Комментарий | 0

Социальное сопротивление и партийное строительство

 

Из книги "Россия и Запад. Русская цивилизация и глобальные политические вызовы"

 

 

 

Представление, что любое общественное движение нуждается в руководстве со стороны некой политической партии, чьё существование предшествует движению, является догматическим и ошибочным.

       Ошибочным оно оказывается, прежде всего, в тактическом смысле: любая подлинно оппозиционная политическая сила, стремящаяся легальным образом действовать на общероссийском политическом уровне, будет зачищена сразу же, как только станет представлять собою реальную угрозу власти. И если предполагать, что ради революционного действия сначала необходимо создать некую партию, то тогда времени революции можно будет ждать неопределённо долго, но это время так и не наступит. В действительности движение должно организовываться снизу – из регионов, оно само выделит из своей среды лидеров и примет те внешние формы, которые будут адекватны требованиям момента.

       Наличие некой партии, состоящей из профессиональных революционеров, имеет и глобальные стратегические минусы. Современное российское общество не доверяет подобным революционерам, и, честно говоря, имеет на это все основания. Та организованная оппозиция, которая время от времени пытается действовать, например, на московских улицах, является не вполне искренней в своих требованиях. Проблематичность такой оппозиции связана с неясностью источников её финансирования. Та информация, что попадает время от времени в Сеть, позволяет сделать вывод, что в лице такой оппозиции общество сталкивается с очередным инструментом оранжевой революции, а реальной целью таких оранжевых революционеров оказывается собственное обогащение посредством развала страны.

       Эта оппозиция выступает под лозунгами, очень напоминающими неолиберальный пафос девяностых годов. К каким результатам приводит такая деятельность, народ помнит. К сожалению, о ней не может помнить юное поколение России, именно поэтому лозунги оранжевых отчасти находят отклик в молодёжной среде. Но школа девяностых, пройденная российским обществом, является надёжным противоядием. А тот, кто об этой школе начал забывать, всегда может посмотреть на то, что происходит сегодня на Украине, где неолибералы совместно с неонацистами успешно выталкивают свою страну в сферу Ничто. Судя по всему, одна из самых благополучных в прошлом советских республик сегодня уже прошла ту точку невозврата, после которой говорить о её существовании в качестве независимого государства в долговременной перспективе уже нет смысла.              

       Появление подобных «революционных деятелей» в регионах способно лишь дезориентировать и расколоть местные общественные движения, ослабить их, и, в то же время, дискредитировать в глазах российского общества. Именно поэтому любое региональное движение должно избегать всех попыток навязывания ему каких-либо внешних целей и лидеров. Подлинным авторитетом на местах обладают только те люди, чья деятельность всегда была на виду у общества. И именно они и являются потенциальными лидерами страны в будущем.

       При том, что такие лидеры должны обладать соответствующими организаторскими качествами и элементарной честностью, они должны иметь чёткие представления о тактических и стратегических целях сообщества, внутри которого они действуют.

       На тактическом уровне они должны чётко представлять результат, которого они хотят достичь. – Оппозиция должна быть конструктивной в своих требованиях. – В подавляющем большинстве случаев протест связан с конкретными действиями местной администрации. Соответственно, он должен быть направлен на предотвращение таких действий. Всё остальное является безответственной демагогией. Так, например, если администрация пытается уничтожить школу или некий исторический объект в городе или посёлке, воля жителей должна быть направлена именно против этого решения. Если администрация разрушает местную больницу, следовательно, необходимо помешать ей сделать это. Движение должно ориентироваться на достижение конкретных результатов, т.к. только такие результаты свидетельствуют о достигнутой победе. И такие результаты способны сплотить людей сильнее, чем все декларации об абстрактных политических правах вместе взятые.

       Для представителей местной бюрократии люди, живущие на управляемых ею территориях, обозначаются термином «население», под которым понимается нечто социально аморфное, пассивное и безответное. Относится с уважением к такому «населению» региональные власти начинают только тогда, когда в качестве ответа на свои действия получают массовые протесты и информационный шум, вызывающий неудовольствие у вышестоящих бюрократических структур. И пока общество пассивно, оно действительно является именно населением и ничем больше. Судьба такого общества – распад и атомизация. Подлинное общество начинает формироваться именно в процессе сопротивления. Сопротивление создаёт общество.

       Но оппозиция должна обладать чётким представлением и о своих стратегических целях, выходящих за рамки локальных, частных проблем.

       Любая локальная победа имеет временный характер. Если удалось отстоять школу, это не означает, что через месяц местная администрация не попытается закрыть детские сады или больницы. Нет гарантий, что если одного местного казнокрада сняли с должности, на его место не придёт другой, который начнёт обустраиваться на новом месте кормления с ещё большим энтузиазмом и размахом. Необходимо осознание того, что если администрация может безнаказанно творить несправедливость, то подобная возможность характеризует не только конкретных людей, но и систему в целом, допускающую возникновение таких возможностей. И, следовательно, такая система должна быть изменена.

       Не стоит впадать в интеллектуальную наивность и предполагать, что можно создать некую социальную теорию, в рамках которой будут содержаться ответы на все вопросы. Теории, которые обладают подобным самомнением множество, но их догматизм может быть откровенно опасным. В условиях высокой динамики современных процессов общество нуждается не в теориях, а в чётких принципах, опираясь на которые можно выработать и понимание нюансов происходящего, и последовательную схему действий. Эти принципы, на первый взгляд, очевидны: приоритет национальных интересов, приоритет интересов большинства над интересами меньшинства, демократический способ принятия решений, осознание того, что страна пребывает в состоянии глобального межцивилизационного конфликта, в рамках которого геополитические противники России всегда заинтересованы в существовании внутри страны пятой колонны, осознание, что человеческая жизнь не может ограничиваться исключительно материальными интересами. Но при всей своей очевидности эти принципы время от времени подвергаются забвению. И это обстоятельство может серьёзно деформировать программу и характер деятельности любого общественного движения и процесса. Но люди, которых судьба заставляет брать на себя основную ответственность за происходящее, не имеют права забывать о таких принципах. Сама жизнь иррациональным образом выталкивает их на ведущие роли в движении общества за своё будущее, и это требует от них особой ответственности. Такая ответственность – это зов судьбы, от которой нельзя уклониться.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка