. Н. Толстого отказался от сана. Известно, что М. Горький хотел познакомить Леонида Андреева и с текстом самой рукописи священника А. И. Аполлова «Исповедь. Как жить нужно?», в которой последний объяснял причины своего отказа от священства. Но Андреев, опасаясь, что чужие мысли захлестнут творческую интуицию, рукопись читать не стал. Однако сама идея захватила Андреева. 1
«Он,- вспоминал М. Горький,- наваливаясь на меня плечом, заглядывал в глаза мне расширенными зрачками темных глаз, говорил вполголоса:- Я напишу о попе, увидишь! Это, брат, я хорошо напишу! И, грозя пальцем кому-то, крепко потирая висок, улыбался:
- Завтра еду домой и - начинаю! Даже первая, фраза есть: «Среди людей он был одинок, ибо соприкасался великой тайне...»
На другой день он уехал в Москву, а через неделю - не более - писал мне, что работает над «попом, и работа идет легко, как на лыжах». 2
В начале апреля 1902 г. Андреев известил Н. К. Михайловского: «Рассказ, предназначенный для «Русского Богатства» (называется «о. Василий»), написан, остается отделать. Пришлю его к 15-20 апреля, а может быть, и раньше - как позволит газетная канитель».
Однако в дальнейшем работа затянулась на целых 2 года (окончательная редакция датирована 19 ноября 1903 года). Был период, когда Андреев, оставив на какое-то время повесть, начинает работать над первой своей пьесой «Закон и люди», и в конце мая - начале июня 1903 г. он вновь возвращается к своей повести, которая теперь озаглавлена «Встань и ходи». Андреев тревожится, что новое его произведение может быть запрещено цензурой, но главное, что задерживало его работу, это временная размолвка с М. Горьким, прервавшая их встречи и переписку. 8 октября 1903 г. по возвращении из Москвы в Нижний Новгород М. Горький написал в Петербург К. П. Пятницкому: «Ура! Был у Леонида. Мирились. Чуть-чуть не заревели, дураки. Его «Отец Василий Фивейский» - огромная вещь будет. Но не скоро! - Лучше этого - глубже, яснее и серьезнее - он еще не писал. Очень, очень крупная вещь! Вы увидите!». 3 В беседе с литератором П. М. Пильским Андреев сказал о М. Горьком: «Все время он умел меня только окрылять и бодрить. «Василия Фивейского» я писал долго; много работал над ним; наконец, он мне надоел и стал казаться просто скучным. Как раз приехал Горький, и я ему прочитал «Фивейского». Читаю, устал, не хочется языком ворочать, все знакомо. Наконец кое-как дошел до конца. Думаю: никуда не годится. Поднимаю голову - смотрю, у Горького на глазах слезы,- вдруг он встает, обнимает меня и начинает хвалить моего «Фивейского» - и так хвалит, что у меня снова - и вера в себя, и любовь к этому надоевшему мне «Фивейскому»...». 4
Конец ноября 1903 г. Андреев пишет М. Горькому в Петербург: «...посылаю рассказ - но дело вот в чем: последние четыре страницы набирать и посылать не нужно, так как хочу я их сильно переделать. Именно: меньше слез и больше бунта. Под самый конец Василий Фивейский распускает у меня нюни, а это не годится, и даже по отношению к этому человеку мерзко. Он должен быть сломан, но не побежден». 5
Горький передал рукопись К. П. Пятницкому, и тот немедленно выслал экземпляр ее издателю Юлиану Мархлевскому в Мюнхен для закрепления авторских прав Андреева за границей. К. П. Пятницкому удалось успешно провести «Жизнь Василия Фивейского» через цензуру, и уже 30 января 1904 г. обрадованный автор получил из «Знания» корректуру, а 16 марта того же года сборник «Знание» с включенной в него повестью Андреева поступил в продажу.
Сразу после появления он вызвал диаметрально противоположные оценки.Так, Короленко писал, что его тема – «одна из важнейших, к каким обращается человеческая мысль в поисках за общим смыслом существования» («Русское богатство», август 1904). 6
Высоко оценил его Горький. Примечательно мнение Блока: «Что катастрофа близка; что ужас при дверях, - это я знал, и вот на это мое знание сразу ответила мне «Жизнь Василия Фивейского» (Блок А. Собрание сочинений в 8 томах, т. 6, стр. 131). Вместе с тем рассказ вызвал и резкие критические отзывы людей, занимавших совершенно различные позиции в литературной и общественной жизни. Л.Н.Толстой считал, например, его явно «искусственным», а В. Брюсов сожалел, что Андреев лишен мистического чувства: «При внешнем таланте изображать события и душевные состояния, Л. Андреев лишен мистического чувства, лишен прозрения за кору вещества. Грубо-материалистическое мировоззрение давит дарование Л. Андреева, лишает его творчество истинного полета».7
Духовная неполнота религиозного чувства главного героя была отмечена и Д.Мережковским, который указал на его стремление с помощью чуда компенсировать вакуум веры: «Мы о вере о.Василия слышим, но веры его не видим… Бог посылает верующим все житейские блага и охраняет их от всех житейских бед; пока Бог это делает, есть вера, а перестал – и вере конец».
В журнале символистов «Весы» утверждалось, что, кроме этого рассказа, в сборнике «нет больше ничего интересного» и что «рассказ этот кое-где возвышается до символа» (М. Пант-ов; 1904, № 5, с. 52). Сопоставляя Андреева с А. П. Чеховым, другой рецензент отмечал: «Оба они тяготеют к символизму, за грани эмпирического, по ту сторону земной жизни, иногда, быть может, вполне бессознательно» (Ник. Ярков; 1904, № 6, с. 57). Специальную статью «Жизни Василия Фивейского» посвятил Вяч. Иванов. «Талант Л. Андреева,- писал он,- влечет его к раскрытию в людях их характера умопостигаемого,- не эмпирического. В нашей литературе полюс проникновения в характеры умопостигаемые представлен Достоевским, в эмпирические - Толстым. Л. Андреев тяготеет этой существенною своею стороною к полюсу Достоевского». («Весы», 1904, № 5, с. 47).
В основном внимание критиков было сконцентрировано на образе поднимающего бунт против Бога сельского священника. Церковная печать, нападая на Андреева, принялась доказывать нетипичность образа Василия Фивейского. Так, Ф. Белявский в статье «Вера или неверие?» осуждал героя рассказа за «гордое настроение ума», несовместимое с христианским смирением, верою». Причину его несчастья Ф. Белявский усматривал не в социальной и общественной одинокости Василия Фивейского, а в «отсутствии духовной жизнеспособности» («Церковный вестник», 1904, № 36, 2 сентября, с. 1137). Православный миссионер Л. Боголюбов критиковал Андреева за «декадентство», а Василия Фивейского объявлял душевнобольным («Миссионерское обозрение», 1904, № 13, сентябрь, кн. 1, с. 420-434).
Священник Н. Колосов 15 декабря 1904 г. в Московском епархиальном доме выступил с лекцией «Мнимое крушение веры в рассказе Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского». По словам Н. Колосова, «тип о. Василия Фивейского есть тип уродливый и до крайности неправдоподобный. Такие типы среди духовенства, и в особенности сельского, могут встретиться разве только лишь как редкое исключение, как бывают люди с двумя сердцами или двумя желудками...» («Душеполезное чтение», 1905, январь, с. 593).
Иным было восприятие «Жизни Василия Фивейского» либеральной и демократической критикой. Н. Геккер отмечал, например, «несравненные» художественные достоинства произведения («Одесские новости», 1904, № 6291, 26 апреля). И.Н. Игнатов писал, что в «Жизни Василия Фивейского» Андреев изображает «общечеловеческие страдания», и хвалил превосходный язык произведения («Русские ведомости», 1904, № 124, 5 мая). С. Миргородский сравнивал Андреева с Эдгаром По и Шарлем Бодлером, находил, что «Жизнь Василия Фивейского» написана с «излишней жестокостью», но добавлял, что в произведении много «психологических тонкостей» и «художественных перлов» («Северо-западное слово», 1904, № 1957, 22 мая). 8
Это только некоторые и самые первые отклики на повесть Андреева.
Позднейшими интерпретаторами справедливо подчеркивался интерес автора к «границам и тупикам человеческой веры», однако с немалой долей категоричности выдвигались тезисы о том, что «экзальтированная вера священника вытесняет из его восприятия реальную многогранность жизни», о том, что «писатель делает попытку показать крушение веры о.Василия как ступеньку к какой-то действенной жизненной философии», что, «отвергнув Бога как мнимую опору, Андреев взыскует к ответу самого человека», при этом «попытки о.Василия найти прочную веру и вести праведную жизнь» порой однозначно оценивались как «бесплодные». (см. Приложение 1). По-моему, плоды веры о. Василия критике с самого момента выхода повести и по сей день мешает разглядеть либо сугубо светский, а зачастую и просто вульгарно- социологический подход, либо «школярско-богословский», характерными чертами которого, по словам современника Андреева Михаила Новоселова (создателя «Кружка ищущих христианского просвещения», куда входили в числе прочих Павел Флоренский, Иосиф Фудель), являются «сухой, безжизненный догматизм и рационализм». 9
ТАЙНА ПОСВЯЩЕНИЯ
«Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке».
А. Пушкин.
Впервые «Жизнь Василия Фивейского» появилась с посвящением Федору Ивановичу Шаляпину (в Сборнике товарищества «Знание» за 1903 год в Санкт-Петербурге, сам номер вышел в свет в январе 1904 года). Шаляпину же автор прочитал «Фивейского» еще в рукописи. В последующих изданиях посвящение снято.
О том, как и почему было оно снято рассказал сам Шаляпин в письме Горькому из Нью-Йорка от 2 (15) ноября 1907 года: «В Питере я виделся с Л. Андреевым — он был слегка выпимши, и значит, у него на языке было то, что у трезвого на уме. Скажу по совести, все, что он говорил, было странно и мне не понравилось.
У него есть-таки «мания грандиоза» - затем он до крайности самолюбив и обидчив. Ему показалось, что я на него смотрю свысока (как тебе это понравится), я «свысока» (?!..), и потому он сказал мне, что во втором издании «Василия Фивейского» он приказал снять «посвящение Шаляпину». По-моему, это очень мелко и Андреева должно быть не достойно. По крайней мере, когда он это мне рассказал, то душе моей было очень больно. Ну, будь здоров, дорогой мой Алексей, я весь твой Федор Ш.».
А история появления этого посвящения становится понятной, если вспомнить события этого рокового в жизни семьи Шаляпиных. Именно в этот год певец под ударами судьбы уже готов был наложить на себя руки. Спасло его чудо.
С Андреевым Шаляпина познакомил Горький, и на долгие годы между ними возникли дружеские отношения. Они постоянно встречались на «литературных средах» в доме Телешова, ходили друг к другу в гости. Андреев постоянно следил за творчеством Шаляпина и даже написал книгу о нем. «Я хожу и думаю. Я хожу и думаю – и думаю я о Фёдоре Ивановиче Шаляпине, – писал Леонид Андреев в 1902 году. – Я вспоминаю его пение, его мощную и стройную фигуру, его непостижимо подвижное, чисто русское лицо – и странные превращения происходят на моих глазах... Из-за добродушно и мягко очерченной физиономии вятского мужика на меня глядит сам Мефистофель со всею колючестью его черт и сатанинского ума, со всей его дьявольской злобой и таинственной недосказанностью. Сам Мефистофель, повторяю я. Не тот зубоскалящий пошляк, что вместе с разочарованным парикмахером зря шатается по театральным подмосткам и скверно поёт под дирижерскую палочку, — нет, настоящий дьявол, от которого веет ужасом».
С гордостью за русское искусство Андреев писал в «Курьере» о феноменальном успехе Ф.И. Шаляпина в 1901 г. в Милане: «Откуда-то снизу, минуя все эстетические заставы и застенки, не оплатив своего таланта даже восьмидесятикопеечной гербовой маркой, прорезая короткий и прямой путь, как поднимающийся вверх орел, — появился неизвестный человек с фамилией Шаляпин, сразу стал известным и сразу поднялся так высоко, что шапка валится, на него глядючи».10
Все разрушилось в мгновение ока. В 1903 году первенец и на тот момент единственный наследник Шаляпина Игорь умер от аппендицита. Федор Иванович не находил себе места от горя, пытался даже покончить жизнь самоубийством. Смерть сына вынудила семейство покинуть квартиру в Леонтьевском переулке, где слишком многое напоминало о потере. Версий о том, как было выбрано новое жилье, немало. Самая распространенная: однажды Федор Иванович, молясь в церкви Зачатьевского женского монастыря, встретил игуменью Валентину, которая и посоветовала певцу приобрести особняк за оградой монастыря. Федор Иванович и Иола Игнатьевна поселились в 3-м Зачатьевском переулке, в двухэтажном доме № 3. Интересно, как перипетии судьбы Шаляпина перекликаются с историей
самого Зачатьевского монастыря. Он был основан в XVII веке по воле царя Федора Иоанновича (обратите внимание на совпадение имени!), последнего из рода Рюриковичей. Дело в том, что у Федора Иоанновича и его жены Ирины долгое время не было детей, и именно здесь они вымолили наследников.
Вскоре после того, как семья Шаляпиных стала жить возле монастыря, певца оставили мысли о самоубийстве, а уже 1904-м году у Шаляпиных родился сын Борис - впоследствии известный художник. Через год появились двойняшки: Федор и Татьяна.
Потеря единственного ребенка, вызванный этим духовный кризис, едва не приведший к гибели, и, наконец, помощь свыше, указавшая путь, когда уже казалось «живот аду приблизился» по выражению Псалмопевца – все это очень похоже на трагедию и поиски выхода о. Василия.
1Афонин Л.Н. «Исповедь» А. Аполлова как один из источников повести Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского» // Андреевский сборник. Курск, 1975. С. 90-101
2Горький М., Полн. собр. соч., т. 16, с. 320.
3Горького А.М. Архив. т. IV, С. 138
4Пильский Петр. Критические статьи. т. I. СПб., 1910. С. 22
5Афонин Л. И. «Андреевский сборник», Курск, 1975, с.184-185.
6Короленко В. Г. О литературе. М., 1957. С. 360-361, С. 369
7 Сивоволова Б.М. В. Брюсов и Л. Андреев // Брюсовские чтения 1971 года. Ереван, 1973. С. 384.
8 Русский рассказ начала XXвека. М., 1983. С. 318-319.
9Новоселов М.А. Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве», М. 2003, с. 40.
10«Курьер», 1901, № 78, 20 марта.
Приложение 1
КРАТКИЙ ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Среди современных исследователей повести «Жизнь Василия Фивейского» нам представляется уместным отметить следующие имена: Богданов А.В. (Писатель редкого таланта и мужества, 1988), Хватова А.И. (Основные мотивы прозы Леонида Андреева, 1984), В. Чувакова (О рассказах Леонида Андреева, 1980), Ф. Левина (Л.Н. Андреев, 1981).
А.В. Богданов и А.И. Хватов видят в отце Василии убедительный образ богоборца, «заряженного» бунтом. Это трагедия веры человека, измученного «проклятыми» вопросами человеческого разума перед лицом абсурда. Исследователь В.И. Чуваков усматривает в образе о. Василия своеобразную модель для реализации творческого замысла произведениям – показать трагедию человека, утратившего старую веру, но так и не обретшего новую, истинную. Но эта трагедия веры, полагает исследователь, восходит не к сюжетному образу страдальца Иова из книги Библии, а к социально-идеологическому состоянию предреволюционных политических настроений России в начале 1900-х гг. Причем для В. Чувакова образ бунтующего попа вымышлен – это всего лишь сконструированная автором модель. Советский профессор и литературовед В. И. Кулешов усматривал в отце Василии фанатически верующего человека, внезапно прозревшего и ставшего на путь богоборчества. Но уже Ф. Левин идет несколько дальше в своих догадках и отмечает некий мистический настрой отца Василия.
В этой связи необходимо особо отметить сборник трудов «Леонид Андреев: материалы и исследования», вышедший в 2000 г., где представлены работы целого ряда исследователей. Каждый из них подчеркивает различные аспекты проблем, поставленных в повести Леонида Андреева. Л.С. Козловский видит проблему фатализма, рока; Л.А. Иезуитова духовный кризис священства рубежа XIX-XX века; Келдыш В.А., соглашаясь с ней, определяет в произведении духовные искания времени; С. Ю. Ясенский – противопоставление мира и человека; Г.Б. Курляндская указывает на попытку Л. Андреева понять разумом то, что открывается только сердцу.
Следует отметить, что все исследователи только обозначают и «пересказывают своими словами» «проклятые вопросы», над разрешением которых бьются автор и герой повести. Никто из них не пытается проанализировать взаимодействие позиций автора и его героя, выявить в тексте его механизмы и итог.
(Продолжение следует)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы