Комментарий | 0

Рюрик Ивнев – долгожитель Серебряного века

 

   

Кто такой Рюрик Ивнев  (11.02.1891 – 19.02. 1981) ? Это самый большой долгожитель среди поэтов Серебряного века – он старше Есенина и Маяковского, но пережил их на целую эпоху.  Он поэт и прозаик Серебряного века, но, прямо скажем, второго уровня. Его не сравнить ни с Блоком, ни с Мережковскими, ни с Есениным, ни с Гумилёвым, ни…. На самом деле его подлинное имя Михаил Александрович  Ковалёв. Выходец из семьи военных, он ничем особенно не выделялся в дореволюционное время. О происхождении  своего псевдонима он написал так: «Ночью мне приснилась моя книга (первая книга стихов юноши – Г.М.). Я взял её, перевернул и увидел название “Самосожжение”, а выше  фамилию автора “ Рюрикъ Ивневъ”. Проснулся, записал, а потом снова уснул, а утром сообщил эти данные в типографию. Так родился этот псевдоним» (стр. 6). Цитируем по книге Рюрик Ивнев «Богема», М., Вагриус , 2006 г.

Рюрик Ивнев не скрывает, что образ жизни поэтов и писателей  послереволюционной России 1920-х гг… – это так называемая богема.  В 1920-е годы советская власть решила почему-то  поощрять талантливых писателей и поэтов, которые ей были чужды. И это считалось нормальным. Например, некий издатель Кожебаткин решил дать Есенину большой аванс, далеко не будучи уверенным, что Есенин выполнит издательский заказ.  Разумеется, все деньги Есенин пропил,  зашёл в ресторан, где снова встретился с Кожебаткиным.  Из «Богемы: «Глаза Есенина вдруг засверкали мелкими весёлыми огоньками: 

– Ей-богу, я напишу, напишу все стихи. Кожебаткин сам виноват. Поймал меня здесь, запер в спальне Марии Павловны и говорит:  не выпущу, пока не сдашь рукопись. Ну, как я мог исполнить его требование, когда не было настроения» (стр. 55).  Оказывается, Есенин сбежал через окно.

Почему-то особенно ненавидел Рюрик Ивнев крестьянского поэта Клычкова, репрессированного в сталинские времена, о котором я в числе первых написал большую статью. В чём причина этой ненависти, которая одновременно сопровождалась дружеской привязанностью  к  Сергею Есенину  и Анатолию Мариенгофу,  мне непонятно, но, тем не менее, – это очевидный факт. Вот как описывает Рюрик Ивнев первую встречу с Сергеем Клычковым в одном из московских ресторанов:

«Я видел его затылок. Неподвижный, тучный, он казался чугунным. От этого взгляда мне стало душно, точно вдохнул спёртый воздух мертвецкой. И вдруг на этом затылке, будто отдельные живые существа, шевельнулись складки, красной, потной, сморщенной кожи. Они взвивались угрожающе,  в них было столько недоброжелательства, что я почти угадывал выражение лица, видеть которого не мог. Грузная туша обернулась, я увидел лицо тёмное, как пергамент, темное не только по цвету волос и кожи, сколько по выражению глаз, губ,  носа и щёк. (…)
–  Да ведь это Клычков! –  воскликнула Соня.  (…)
Я встал со своего места.
– Вы – злобный нахал.
– Кто нахал? А ну-ка этого не хочешь понюхать?
Он сжал громадный волосатый кулак, похожий на взбесившегося, ощетинившегося зверька, и медленно, точно наслаждаясь откровенной грубостью, поднёс его к моему носу.
В глазах у меня потемнело. Я почувствовал, что по сравнению с Клычковым я – соломинка» (стр. 34).
Ещё раз обратим внимание читателя, что этот «зверюга» Клычков был расстрелян в 1937 году, а Рюрик Ивнев прожил почти 90 лет.

 

***

Любопытна часть его воспоминаний, касающаяся Матвея Ройзмана,  который, будучи поначалу имажинистом, другом Шершеневича, Есенина, Мариенгофа, в 1930-е годы быстро перековался и стал не только абсолютным поклонником соцреализма, а с присущей ему деловой активностью, ухитрился не только выжить в эпоху репрессий, но даже стал одним из первых авторов советских детективов  «Дело № 306», по которому снят фильм после войны.

Самое интересное в цикле воспоминаний Рюрика Ивнева – это очерки о современниках, с которыми он часто общался, а некоторые были его друзьями.  Когда мы пишем о литераторах первого уровня, то их разные воспоминания друг о друге часто кипят какой-то неприязнью и даже злобой, хотя о зависти здесь даже трудно говорить. Вспомним стихотворение Зинаиды Гиппиус «Шёл», в котором речь идёт о неразумных детях  –  Блоке и Белом:

                         Не хочу, чтоб заблудилось
                        Неразумное дитя…
                        В покрывале ветер свищет,
                        Гонит с севера мороз…
                        Никогда их не отыщет,
                        Двух потерянных  –  Христос.
                        Всем, всем, всем…

 

Размышляя о творчестве разных писателей Серебряного века,  я не раз задавал себе вопрос, почему некоторые из них, далеко не второстепенных, –  Сергей Городецкий, Василий Каменский,  Максимилиан Волошин, Михаил Кузмин, тот же Рюрик Ивнев – остались в советской России, а Андрей Белый, поначалу эмигрировавший, вернулся в СССР.  Не нахожу ответа на эту загадку. Например, Гайто Газданов,   ставший в эмиграции всемирно известным писателем, в Париже работал таксистом. Но советская власть его не манила. Из вернувшихся общественных деятелей, особенно  так называемых евразийцев,  многие были репрессированы,  например  Д. П. Святополк-Мирский. Хотя нельзя забывать и так называемого основателя социалистического реализма Максима Горького, который, конечно был чужд общим настроениям российской эмиграции, но, тем не менее, долгие годы жил на острове Капри в фашистской Италии, возглавляемой Муссолини.

Рюрик Ивнев неоднократно бывал за границей после революции как раз в те годы, когда, казалось бы, что ничто не мешало ему там остаться: «В начале февраля 1921 года мы с Есениным решили совершить небольшую поездку в Европу. Я рассказал о нашем плане Анатолию Васильевичу (Луначарскому – Г.М.), причём я его ни о чём не просил» (стр.431). Эта поездка по разным причинам не состоялась, но чуть позже – в 1925 году Р. Ивнев Съездил в Германию и опять-таки вернулся в советскую Россию.

В этом сборнике есть интересное полуюмористическое подобие эссе, иронически названное «Четыре выстрела в четырёх друзей – Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича».  Там написано так: «И ты, Есенин, бархатная лапка с железными коготками… И ты, великолепный выхоленный Мариенгоф, – и ты, остроглазый, умный Кусиков, –  и ты, хулиганствующий Шершеневич, –  все вы заслуживаете воображаемых пуль, которыми я пронзаю из своего бумажного револьвера, ваши бумажные сердца» (стр. 490).

Но эти выстрелы одновременно самоубийственны и для самого автора. Здесь Рюрик Ивнев, на мой взгляд, достигает вершины, если не своего творчества, то, по крайней мере, нравственного осмысления своей эпохи.

«Выстрел первый в Есенина. Я часто думаю о тебе. До чего ты связан с Россией, кровью, на жизнь и смерть.
У меня вырвалось в стихах, посвящённых тебе:
Кто не прочтёт иероглиф России,
Тот не поймёт есенинских стихов (стр. 492)
Выстрел второй в Кусикова.
Мне кажется, что ты являешься самым ярким и типичным представителем нашей эпохи; ещё не отзвучал стары й мир, и в то же время нарождается новый. (стр. 497).
Выстрел третий в Мариенгофа.
Ты великолепен в своей тихости, ты имеешь свой стиль увядания, мертвенности, отцветания… (стр.504)
Выстрел четвёртый в Шершеневича.
В жизни не встречал я более чуждого мне человека…
Ты не живой и не мёртвый. Ты просто предметный. Случай необыкновенный, изумительный. Двигающийся предмет.
Человека нет.  Поэта нет. Сердца нет. Вместо сердца шарик. Холодный, стеклянный, чужой для всех, и для тебя прежде всего» (стр. 506).

Вот такими странными заметками завершает Рюрик Ивнев свои воспоминания о самых близких своих друзьях. Что-то в этих мемуарах надумано, что-то, несомненно, написано от чистого сердца, а что-то является поэтической аллегорией, тем более, что судьба многих имажинистов оказалась не такой безоблачной, как жизнь его самого. Например, Вадим Шершеневич умер в 1942 году в  эвакуации в Барнауле  от скоротечного туберкулёза лёгких.

Может быть, поэтому Рюрик Ивнев заканчивает свои мемуары несколько грустной формулировкой:

«Мне больно за тебя, Вадим!
Я не стреляю в тебя.
Я поднимаю револьвер.
Выстрел в воздух»  (стр. 508).

Конечно, от Есенина до Шершеневича, как говорится, дистанция огромного размера, но мне кажется всё-таки, что есть нечто общее, что их объединяло – это осознание нового образа жизни, нового мировосприятия, а уж как оно отразилось на их судьбах – это другой вопрос. Книгу своих воспоминаний Рюрик Ивнев назвал «Богема», как и оперу Пуччини. Так жили и воспринимали мир деятели культуры Серебряного века, и нам есть чему у них поучиться.

Декабрь 2020 года                                       Санкт-Петербург

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка