Человеческая жизнь в ситуации нарастающего хаоса. Революция и повседневность.
Аксёнов Владислав Бэнович. Повседневная жизнь Петрограда и Москвы в 1917 году.
История запечатлевается в человеческой памяти, прежде всего, как комплекс больших, эпохальных событий, плавно переходящих одно в другое, и именно такие события становятся олицетворением прошлого; возникает ощущение, что прошлое целиком и полностью размещается именно в «сфере глобального», в которой всё индивидуальное и частное оказывается приложением к всеобщему, растворяется во всеобщем и исчезает… Та же самая революция видится – в такой перспективе – как движение масс, осуществление глобальных социальных преобразований, война армий и процесс исчезновения из сферы истории больших социальных групп. И как-то забывается при этом, что для того, чтобы такие большие события осуществились, необходимо соблюдение ряда «второстепенных», банальных условий: в пространстве человеческой жизни должны присутствовать магазины и продовольственные лавки, транспорт, регулярно двигающийся по одним и тем же маршрутам, телефоны как условие бытовой, повседневной коммуникации, соседи, разговаривающие друг с другом в соседней квартире, дождь, ветер и снег за окном, - и многое, многое другое, не подлежащее чёткому учёту и нормированию.
«Повседневная жизнь Петрограда и Москвы в 1917 году» – это кандидатская диссертация, написанная в 2002 году московским историком Владиславом Аксёновым. Слово «диссертация» в данном случае не должно смущать читателей; по большому счёту перед нами – монография, делающая небольшие, формальные уступки требованиям, продиктованным современными отечественными диссертационными советами. – Книга отлично написанная и, главное, написанная по делу: её содержание в полной мере соответствует своему названию.
Это обстоятельство тем более ценно, если помнить о том, что предметом описания является 1917 год. – Перед нами время, в котором Большая история активно стучалась в двери историй малых. В такие исторические моменты реальность больших событий и реальность повседневной жизни предельно активно взаимодействуют друг с другом, и в работе историка присутствует риск смешения этих двух реальностей. В книге В.Б. Аксёнова такого смешения не происходит; повседневное не утрачивает органических свойств, и, отражая в себе стихию революции, оно, тем не менее, не перестаёт быть повседневным. При этом, естественно, характер протекания повседневных процессов под влиянием революции видоизменяется, - «улица» активно стучится в домашнее, частное пространство жизни, но, при всём при этом частное всё равно остаётся частным, а общественное – общественным.
Задача описания повседневного прошлого очень зависима – в процессе своего осуществления – от чувства меры, следование которому вряд ли подчиняется исключительно рациональным правилам и в большей степени зависит от внутреннего такта и интуиции конкретного историка. – С одной стороны, описанию повседневности угрожает склонность к обобщениям, которая, если дать ей волю, оставит от повседневности чистую статистику, за которой не будет видно ничего конкретного; с другой стороны, стихия индивидуального, описываемая вне каких-либо обобщений, превращает повседневность в поток хаотичных фактов, а отдельные жизненные случаи становятся «историческими анекдотами», неизбежно превращающими процесс чтения в процесс развлечения. – В книге Аксёнова чувство меры, диктующее соблюдение баланса между общим и индивидуальным, являет себя предельно чётко и последовательно. – Здесь есть всё – и статистика, и индивидуальные случаи, и – главное – наличие и того, и другого успешно «работает» на одну цель – создание общей картины повседневной жизни двух русских столиц в переломный год русской истории.
Тематика книги стремится предельно полно очертить контуры и основные структурные элементы повседневного мира: здесь присутствует и «внутренняя сфера» существования, - то, что являет себя почти исключительно в сфере сознания: мнения, слухи, психологические ожидания, коллективные мифы и переживания, привязанные к конкретным «историческим моментам»; здесь же – и бытовая сторона жизни, включающая в себя и пространство дома, и пространства внешних коммуникаций; в связи с этим особо отмечу феномен петроградскогого трамвая, - феномен, изначально присущий именно сфере повседневного существования, но, в то же время, являющийся и «культурным символом», отражающим глобальные процессы, происходившие в российском городском обществе с начала ХХ века; здесь же – и описание сфер потребления и досуга. - Читатель этой книги узнает много нового о жизни театра и кинематографа 1917 года.
Сам этот год оказался предельно динамичным; развитие самых разных жизненных тенденций – социальных, политических, культурных, психологических, - приобретает в этот временной отрезок небывалую скорость, что, в свою очередь, не менее стремительно отражается и на реалиях повседневной жизни. – И одним из безусловных достоинств книги В.Б. Аксёнова является фиксация этой скорости изменений, - 1917 год не превращается во что-то недифференцированное и, соответственно, условное; наоборот, каждый месяц этого года показывает собственную специфику, превращается в индивидуальную «веху» существования человека в большом городе, застигнутого стихией перемен.
***
Безусловно, главным структурным содержанием всех процессов 1917 года оказывается нарастание деструктивности; общество фатальным образом соскальзывает в состояние хаоса. И если ранней весной 1917 года деструктивное сосуществует с настроениями эмоционального подъёма, то далее деструкция превращается, по сути, в единственную силу, управляющую процессом. – В связи с этим обстоятельством мне нравится манера фиксации событий, свойственная В.Б. Аксёнову: никаких эмоциональных деклараций и минимум ценностных суждений. – Чёткий и рациональный взгляд на события, позитивно отличающийся от множества других, навязчиво претендующих на объективность описаний, за которыми часто скрываются всего лишь идеологические догмы и личные психологические комплексы историка…
***
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы