К 225-летию Александра Пушкина
Разнообразен и многолик, играющий и всерьёз, предлагающий одну из сильнейших формул самовоспитания: И с отвращением читая жизнь свою…
Дающий чудеса – не объяснимые в принципе: …весёлым треском/ трещит натопленная печь…
Не говоря – о предшествующем янтарном блеске, делающим стихотворения столь цветово насыщенным, что завораживает оно, играя оттенками жизненной живописи.
Космос Онегина, собравший столько деталей: психологии, быта, мысли, закрутивший столько узлов человеческих противоречий; льющийся и пьющийся языковым питательным млеком, сложный – в устройстве психологических далей…
Пушкин истории пугачёвстких войн: напряжённой и дающей вариант высокого прозаического языка: почти такого же, как в «Капитанской дочке».
Множественность полей, открытых Пушкиным: хоть история маленького человека, хоть новый лад лирики…
Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.
Всё увядает?
Нет, остаётся – одно сменяет другое, круг метаморфоз бесконечен, и, если сейчас жизнь воспринимается даром напрасным и случайным, то завтра прозвучат молитвы отцов пустынников.
Пушкин двигался духовной стезёй: какие предполагались изменения в оной, мы едва ли узнаем…
Бесконечность игры жизни, данной смертельно всерьёз, увлекала его неистово.
…Нева заворочается в беспокойной своей постели, Нева представит собой кошмар и ужас, всё залив, и бедный Евгений, познав огни безумия, попробует убежать от грозной неизвестности.
«Полтава» представит такой воздух, что, напитавшись его прозрачностью, можно очистить сознание…
Странная подоплёка мерцает за «Русланом и Людмилой»: будто история Древней Руси излагается в сложно-сгущённых символах, переведённых в образный строй, и всё вращается, мерцает, завораживая количеством чудес, которые всегда есть – больше того: они рядом.
…чудное мгновенье засветится, сверкая каждой гранью строки.
Бездны человеческие обнажаются, становятся яснее, и длится, длится развёрнутый во все времена лабиринт, организованный Пушкиным.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы