Система, Утопия и антисистема (16)
Сергей Иванников (05/09/2023)
Часть 2. Система и антисистема.
12. Антисистема
- Антисистема – это отрицание системы как комплекса действий, ориентированных на созидание. Если система конструктивна, то антисистема – деструктивна. Её главный (и часто единственный) вектор действия ориентирован на разрушение.
- Главной целью антисистемы является разрушение системы. Никаких иных глобальных целей у антисистемы нет.
- Антисистема – это триумф желания. Антисистема игнорирует требования реальности и объявляет невозможное возможным. Именно это обстоятельство делает антисистему хрупкой и недолговечной.
- Установка на разрушение, создающая антисистему и подчиняющая себе все её действия, в сочетании с отсутствием реалистичной позитивной программы, позволяет говорить об антисистеме как аналоге инструмента, внезапно и ненадолго обретшего субъектность.
- Антисистема «подражает» системе. В рамках такого подражания антисистема стремится воспроизвести внутри себя все элементы системы. Но делает это в ущербной (деформированной) и утрированной форме. Пример: средневековый сатанизм. Это антисистема, возникшая в процессе подражания / противостояния христианству. В сатанизме намечено (обозначено) всё, что есть в христианстве: церковь, ритуал, местные авторитеты, праздники, этос и т.д. Это – подражание. Но если взглянуть на идеи сатанизма, они не обладают какой-либо оригинальностью. То, что христианство называет белым, сатанизм – чёрным, и наоборот. То же самое относится и к ритуалу.
- В рамках подражания системе антисистема создаёт эрзац-личность. В действительности такое образование оказывается имитативным. Сущность личности связана с созиданием. антисистемная эрзац-личность ориентирована на разрушение.
- Антисистема как результат подражания системе оказывается упрощённой версией системы. Антисистема упрощает внутренние связи, устраняя из них всё, что не может сымитировать. Если система стремится к повышению сложности (вектор развития), то антисистема стремится к простоте. Её вектор направлен на примитивизацию и архаизацию.
- Антисистема не может существовать автономно (независимо) от системы. В этом контексте антисистема никогда не принадлежит самой себе. Все изменения внутри антисистемы производны от изменений в системе, с которой она связана.
- То, что обладает способностью к саморазвитию, сущностно. То, что такой способности не имеет, – бессущностно. Антисистема – бессущностна.
- В общественной сфере сущность всегда укоренена в почве. (В связи с этим ещё раз имеет смысл вспомнить о том, что система – это компромисс между желанием и средой, ограничивающей сферу желаний на структурном уровне.) Любая система имеет почву. Антисистема беспочвенна; её присутствие в каком-либо регионе – случайно и всегда кратковременно.
- Бессущностность и беспочвенность антисистемы, т.е. её неестественность, усиливает внутри неё элементы тоталитаризма. антисистемная логика утверждает себя посредством целенаправленных усилий, включающих в себя насилие. По преимуществу такая логика ориентирована на контроль и удержание (сохранение). Очевидный пример существования подобной модели: тоталитарные секты. При том, что тоталитарная политика никогда не достигает абсолютного успеха, т.е. тоталитаризм никогда не бывает таковым в точном смысле этого слова, именно в сектах тоталитарность проявляет себя наиболее последовательно и полно.
- Кого объединяет антисистема? – В первую очередь людей с деструктивным мироощущением. Это тип психологии, для которого процесс разрушения экзистенциально более важен, чем процесс созидания. Антисистема объединяет множество подобных психологических типов и оформляет (институционализирует). Пример из американских 1960-х годов: до институционализации человек с доминирующими деструктивными импульсами – просто бродяга, в момент институционализации бродяга становится частью молодёжного движения хиппи. Точно также петроградские хулиганы 1916 года в 1917 году превращались в авангард революции.
- Деструктивный тип личности может иметь разный генезис. С одной стороны, он может быть следствием внутренней деперсонализации, в рамках которой сам субъект начинает себя воспринимать не в качестве личности, а в качестве индивида, сводя своё существование к факторам телесности. Но, с другой стороны, деструктивность – это деформация идеи личности в её внемировом (внесистемном) понимании. С этой точки зрения деструктивность – это всегда проявление кризиса трансцендентности в индивидуальном сознании.
- Доминирование деструктивности в индивидуальном сознании – процесс болезненный. В значительном количестве случаев он связан с психологическими аномалиями (болезнями). Именно поэтому внутри антисистемы значительно больше очагов психического нездоровья, чем внутри системы. В этом контексте антисистема склонна к легитимации безумия.
- Другим социальным типом, активно интегрирующимся в антисистему, являются социальные и культурные аутсайдеры. Потребности этих людей не могут быть реализованы в рамках системы. Антисистема даёт им такую возможность.
- Помимо людей с деструктивным и аутсайдерским типами мировоззрения внутри антисистемы присутствуют люди и с позитивным типом сознания. Но их присутствие внутри антисистемы можно считать случайным и кратковременным. Большинство представителей хиппи 1960-х через несколько лет вышло из этого движения и более-менее успешно интегрировалось в социальную систему американского общества.
- Если антисистема существует на протяжении относительно долгого времени, она обретает возможность для частичного воспроизводства. Частичное воспроизводство означает, что антисистема не только мобилизует определённые личностные типы, но и отчасти их воспроизводит. (Такова, например, антисистема французских катаров в изложении Л.Н. Гумилёва.) Антисистема способна воспроизводить деструктивность, аутсайдерство, психологические аномалии. Такое воспроизводство означает, что деструкция и аномалия навязываются в качестве нормы.
- Но даже когда антисистема воспроизводит себя, она делает это лишь частично. В основном антисистемы живут не за счёт «потомственных» антисистемщиков, а за счёт неофитов. Антисистема всегда нуждается в новых поступлениях из системной среды.
- Появление антисистемы указывает на то, что система работает не идеально. Антисистема – это всегда продукт системных сбоев и несовершенств. (Пример: если появилась нацистская Украина как анти-Россия, то это означает, что в Русском мире что-то пошло не так.)
- Регулярность и частота появления антисистем указывает на то, что системные сбои не являются особенностями какого-либо одного общества. Все общественные системы функционируют не идеально. В работе каждой из них заложена возможность конфликта и появления антисистемы.
- Если провести аналогию между обществом и биологическим организмом, то антисистема – это вирус, паразитирующий на организме. Соответственно, несовершенство общественных систем проявляется в том, что они способны «болеть». Общественные болезни – такое же естественное состояние общества, как его стабильное существование или устойчивое развитие.
- Регулярное воспроизводство системой антисистемы позволяет предполагать, что вторая – это специфический способ самонастройки первой. антисистемы паразитируют на проблематичных аспектах жизни систем. Борьба с антисистемами делает систему совершеннее. Система исторгает из себя и концентрирует в каком-то одном месте свои собственные деструктивные элементы, тем самым очищая себя от них. После чего такие элементы, в итоге, системой уничтожаются, а системная память обретает знание о причинах и способах возникновения таких деструктивных элементов, благодаря чему появление их внутрисистемных аналогов в дальнейшем оказывается затруднительным. Образцовый пример таких действий: американская контр-культура 1960-х годов. Породив и уничтожив эту антисистему, западная система сделала появление контр-культуры 2.0 невозможным.
- Если система не может уничтожить антисистему в течение долгого времени, это означает, что в самой системе существует глубинный разлад и локальные формы её перенастройки оказываются неэффективными. В таких ситуациях система производит глобальную трансформацию, как правило – революционного типа.
- Революция, как уже было отмечено, скачкообразна. Будучи симптомом локальной неэффективности системы, революция всегда осуществляется в условиях глубинного неблагополучия общественной жизни. Будучи крайне болезненным способом системной трансформации, она возникает только тогда, когда в ней существует глубинная необходимость. В рамках системной логики это означает, что революция всегда имеет объективный характер. Революцию можно отложить до определённого момента, но её нельзя отменить. Каждое «откладывание революции» делает саму эту революцию более масштабной, а с точки зрения протекания процессов – более жёсткой. В этом контексте 1905 год можно считать одним из упущенных шансов России для последующего, значительно более органичного развития.
- Революция не является однозначно внутрисистемным и однозначно антисистемным явлением. Революция – это точка бифуркации, в которой одновременно присутствуют и системные и антисистемные элементы; первые – в виде конструктивной деятельности, формирующей конфигурацию нового состояния системы, вторые проявляются как чистая деструкция, подталкивающая общество к падению в хаос. Устранение какого-либо одного аспекта (системного или антисистемного) из сферы революционного действия невозможно.
- В сравнении с трансформацией революционного типа совершенствование системы посредством производства антисистем и их последующего уничтожения представляется аналогом нормального (благополучного) развития. Такое производство и уничтожение может быть понято как технологический процесс. Суть этой технологии в том, чтобы избежать глобальной трансформации системы, в рамках которой вторичные системные элементы придётся создавать заново.
- Но важнейшим условием совершенствования системы посредством производства и уничтожения антисистем является относительная незначительность последних. Именно так и обстояло дело в прошлом. Впрочем, не всегда. Л.Н. Гумилёв определяет как антисистему средневековых катаров. Борьба с этой антисистемой потребовала организации Крестового похода и обрела форму полноценной войны.
(Продолжение следует)
Последние публикации:
Зима, 1914 (Об одном пейзаже Юлия Клевера) –
(31/01/2025)
У края бездны. Документальный киноцикл Максима Фадеева –
(13/12/2024)
Система и возможность её религиозной интерпретации (2) –
(08/11/2023)
Система и возможность её религиозной интерпретации (1) –
(03/11/2023)
Система, Утопия и антисистема (25) –
(31/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (24) –
(25/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (23) –
(18/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (22) –
(16/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (21) –
(09/10/2023)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы