О Чернышевском
К 190-летию со дня рождения
Его превозносили, потом низвергали; о нём писали восторженно – и ёрнически-виртуозно, шутовско: как сделал барин русской литературы Набоков: великий адепт стиля.
Наименовав основную книгу «Что делать?» Н. Чернышевский утвердил в реальность русских интеллектуалов-интеллигентов сакральный вопрос, не имеющий ответа; вопрос, увы, столь же актуальный теперь, как и в его время.
Он был действительно нелеп в быту, во многом неудачлив по судьбе, но всё это меркло рядом с факелами его мужества и чести, которой он никогда не поступился.
19 мая 1864 в Петербурге на Мытнинской площади состоялась гражданская казнь. Её обряд состоял в выставление наказуемого у позорного столба с преломлением шпаги над головой в знак лишения всех прав состояния.
В донесении жандармский полковник Дурново начальнику III отделения о казни писал: «По приказу вашего сиятельства сего числа в 6'/2 часов утра, прибыл я на Мытнинскую площадь, где в 8 часов должен был быть объявлен публичный приговор государственному преступнику Чернышевскому. На площади я нашел, несмотря на раннее время и ненастную погоду, около 200 человек, ко времени же объявления приговора собралось от двух до двух с половиной тысяч человек. В числе присутствующих были литераторы и сотрудники журналов, много студентов"... При чтении приговора преступник стоял надменно, обращая взгляды на публику; в это время из толпы был брошен девицею Михаэлис букет цветов...»
<----- Л. Щемелев. Гражданская казнь (Н. Г. Чернышевский). Масло. 1973.
Чернышевский человек, вероятно, ярче Чернышевского писателя, хотя рассмотренный трезво, без политических пристрастий и ярых споров, основной его роман совсем не плох, что доказывает хотя бы образ Рахметова, живущего среди нас, как живут персонажи старших русских классиков (или живших до недавнего времени, когда литература и впрямь была самосознанием народа – а что является таковым теперь? Не деньги же, претендующие ныне на роль наше всё…).
Образ, заражавший, гипнотизировавший: образ, камертоном определявший основной звук судьбы многим – хотя не многие способны были ТАК выстраивать свою жизнь.
И то, что в самом Чернышевском было достаточно от Дон Кихота, а донкихотствовать – честь, свидетельствует, что каменные валы времени отступают перед светлою силою этого (такого смешного в быту с точки зрения успешного словесного барина Набокова) человека.
Да и без романа «Что делать?» невозможно представить литературу русскую.
Чернышевский и Набоков
Щёголь и спортсмен, эстет и барин, удачливый семьянин и энтомолог, насмешник и…
Набоков никак иначе не мог писать про тяжёлого – жизнью и нравом, много страдавшего Чернышевского: только так, чтобы поэт Кончеев оценил блеск и огонь ёрнического повествования.
Прямой и крепкий роман «Что делать?» врезался в массу сознаний, меняя их.
Никакие витые опусы Набокова не отличались таким свойством – в основном, и рассчитаны только на получение эстетического удовольствия.
Оба были смелыми.
Но жертвенность Чернышевского была чужда и непонятна Набокову, считавшему, хотя и без декларации этого, эгоизм – одной из лучших характеристик человека, ибо ведёт он к эстетическим победам.
Других Набоков не ведал и не хотел.
Его повесть в романе – о Чернышевском – действительно блестяща, но – пуста.
Ибо человечество живо бескорыстием и жертвенностью лучших своих представителей.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы