Комментарий | 0

Алкоголь, отражённый в зеркалах поэзии

 

 

 

Алкоголь, сопровождающий человека на протяжение жизни, может приносить радость, и – превращаться в кошмар, провал в черноту («То ль, как в рощу сентябрь, осыпает мозги алкоголь…» – есенинское, страшное вибрирует, и расходятся тугие круги сострадания и боли…)

 Чаша пунша у Пушкина легче:

 
Вчера за чашей пуншевою
С гусаром я сидел,
И молча с мрачною душою
На дальний путь глядел.
«Скажи, что смотришь на дорогу?
– Мой храбрый вопросил.
– Еще по ней ты, слава богу,
Друзей не проводил».

 

Впрочем, тема развернётся такая, что без пунша не обойдёшься никак.

…Высоцкий, слишком знавший алкогольные разливы, различно впускал их в свою поэзию, в конкретном случае, скажем, они связаны с переосмысление истории:

 
Пил тамада за город, за аул
И всех подряд хвалил с остервененьем, –  
При этом он ни разу не икнул
– И я к нему проникся уваженьем.
 
Правда, был у тамады
Длинный тост алаверды
За него – вождя народов,
И за все его труды.

Иное дело – «Милицейский протокол» – где кривые фейерверки алкоголя направляются сатирой, а если вдуматься: то и состраданием: не от радости люди ведут себя избыточно по отношению к бутылке.

 У Шпаликова троится тема: и за ней – мерцающая пустота трезвости, депрессия, которая лечится алкоголем: иллюзия, конечно, но, опьянев, легче воспринимаешь жизнь:

 
Сегодня пьем
Опять втроем,
Вчера втроем,
Позавчера  –  
Все вечера
Втроем.

 

Обстоятельная констатация И. Северянина кажется не соответствующей его образу, и… тем не менее:

 
Николаевская белка, царская красноголовка,
Наша знатная казёнка — что сравниться может с ней,
С монополькой русской хлебной?!.. выливалась в горло ловко...
К ней икра была закуской лучше всех и всех вкусней!

Тут нет, пожалуй, боли – только искры ностальгии: всё это было раньше, а «раньшего», как известно не вернуть.

 Есенин, конечно, возникает в недрах алкогольной темы особенно: и с нежность, граничащей, впрочем, с отчаянием:

 

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

 

 И с отчаянным выплеском гениальности в знаменитом «Чёрном человеке», которого можно воспринять, как алкогольный бред, что будет неправильно: тут глобальный анализ себя, с переходом за грань, с массою гудящей боли, и с очевидностью – долго не прожить…

 Отчасти ухарские, отчасти сатирические строки Галича, во многом, увы, отражают русский характер: негативные его стороны:

 

Что нам Репина палитра,
Что нам Пушкина стихи:
Мы на брата – по два литра,
По три порции ухи !

 

 Враг и друг, алкоголь разнообразно присутствует в лентах поэтических страниц русской поэзии, и, данный так, как он дан, речёт об опыте общения с ним, полученным разными творцами и переведёнными ими в замечательные созвучия…

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка